С большим интересом я читаю книги известного Героя подводника, флотоводца Аркадия Петровича Михайловского: «Вертикальное всплытие», «Рабочая глубина», «Адмиралтейская игла», «Океанский паритет». Недавно к ним добавилась пятая, немного с непривычным для его серии «Записок…» названием: «Цена успеха» (С-П, Наука, 2006), но об этом ниже.
Эта книга - продолжение Записок командующего Северным флотом, начатых в предыдущей - «Океанский паритет» (С-П, Наука, 2002) и охватывает события второй половины флотоводческой деятельности автора: 1983-й начало 1985 гг.
Полностью разделяю мнение об авторе директора издательства С.В.Вальчука: «Он в своих книгах выступает не как беллетрист, имеющий право на фантазию, а как вдумчивый, серьезный исследователь, связавший свою жизнь с флотом 65 лет назад, и до сих пор он - в строю». Добавлю к этому выдержку из своей книги «Горизонты противостояния…» (М., Яуза, 2005), где, ссылаясь на некоторые особо поучительные и важные для нынешних «краткосрочных» флотоводцев положения из работ Аркадия Петровича отметил: «Они отличаются от воспоминаний и записок военачальников, написанных и изданных в нынешние реформаторские годы, в первую очередь, своей научной содержательностью. Чувствуется, что авторские изыскания и изложение взглядов на проблемы теории и практики военного искусства, вышли из-под пера не только адмирала с богатым опытом разносторонней флотской службы, но и ученого, доктора военно-морских наук, действующего профессора Военно-Морской Академии».
Книга объемом около 400 страниц и скромным 2000-м тиражом представлена в 2 частях: «Оперативный простор» и «Черная полоса», хорошо иллюстрирована. Автор с присущим ему образным, доходчивым для любого читателя языком, излагает события и факты одного из сложнейших периодов деятельности Советского ВМФ (начало 80-х гг.), как «свидетельства очевидца, окрашенные личным мироощущением…и пропущенные через разум и душу».
Все книги А.П.Михайловского интересны тем, что, знакомясь с ними, читатель как бы совершает экскурс в недавнее прошлое своей флотской службы и жизни. Вновь, подобно большинству из нас ветеранов, проследует маршрутами по «дуге большого круга» всех четырех флотов, встретит имена многих знакомых сослуживцев, с определенной долей ностальгии и гордости припомнит свое участие в освоении Мирового океана и боевой службы.
Кроме того, особенно из двух последних книг, можно почерпнуть, много поучительного и из области военно-морского искусства, полезного нынешним командирам и командующим. Полезны современному читателю сведения о том, каким был СФ в 80-х гг.
Еще в предыдущей книге, знакомясь с СФ, его новый командующий, сменивший адмирала В.Н.Чернавина в конце 1981 г., дает читателю представление о состоянии флота того времени и его оперативном просторе, охватывающем два океана и Средиземное море.
«Боевых кораблей - 395, вспомогательных судов - 290, летательных аппаратов - 380. Одних подводных лодок более 180 (46 ПКСН)… три флотилии, столько же эскадр, ВВС, Беломорская ВМБ, 16 дивизий, 31 бригада,19 полков, 16 отдельных дивизионов, 23 технических баз оружия…на флоте служат 120 тыс. военных моряков, 85 тыс. рабочих и служащих, 35 тыс военных строителей». Судя по открытой информации, весь нынешний ВМФ в строю не имеет и половины того, что представлял собой СФ в середине 80 гг. прошлого века.
В первой части книги адмирал через свои впечатления о посещении многих пунктов базирования сил флота, личного руководства и участия в оперативно-тактических и других флотских мероприятий излагает: «Только факты, свидетельствующие о том, как строился, развивался и действовал Северный флот нашей Родины в сложный период «холодной войны».
Отмечая значение растущей боевой мощи Северного флота, его активной деятельности в обеспечении стратегического равновесия (океанский паритет) в непростом двухполярном мире, он знакомит читателя с масштабными учениями, проводимыми на Северном флоте, боевой службой кораблей, напряжение которой возрастало.
«Северный флот ежегодно выполняет более 200 походов кораблей, подводные крейсера стратегического назначения совершают 60 выходов на боевое патрулирование…добрая треть патрулирует подо льдами Арктики».
Заслуживают читательского интереса, в т.ч. нынешних штабных и командных офицеров, как готовились и проводились на флоте, масштабные флотские учения и маневры : «Фланг-83», «Рубеж», «Магистраль-83», «Океан -83», «Атлантика-84».
К примеру, на общефлотском КШУ «Магистраль-83» было задействовано: 49 надводных кораблей, 21 ПЛ (17 АПЛ), 26 вспомогательных судов, 2 бригады морпехоты,155 самолетов и 33 вертолета, плюс взаимодействующие силы ПВО, ЛенВО. Или как проводилась в те годы активная повседневная боевая подготовка (ежегодно около 600 учебных стрельб баллистических, крылатых, зенитных ракет и торпед, отработка более 900 курсовых задач и не менее 50 зачетных тактических и оперативно-тактических учений).
Дополнит читателю представления о Северном флоте середины 80-х гг. знакомство с атомным центром ВПК «Севмашпредприятие» в Северодвинске, где не задерживались на стапелях (как ныне- десятилетиями) современные атомоходы. Шла активная сдаточная пора проектов 941, 945, 667 БДРМ. После обхода основных заводских цехов, встреч с кораблестроителями и беседы с автором этих проектов С.Н.Ковалевым, бывший командующий отмечает: «Как я и ожидал десяток новых и восстановленных атомоходов получим к зиме». Середину 80-х гг. с полным основанием можно назвать вершиной подводного кораблестроения.
Думаю, что вышеизложенная информация поможет читающим гражданским и нынешним флотским людям полнее понять, что собой представляла морская мощь Советского Союза (в т.ч. СФ), которая вместе с армией обеспечивала длительный мир на планете, заставляла уважительно относиться к нам, поддерживала достойный политический вес страны на международной арене.
В авторских «Репортажах из прошлого» основными действующими лицами представлены сослуживцы, моряки разных чинов и рангов, верой и правдой служивших Отечеству.
Для многих из них он находит добрые слова признательности за помощь и взаимопонимание в решении порой сложнейших проблем. Не уходит и от критических оценок служебных дел и поступков в разных ситуациях как своих, так и подчиненных. Читатели-офицеры найдут в этом разделе и методологические советы по воспитательной работе, и примеры общения и требовательности старшего начальника к подчиненным.
Личностная мозаика офицеров разного звена представленная в книге близка многим читателям, особенно хорошо знавшими С.Горшкова, Г.Егорова, В.Чернавина, Н.Смирова, В.Поникаровского, В.Коробова, В.Круглякова, Н.Усенко, В.Рябова, В.Петрова, В.Потапова, И.Касатонова, В.Чирова, Л.Матушкина, Ю.Патрушева, В.Лебедько, Г.Лазарева, В.Калашникова, В.Павлова, Е.Чернова, В.Гришанова и др.
Интересны авторские впечатления, о встречах с высокими военачальниками маршалами Д. Устиновым, С.Соколовым, генералом армии В.Говоровым, некоторыми госпартийными деятелями и другими личностями, побывавшими на флоте. Целая глава книги и десятки иллюстраций посвящены 50-летнему юбилею Северного флота, на морском параде, в честь которого выстроились 36 разных кораблей.
Автор, вспоминая значительные флотские события тех лет и посещения примечательных североморских мест, делает по ним исторический экскурс. Познавательно описаны Соловецкие острова, Беломорская земля с городом Архангельском и музеем деревянного поморского зодчества на территории Малые Карелы. Отдельная глава отведена Арктическому архипелагу Новой Земли и морскому ядерному полигону, с которым знакомился пытливый командующий. Полагаю вице-адмиралу Валентину Кузьмичу Чирову, начальнику полигона тех лет, будет приятно экспрессивное повествование о встречах с Аркадием Петровичем в Губе Белушьей. А читателю узнать о новоземельских первооткрывателях, моряках, защищавших полярное побережье Карского моря от набегов фашистских кораблей в годы войны.
В первой половине 1984 г. СФ находился на вершине успеха, как и его командующий. Проведенное оперативное КШУ флота «Атлантика-84» получила высокую оценку Главкома ВМФ С.Г.Горшкова, «показала способность командования, штаба и сил Северного флота решать присущие им задачи…». Сам Аркадий Петрович был избран депутатом Верховного Совета и членом бюро Мурманского обкома.
В феврале Указом Президиума Верховного Совета за успешные испытания и освоение головного ТПРК системы «Тайфун» присвоено высокое звание Героя капитанам 1 ранга командиру Ольховикову А.В. и председателю комиссии госприемки В.П.Рыкову. Завершилась успешно сложная боевая трехмесячная служба подводного ракетоносца К-457 в малоизведанном районе Арктики -море Бофорта.
Вторая заключительная часть книги - «Черная полоса» - начинается с мая 1984 года. Это название автор, по-видимому, взял из выражения житейской морской мудрости, с которым многие сталкивались за длительные годы службы. «Жизнь, как морская тельняшка, где за светлой полосой всегда следует темная…».
Подтверждением тому явился майский грохот в губе Окольной - взрыв боезапаса на ракетно-технической базе. Он отозвался не только в окрестностях Заполярья, но и получил особое видение с московских вершин Минобороны. Проходя в те годы службу в Главном штабе ВМФ, я был свидетелем жесткой реакции на это чрезвычайное происшествие.
Аркадий Петрович недаром употребил в тексте применительно к тяжелым событиям того високосного года, отразившихся на личной его судьбе, такие выражения, как «злой рок» или флотское «удар форштевнем». За ЧП в Окольной последовал первый строгий министерский выговор.
Через неделю после этого произошел пожар на АПЛ К-131 с гибелью 13 подводников и вслед внезапная инспекция флота. Следующий удар - столкновение АПЛ К-53 с нашим транспортом в Средиземном море. За три дня до нового года вновь злой рок настиг флот и его командующего. Запущенная с АПЛ, в сторону стреляющих кораблей в Баренцевом море, ракета внезапно отклонилась от заданного маршрута, почему-то не самоликвидировалась и упала на территорию Финляндии. Последовал скоропалительный разбор случившегося высоким начальством и в итоге - очередной строгий приказ и представление к освобождению командующего СФ и члена военного совета от занимаемых должностей.
Заслуженный подводник, адмирал, Герой Советского Союза, успешно поднявшийся через «беспримерный тяжкий труд» по должностным командным ступеням до комфлотовских высот, оказался неугодным новому министру обороны Л.С.Соколову ( назначенный после кончины Д.Ф.Устинова и через три года сам «низложенный» за позорную посадку самолета Руста у стен Кремля). Вскоре состоялось назначение А.П.Михайловского на более спокойную должность - начальника Главного управления навигации и океанографии Минобороны.
К этому судьбоносному для адмирала решению «верхов» примечательна приведенная им в конце книги информация: «Я, например, являлся 11-м командующим СФ. Из 10 моих предшественников семь плохо кончили… Лишь трое… адмиралы А.Головко, Г. Егоров и В.Чернавин ушли с флота с повышением… я не первый и, видимо, не последний…».
Следует заметить, что волюнтаризм, замена должностных лиц по принципу преданности (ныне командное единомыслие) существовали во все времена при подборе кадров. Однако, отмечая число сменившихся по разным причинам командующих, надо указать временной интервал таких «смен». За 50 лет существования СФ - 11, зато за 20 последующих в «новые времена» - уже семь!
Вряд ли только злой рок повинен в происшествиях високосного года. Справедливы заключения мудрого Главкома С.Г.Горшкова: «Аварии и условия их возникновения создают люди своей неорганизованностью, безответственностью и безграмотностью». Применительно к приведенным в книге годам, нельзя не учитывать, что то было самое активное и напряженное во всех отношениях время в деятельности ВМФ и, естественно, СФ.
Тогда в Мировом океане одновременно решали задачи боевой службы свыше 150 советских надводных кораблей и около 40 подводных лодок.
Мне импонируют, как и, вероятно, большинству ветеранов Советского флота оценка адмиралом своей флотской службы, тем более в должности командующего. Возможно, она из-за реалий современной жизни не всеми нынешними офицерами будет воспринята должным образом, но именно «каждый из нас, прошедших сквозь штормы «холодной войны», служил не столько за деньги и престиж, сколько по чести и совести… а отданные годы служению Отечеству в должности Командующего СФ считаю лучшими в своей жизни…».
В заключение своего отзыва на интересную и поучительную книгу близкого мне по духу человека выскажу пожелание, которое разделяют и другие читатели-ветераны, успевшие познакомиться с ней.
Мы, ученики школы Н.Г.Кузнецова и С.Г.Горшкова, некоторые их, да и Аркадия Петровича, сподвижники и сослуживцы обеспокоены судьбой Отечества и его ВМФ. В этой связи нас уже не один год волнуют вопросы, ответы на которые хотелось бы услышать или прочитать из уст и книг известных лиц, владеющих масштабностью оперативного и государственного мышления, сравнить их со своими мнениями и суждениями.
Почему без войн и сражений флот потерял большую часть корабельного состава, не говоря уже о других компонентах определяющих морскую мощь страны, фактически лишившейся статуса великой морской державы? Чем объяснить крутые повороты в судьбе ВМФ, кроме как «развалом Советского Союза»?
Как оказались за последнее рыночное десятилетие на корабельной свалке почти 200 атомоходов (в т.ч. с «выслугой лет» менее 20)? Что дала ВМФ поспешная продажа за рубеж уникальных авианосцев? Почему не использовался богатый опыт консервации лодок и надводных кораблей?
И еще многие «почему». Они невольно возникают у любого читателя, когда из воспоминаний бывших командующих, флотоводцев он узнает, какими были сильными наши флоты и что с ними стало за последние 15 лет. Ответы на проблемные вопросы интересны и тем, кому предстоит участвовать в создании «комбинированного мобильного ВМФ» в свете требований современной геополитической обстановки, новых научно-технических решений и… «оборонной достаточности».
Остается уповать на ожидание, Ваших, Аркадий Петрович, как вы пишете в эпилоге, «возможных грустных размышлений пожилого моряка, ставшего на мертвый якорь». Вот только времени на это у нас остается все меньше!
Контр-адмирал
В. Козлов