Имя Николая Михина - члена Союза писателей России - известно в литературных кругах Санк-Петербурга и других городов России. Не так давно в «Книжной лавке писателей» состоялась презентация очередной книги поэта «Два начала», изданной НППЛ «Родные просторы». Книга получила читательские отклики. Эта книга является первым томом избранных сочинений Николая Михина.
Мне особенно приятен сам факт издания книги и положительные отзывы о ней, так как я знаю Николая давно, оба мы состоим в Международной писательской ассоциации баталистов и маринистов, он является моим помощником в руководстве литературным объединением «Путь на моря» им. Вс. Азарова. Целый цикл стихов о море вошел в упомянутый мной первый том под заголовком «Море, любовь, поэзия». А еще мне приятно, что почти все (за исключением трех стихотворений) стихи книжки «Сезон дождей», вышедшей под моей редакцией, вошли в избранные сочинения. Я не буду много говорить о первом томе, поскольку о нём уже много сказано в печати, в частности: в журнале «Невский Альманах», газетах «Литературный Петербург», «На страже Родины», «Невский край», «Морская газета». Тем более, что вышли в свет уже и второй том «Магнитные бури» под редакцией Александра Ковалёва (бытовая лирика, юмор и сатира, пародии), и третий том (проза) «Арминда» под редакцией Георгия Чепика. Талант Михина многосторонен и многообразен, что отмечалось многими российскими литераторами. Он пишет для людей разного возраста и пола, разных социальных групп, пишет простым русским языком, образно и понятно. Поэзию его я знаю более полно, так как стихи его не раз обсуждались и на секции поэзии, и в ЛИТО «Путь на моря», где он состоит более десяти лет. Однако и прозаики отмечают его профессионализм и талант в создании повестей, рассказов и очерков. И во всех трех томах ярко выражено единство многообразия. А выражается это единство в любви к Родине (большой и малой), к природе, женщине, детям, животным, в доброте и в то же время в ненависти ко всему, что противостоит этой любви и доброте. «Магнитные бури» состоят из пяти разделов: «В нашем доме», «Градусы радости», «Вечер со свечами», «Козлиада» и «Огненный конь». Каждый раздел предваряет строфа, выражающая общую идею всего раздела, что избавляет меня от необходимости цитировать автора. Хотя цитировать здесь можно многие строки. Так, раздел «В нашем доме» предваряет строфа: Жить сегодня тревожно и сложно: Всюду царствуют кривда и зло. Без царя на Руси - тяжело, Без царя в голове - невозможно. Хорошо? Да. Всё точно, просто и ясно. Второй раздел - светлый и радостный. И называется «Градусы радости»: Быть мирозданья малой частью, Осознавать, что мир хорош. И - самое большое счастье - Что ты родился и живёшь. Это действительно счастье, а «счастье» и «радость» - синонимы. «Вечер со свечами». Само название раздела (как, впрочем, и другие названия разделов) говорит за себя. Это раздел юмора. Искромётного юмора. И предваряется он двумя строчками: «Вот и растаяли свечи, /А геморрой не прошёл». Неожиданный поворот стихотворения. Это в духе Николая Михина. Следующий раздел идёт как бы особняком. Он цельный. То есть он представляет из себя авторскую стилизацию произведений ста одного (по доминошному счёту) из современных поэтов. То есть, как кто-либо из них написан был, по мнению автора, об известном козлике, который жил-был у бабушки. Сто первая стилизация, которая и предварила раздел, написана не самим Михиным, а редактором его книжки «Козлиада», известным пародистом Александром Матюшкиным-Герке: «Итог разборок был таков: /Пришёл Козёл, сожрал Волков». Ну и последний раздел - раздел пародий. Он озаглавлен по названию одной из включённых в него пародий, пародии на поэта-мариниста Станислава Бурова, своего давнего друга, с которым доводилось ещё в начале 60-х годов прошлого века бороздить моря и океаны. Этой же пародией и предваряется раздел: Женщина на огненном коне. Кто она? Для ясности замнём. До чего ж приятно, братцы, мне Быть под этой женщиной конём. Кстати, пародии у Михина не злые, и вообще он не пишет пародий на плохие стихи. Третий том, как я уже говорил, включает в себя прозу. Здесь «Дача Долгорукова» и «Альма матер» - автобиографические повести о жизни питерских окраин (первая) и о студенческих годах на историческом факультете Ленинградского государственного университета (вторая). Обе повести выходили отдельными книгами, причём повесть «Дача Долгорукова» отмечалась благодарственным письмом за участие в конкурсе о жизни поэтов-пятидесятников «Смотрю в себя как в зеркало эпохи», проводимом газетой «Невское время». Рассказы и очерки самые разные: о Салавате Юлаеве и Гаврииле Державине, о русской литературе и о «Самых красивых кораблях», о ветеранах Великой Отечественной и нашей действительности в деталях «Здравствуйте, дяденьки и тётеньки». И опять же отрадно, что в книгу вошли многие произведения о море, о флоте. Это и целый цикл очерков «Венки на волне», и рассказ «Арминда», по названию которого и озаглавлен раздел. Хорошая черта Николая Михина, что он не только много пишет, но и много работает над своими произведениями. Поэтому они у него со временем становятся всё лучше и лучше. Это относится не только к стихам, но и к прозе. Уверен, что прочитав трёхтомное собрание избранных сочинений Николая Михина читатели будут солидарны со мной в оценке этих замечательных творений. Борис ОРЛОВ, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, член Международной писательской ассоциации баталистов и маринистов… |