на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Академия «Науки побеждать»
Автор: Контр-адмирал в отставке Владимир ЛЕБЕДЬКО.   

Image

В сентябре 1959 года в городе Сурабая, что на острове Ява, закончилась передача подводных лодок С-79 и С-91 Тихоокеанского флота Индонезийским ВМС. Это было первое относительно длительное - в течение месяца - пребывание советских подводных лодок в экваториальной зоне. Условия плавания в морях Сулавеси, Яванском и в море Бали были чрезвычайно тяжёлыми для наших субмарин, не приспособленных к таким широтам. Высокие температуры, доходящие до 60 градусов в кормовых отсеках, невыносимая духота, большая влажность, тепловая радиация от окрашенных внутренних поверхностей лодок приводили к тяжёлым головным болям, к быстрой усталости и нередко обморочным состояниям. Однако, несмотря на все трудности, техника и оружие были сданы индонезийцам в полной исправности. Труд наш был вознаграждён объявлением благодарности президентом Сукарно всем офицерам, и оба экипажа были награждены Главкомом ВМФ жетонами «За дальний поход».
 Автор этих строк, старший помощник командира подводной лодки С-91 и мой товарищ и однокашник по 1-му Балтийскому высшему военно-морскому училищу, старший помощник командира подводной лодки С-79 капитан-лейтенант Александр Гаврильченко, после похода и короткого отпуска стали слушателями командно-подводного факультета Высших ордена Ленина специальных офицерских классов ВМФ.
В то время классами командовал вице-адмирал Михайлов Пётр Павлович. Был он из овровцев Тихоокеанского флота. В войне проявил себя смелым и грамотным командиром Кольского морского оборонительного района и за боевые отличия был награждён орденами Ленина, Нахимова II степени и Отечественной войны I степени. На классы пришёл в 1952 году с должности начальника штаба 4-го ВМФ (главная база г. Балтийск). Пётр Павлович пользовался авторитетом среди преподавательского состава и слушателей. Его заместителями были: по научной части бывший наш начальник училища контр-адмирал Б.В. Никитин и начальник политотдела контр-адмирал Я.Г. Почупайло.
29-30 сентября на классы начали прибывать офицеры со всех флотов. Мы представлялись своему начальнику (командно-подводного факультета) капитану 1 ранга Шелганцеву Петру Захаровичу. Был он одним из старейших подводников, принявшим командование подводной лодкой еще в 1939 году на Тихоокеанском флоте. Участвовал в Великой Отечественной войне, служил на Балтике и в 1952 году пришёл на классы с должности командира дивизиона подводных лодок Кронштадтской военно-морской крепости.
Всего на подводный факультет прибыли около 80 офицеров. 1 октября нас собрали в актовом зале. Познакомиться с нами пришёл начальник военно-морских учебных заведений ВМФ адмирал С.Г. Кучеров.
После короткого, но впечатляющего вступительного слова он начал поднимать отдельных офицеров, и те докладывали ему откуда прибыли и с каких должностей. В абсолютном большинстве это были старшие помощники и помощники командиров подводных лодок. Удовлетворившись несколькими подобными докладами, адмирал также коротко произнёс напутственные слова, суть которых заключалась в том, что нужно прилежно учиться.
Со мной вместе учились мои однокашники и товарищи по службе на флотах А.С. Гаврильченко, Э.А. Голованов, А.П. Катышев, Л.К. Задорин, К.В. Макаров, В.Г. Михайлов, В.Н. Поздняков, В.Б. Симаков, Ю.С. Светлаков, В.Я. Ходырев и другие офицеры. Кроме них, на классы прибыли мои товарищи по службе на Тихоокеанском флоте Г.Г. Асеев, Ю.А. Воронов, В.А. Кандалинцев, И.М. Людмирский, А.Г. Савинский, А.Т. Штыров. Всего учились вместе со мной 19 моих однокашников по 1-му Балтийскому высшему военно-морскому училищу 1953 года выпуска. Тогда это был первый в Советском Союзе выпуск дипломированных офицеров-подводников.
Основной целью обучения была подготовка из нас командиров подводных лодок. При этом главное внимание уделялось умению вести морской бой, используя грамотный манёвр, скрытность действий и нанесение по надводному или подводному противнику точного удара торпедным оружием. Не случайно из всех предметов, которые нам преподавались, главным было боевое использование торпедного оружия. Кафедру БИТО возглавлял капитан 1 ранга Лонцих Леонард Яковлевич. Для меня и моих однокашников это был наш старый знакомый преподаватель, обучавший нас искусству торпедных атак ещё в училище. Мы рады были встрече с этим гигантом теории торпедной стрельбы. Не ошибусь, если скажу, что Л.Я. Лонцих оставил о себе нетленную память у всего поколения подводников времён «холодной войны».
Основные лекции по теории торпедной стрельбы Леонард Яковлевич читал лично. Он же руководил тренировками по каждой отрабатываемой теме. Тренировки проводились в специальном кабинете на приборе одиночных торпедных атак - подводном с использованием торпедного автомата стрельбы «Ленинград» или ТАС-Л-2 «Трюм». Основным способом считалась акустическая атака, которая и выводилась на государственный экзамен. Каждая тренировка под руководством капитана 1 ранга Л.Я. Лонциха являлась целой маленькой школой для всех слушателей. Он болел и переживал за каждого выходящего в атаку слушателя. Успех атаки вызывал у него нескрываемое удовлетворение, а если случался промах, он искренне скорбел. Однако как в том, так и в другом случае, проводился тщательный разбор действий атаки. Нашим учебным пособием был учебник теории торпедной стрельбы, авторами которого являлись Л.Я. Лонцих, К.Д. Доронин и П.Е. Савицкий. Все они были крупными специалистами своего дела. Двое последних преподавали в других места, и их учебник на классах негласно называли учебником «Лонциха, Дронциха и Савицкого».
На кафедре Л.Я. Лонциху помогали опытные командиры подводных лодок с боевым опытом Великой Отечественной войны капитаны 1 ранга Архангельский Виктор Владимирович, Копытов Алексей Михайлович и капитан 2 ранга Онищенко Виктор Иванович.
Во время самоподготовки кабинет торпедной стрельбы никогда не пустовал. Преподавательский состав сидел с нами до позднего времени на тренировках, настойчиво обучая нас премудростям акустической атаки.
Кафедрой «Тактика подводных лодок» руководил капитан 1 ранга Емельянов Леонид Антонович. Он был командиром подводной лодки с 1940 года, участником Великой Отечественной войны на Черном море. Его курс тактики был во многом сложнее училищного. Он изобиловал множеством различных расчётов, помогавших нам исподволь формировать тактическое мышление для выработки обоснованного решения на ведение морского боя, на успешное выполнение свойственных подводным лодкам задач. Леониду Антоновичу помогали его преподаватели. Мне особенно запомнился талантливый адъюнкт кафедры капитан-лейтенант Суздаль Виталий Григорьевич. Он читал нам методику расчётов ожидаемой эффективности действий своих сил и противника. В последующем офицер стал доктором наук, профессором и довольно-таки известным человеком в научном мире.
Немаловажное значение в нашей подготовке имела кафедра «Тактическое маневрирование и кораблевождение», которую возглавлял капитан 1 ранга Соломатин Евгений Петрович, бывший флагманский штурман бригады подводных лодок Черноморского флота. Курс своего предмета он строил на выполнении слушателями практических задач по кораблевождению. В течение нескольких часов проводил с нами прокладку пути подводной лодки на карте, изобилующей навигационными опасностями, с определением места лодки по наземным и подводным ориентирам, по радиопеленгам и небесным светилам. При этом всегда прокладке пути подводной лодки сопутствовало или препятствовало какое-либо течение, ветровой дрейф и всё завершалось решением задачи по тактическому маневрированию. Отдельные занятия проводились по использованию средств радионавигации по решению астрономических задач и по тактическому маневрированию. Иной раз нам казалось, что занятия эти были просто изнуряющими. Не знаю, как другие, но я с благодарностью вспоминал безжалостную требовательность Евгения Петровича. До классов решение астрономических задач было моим любительским делом, а после классов определение места лодки по небесным светилам стало частью моей профессии, как судоводителя.
В 1963 году в автономном плавании к берегам Америки у меня на лодке были опытные и грамотные штурманы, и всё же после пересечения Исландско-Фарерского рубежа, определив своё место по звёздам, я обнаружил у них ошибку в месте в 26 миль. Это был результат соломатинской подготовки. При поступлении в Военно-морскую академию конкурсный экзамен по тактическому маневрированию я сдал почти без подготовки на пять баллов. Здесь также сыграли роль уроки Соломатина.
Интересным был предмет «Управление подводной лодкой». Его преподавал старейший и опытный подводник капитан 1 ранга Татаринов Иван Михайлович. В войну он был командиром «малютки» и воевал на Балтийском море. Под стать ему с большим опытом были капитаны 1 ранга М.В. Егоров, Е.Р. Сергеев, А.А. Ильчев. Слушать их лекции было необычайно интересно и поучительно. Такой напряженности, как на перечисленных выше кафедрах, здесь не было. Мы перенимали опыт управления подводными лодками, добавляя его к своему небольшому практическому стажу.
Особое удовольствие нам доставляли тренировки на тренажёре «Редер». Он позволял под собственный расчёт удифферентовать подводную лодку и самому увидеть, что из этого получается. Меняя нагрузку, можно было воочию убедиться в назначении необходимой скорости для удержания лодки на заданной глубине. Много полезных советов мы вынесли с этой кафедры в свою практическую жизнь.
Запомнились мне замечательные лекции по боевому использованию радиотехнических средств, которые нам читал капитан 1 ранга В.Ю. Ралль. Он хорошо научил нас разбираться в рефракциях, изотермии, определять зоны акустической освещённости и тени. Полезность его лекций была очевидна для всех подводников.
Так случилось, что гидрологией мне пришлось заниматься всю свою службу. Совместная работа оперативного управления Северного флота с межотраслевым научно-техническим центром исследования бимодальных природных структур океана в Мурманске позволила в 1982 году прийти к положительным результатам в обеспечении скрытности действий подводных лодок и своевременном определении подводных целей. Делалось это с помощью бимодальной линейки, учитывающей географо-магнитные пульсации и температуру воды. Акт о положительных результатах исследований, проведенных на кораблях флота, был тогда утверждён мной - начальником оперативного управления флота. В 2000 году, в связи с гибелью подводной лодки «Курск», генеральный конструктор, директор центра профессор С.С. Макаров обратился к Президенту РФ с просьбой профинансировать эксперимент, ссылаясь на утверждённый мною акт. Однако нашлись в Военно-морской академии некие эксперты, никогда в жизни не видавшие бимодальных линеек. Они дали отрицательный ответ администрации Президента РФ. Тем не менее, работы центра в Мурманске успешно продвигаются вперёд. Здесь же можно сказать, что совместная работа, проведённая в 80-х годах на Севере, могла быть сразу же загублена без той фундаментальной основы, которую заложил в нас капитан 1 ранга В.Ю. Ралль.
На классах в то время мы впервые познакомились с баллистическим оружием подводных лодок. В павильоне классов мы изучали ракету Р-11фм в разрезанном виде, и, хотя на смену ей шла ракета Р-13, но мы уже имели представление об этом оружии и об основах его боевого применения.
Не оставляли без внимания и нашу физическую подготовку. Еженедельные занятия в спортивном зале и многокилометровые лыжные кроссы являлись предметом обязательного посещения, и преподаватели физкультуры за этим строго следили. Не прошёл лыжную дистанцию - будешь вновь ее проходить в неурочное время, и так до тех пор, пока не пройдёшь.
Заканчивали мы классы с новым начальником командно-подводного факультета. Из 2-го Высшего военно-морского училища к нам пришёл контр-адмирал Батырев Алексей Александрович.
После сдачи государственных экзаменов 16 июля 1960 года мы разъехались по флотам. Почти все стали командирами подводных лодок, и если не привелось нам применить полученные знания в боевой обстановке, то все мы выполнили свой долг в «холодной войне». Наш вероятный противник уважал нас и побаивался.
Одиннадцать выпускников 1960 года стали адмиралами: вице-адмирал Ю.А Воронов - начальник управления кадров ВМФ; контр-адмирал Е.П. Горожин - начальник штаба Центрального полигона Министерства обороны на островах Новая Земля; контр-адмирал А.И. Жиделёв - заместитель командующего Северным флотом по гражданской обороне; контр-адмирал А.П. Катышев - Герой Советского Союза, командир отряда акванавтов; адмирал флота К.В. Макаров - начальник Главного штаба ВМФ; контр-адмирал Г.А Малышевский - оперативный дежурный ВМФ; контр-адмирал Ю.С. Светлаков - начальник отдела Главного оперативного управления Генерального штаба Вооружённых Сил СССР; контр-адмирал В.П. Фролов - командир дивизии РПЛ СН; контр-адмирал А.А. Шауров - командир Учебного центра ВМФ в Палдиски; контр-адмирал А.Т. Штыров - заместитель начальника Военно-морского управления штаба войск Юго-Западного направления.
Автор этих строк командовал дизельной и атомной ракетными лодками, был заместителем командира дивизии атомных ракетных подводных лодок, оперативным дежурным Северного флота, начальником управления боевой подготовки и начальником оперативного управления флота, начальником военно-морского управления штаба войск Юго-Западного направления. По сокращению штатов закончил службу командиром Учебного центра ВМФ в Сосновом Бору. Окончил Военно-морскую академию и Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР им. К.Е. Ворошилова, защитил кандидатскую диссертацию и после увольнения в запас получил звание доцента по кафедре истории военно-морского искусства и военно-морской географии.
Все выпускники классов тех лет, сейчас находящиеся в отставке, свято хранят традиции флота и желают новым поколениям подводников настойчиво осваивать науку побеждать в морском бою. Никто не может гарантировать нам,  что этих боев не будет. Мы должны быть готовы к ним всегда.
 Image

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.