для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - приоритетны для руководства России
Результаты предстоящих избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы нового созыва и последующих выборов Президента Российской Федерации определят дальнейший политический, экономический курс России и его преемственность. Для обеспечения национальной безопасности России первостепенное значение имеет сбалансированная и хорошо продуманная военная политика. Как известно, основным инструментом военной политики России являются ее Вооруженные Силы. Принятые, начиная с 2000 года, меры Президентом РФ, органами законодательной и исполнительной власти России позволили сформировать правовую базу развития и модернизации Вооруженных Сил, социальных гарантий военнослужащим и членам их семей. Мы уже постепенно начинаем забывать, в каких условиях военнослужащим в 90-х годах прошлого века приходилось исполнять свои служебные обязанности: когда месяцами не выплачивали денежное довольствие, пайковые не выплачивали годами. Когда новые дома для военнослужащих не строились. Самолеты не летали, техника стояла в боксах, корабли ржавели у причалов, потому что не было горючего. Не закупалась новая техника для Вооруженных Сил, годами не проводились учения. Можно вспомнить еще много негативного, с чем столкнулись в 90-е годы XX века наши военнослужащие и члены их семей. И надо прямо и честно сказать, что ситуация стала меняться в лучшую сторону и в целом по стране, и в Вооруженных Силах в частности с избранием Президентом России В.В. Путина. Вначале пришлось «разгребать завалы», которые накопились за предшествующее десятилетие, практически заново отстраивать Россию. Избавляться от паразитических наростов в лице новоявленных олигархов (Гусинский, Ходорковский, Березовский), которые во время приватизации, точно прозванную народом «прихватизацией», в одночасье «законно» ограбили страну. Необходимо было срочно наводить элементарный порядок в стране, так как стоял вопрос о ее целостности и независимости. В.В. Путину досталась в наследство экономически ослабленная страна, стоящая в руинах экономика и неустойчивая, взрывоопасная политическая ситуация. На международной арене с нами перестали считаться. Бомбить Югославию американцы начали, не считаясь с мнением России. Нам навязывали свои условия, стремясь окончательно превратить Россию в экономический, главным образом ресурсный, придаток Запада, и в таком состоянии законсервировать Россию на долгие годы, чтобы мы уже никогда не смогли, и даже не пытались, догнать и тем более перегнать Запад. Но при этом наше тогдашнее руководство Запад хвалил за «демократические» преобразования. И только стоило России начать подниматься с колен, когда жизнь стала входить в нормальное русло, когда стали давать первые положительные плоды глубокие преобразования в государственном и экономическом строительстве страны, тот же Запад нас начал критиковать за отход от демократических идеалов. И надо признать, что эта критика усиливается. На словах поддерживая успехи России в экономике, на деле Запад в лице США и Европейского Союза прилагают все усилия, чтобы не дать возможности нашей стране и дальше поступательно развиваться. Примеров можно приводить очень много. Это и стремление навязать нам, так называемую Энергетическую хартию, согласно которой мы обязаны беспрепятственно предоставлять свои нефтепроводы для западных нефтяных компаний, в ущерб отечественным. Это и стремление не допустить наши компании инвестировать в свои экономики. Это и кампания по дискредитации России в лице мирового общественного мнения и шумиха в Великобритании по «делу Литвиненко». В военной области - это размещение американских ПРО в Польше и Чехии, создание авиабаз в Болгарии и Румынии, продвижение НАТО на восток, стремление присоединить к блоку Украину и Грузию, всевозможные «цветные» революции в странах бывшего СССР, стремление создать на границе с Россией очаги напряженности. И самое главное - США снова стремятся навязать нам гонку вооружений, чтобы в этой гонке подорвать нашу экономику и тем самым обескровить. Сами США каждый год тратят на вооружение все больше и больше средств. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 г. Президент РФ сказал: «Мы обязаны последовательно укреплять наши Вооруженные Силы, при этом соизмеряя наши задачи с возможностями национальной экономики, а также с характером потенциальных угроз, динамикой международной обстановки». С увеличением экономических показателей год от года растет количество средств, выделяемых на оснащение Вооруженных Сил. За пятилетие финансирование увеличилось почти в три раза (в 2002 году 80 млрд. рублей, в 2006 - почти 237 млрд. рублей. По статье «Национальная оборона» Министерству обороны на 2007 год было предусмотрено выделение более 821 млрд. рублей, что составляет 2,63% от ВВП. Из выделенных средств более 300 миллиардов пойдет на перевооружение и оснащение Вооруженных Сил. Увеличивается финансирование мероприятий подготовки войск. На эти цели выделяется порядка 24-х миллиардов рублей. Наряду с модернизацией Вооруженных Сил и повышением качества боевой подготовки по-прежнему будет продолжено совершенствование системы военного планирования и управления войсками. Предстоит завершение эксперимента с региональным командованием «Восток». Полученный в ходе эксперимента опыт поможет оценить необходимость формирования аналогичных командований на южном и западном стратегических направлениях. Для укрепления безопасности кавказских рубежей до конца 2007 г. в Дагестане и Карачаево-Черкессии будут полностью сформированы две отдельные мотострелковые горные бригады. В 2007 году завершается действие федеральной целевой программы по переводу на контракт ряда соединений и воинских частей. По ее окончании две трети Вооруженных Сил станут профессиональными. Это создаст условия для органичного перехода на двенадцатимесячный срок службы по призыву с 1 января 2008 года. Также предстоит перевод на контракт всех должностей сержантов и старшин, а также плавсостава надводных кораблей, входящих в состав сил постоянной готовности. Многое делается для улучшения социального положения военнослужащих и членов их семей. Как отметил Президент России: «Важнейшие показатели, характеризующие состояние Вооруженных Сил - это состояние системы социальных гарантий для военнослужащих и членов их семей». За 6 последних лет доходы военнослужащих увеличились в реальном исчислении почти в два раза. В 2005 году вопросы повышения денежного довольствия военнослужащих впервые были спланированы на перспективу. В целях реализаций решений, принятых на заседании Совета безопасности Российской Федерации 28 июня 2005 г. по повышению размеров денежного довольствия военнослужащих, были предусмотрены следующие размеры и сроки повышения денежного довольствия военнослужащих: с 1 января 2006 г. - на 15 процентов (реализовано постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2005 г. № 759), с 1 января 2007 г. - на 10 процентов (реализовано постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 857), с 1 декабря 2007 г. - на 15 процентов и с 30 сентября 2008 г. - на 15 процентов. В 2007 году предусматривается реализовать решение о включении с 1 декабря т.г. в оклад по воинскому званию денежной компенсации взамен продовольственного пайка, что также позволит несколько повысить размер получаемого военнослужащими денежного довольствия. С декабря 2007 года по декабрь 2008 года военнослужащий в должности командира полка в среднем за год получит на руки с учетом «пайковых» 20 503 - 21 803 рубля (для сравнения: в январе 2005 года размер его зарплаты вместе с продкомпенсацией составлял 11 261 рубль). В то же время денежное содержание командира батальона возрастет до 17 101 рубля (в январе 2005 года - 9 284 рубля), для командира роты это соотношение ежемесячных выплат составит соответственно 14 792 рубля и 7 947 рублей. Повышение денежных окладов военнослужащим автоматически увеличит пенсии военнослужащим в запасе и в отставке. В 2009-2010 годах денежное довольствие военнослужащих планируется повысить на прогнозируемый размер инфляции. Необходимые бюджетные ассигнования на реализацию этих предложений предусмотрены федеральным бюджетом на 2007 год и федеральным бюджетом на 2008 год и на период до 2010 года. Кроме того, увеличены более чем в 3 раза (до 3 тыс. руб.) доплаты кандидатам наук и в 4 раза (до 7 тыс. руб.) - докторам наук научно-педагогического состава военных вузов. На 40% - должностные оклады доцентам и на 60% - профессорам. Получил денежные прибавки и летно-подъемный состав ВВС. Решается и один из наиболее социально значимых для военнослужащих вопросов - это вопрос обеспечения жильем. В 2006 году удалось сократить очередь нуждающихся в постоянном жилье до 52,8 тысяч семей военнослужащих. За счет выделенных бюджетных средств и привлечения внебюджетных источников финансирования Минобороны России в 2006 году получено 40,8 тысяч квартир для военнослужащих. По программе «15+15» предусматривается дополнительно построить в пяти проблемных регионах (Москва, Московская обл., С-Петербург, Ленинградская обл., Калининградская обл.) 18,4 тыс. квартир. Реализация указанных мер позволила сократить количество нуждающихся в жилье военнослужащих с 157,8 тысяч (на 1 января 2006 года) до 139 тысяч на начало текущего года. В 2007 году Минобороны России планирует получить около 44 тысяч квартир. Создается служебный жилой фонд. До 2012 года планируется его объем довести до 320 тысяч квартир, т.е. под штатную численность воинских частей и соединений (сегодня служебный жилой фонд составляет 216 тысяч квартир). Продолжается проведение эксперимента по накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих (300 участников эксперимента получат жилье в текущем году, а в 2008 году намечено стабильное функционирование системы в полном объеме). На сегодняшний день по Министерству обороны открыто более 25 тысяч именных накопительных счетов. Найден компромисс между гражданской и военной составляющими учебных планов, безболезненно для так называемых «родственных» рабочих профессий: повар, электрик, слесарь, механик, крановщик, экскаваторщик (подготовка по ним осуществляется в 14 учебных воинских частях из 24 отобранных). В 2006 году принят федеральный закон, касающийся вопросов обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Этим законом данной категории военнослужащих предоставлено право обучения на подготовительных отделениях государственных и муниципальных вузов за счет бюджетных средств. Конкретизированы льготы, предоставляемые при поступлении в вуз, установлен повышенный размер стипендии при обучении. Принятые меры позволяют повысить привлекательность военной службы по контракту, обеспечить социальную защиту в сфере образования граждан, добросовестно выполняющих обязанности военной службы. Данные нововведения преследуют цели повышения престижа и привлекательности военной службы, расширения возможностей военнослужащих для совершенствования своего образования, а в перспективе превращения армии в эффективный институт образовательной и профессиональной подготовки, повышения доступности профессионального образования для различных слоев населения. Продолжается внедрение в систему обучения современных информационных технологий. По программе «Электронная Россия» в учебных соединениях и воинских частях Вооруженных Сил планируется развернуть 158 компьютерных классов, подключенных к сети Интернет. Созданный в 2005 году телеканал «Звезда» в 2007 году увеличил зону своего вещания, стал доступен в дислокации военных гарнизонов. «Звезда» действительно современный проект, которому нет аналогов в странах ближнего зарубежья. Телеканал в настоящее время охватывает аудиторию в 35 млн. человек, вещание ведется в 58 регионах, как в кабеле, так и в эфире, в 501 городе России. Весомо укрепляют социально-экономическую составляющую молодых семей военнослужащих меры, принимаемые руководством страны, по выходу из демографического кризиса. Так, например, увеличен размер пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет до 1 500 рублей, а на второго и последующих детей - до 3 000 рублей ежемесячно; женщины, которые имели работу, но ушли в отпуск по беременности и родам, а впоследствии - по уходу за ребенком до полутора лет, должны получать за счет государства не менее 40 процентов от прежнего заработка, но не более 6 000 в месяц; введена компенсация затрат на детское дошкольное воспитание. Для первого ребенка - на сумму, равную 20 процентам, для второго - 50 процентам, для третьего - 70 процентам от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения; размер ежемесячных выплат на содержание ребенка в опекунской (попечительской) семье установлен в размере 4 000 рублей, а размер оплаты труда приемных родителей - 2 500 рублей; увеличена стоимость родовых сертификатов с 5 до 7 тыс. рублей. Начата реализация одной из наиболее важных инициатив Президента - программы предоставления материнского капитала. Общий размер расходов в 2007 году по демографическому проекту составит около 195 миллиардов рублей. Нынешней Государственной Думе 4 созыва и ее Комитету по обороне Госдумы удалось за прошедшие 4 года решить следующие важные вопросы в интересах Вооруженных Сил: с 1 января 2008 г. вводится 1 год службы по призыву. В связи с этим сокращен и уточнен ряд отсрочек. Депутаты Государственной Думы 14 сентября приняли поправки в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и статью 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающие компенсационные меры. Женам военнослужащих по призыву, имеющих ребенка в возрасте до 3 лет будет выплачиваться ежемесячное пособие в размере 6 тыс. рублей. Жене призывника со сроком беременности не менее 180 дней будет выплачено единовременное пособие в размере 14 тыс. рублей, а планировавшееся ежемесячное пособие в 4 тыс. выплачиваться не будет; система подготовки офицерских кадров адаптируется под реальные потребности войск. Оптимизировано количество военных кафедр в гражданских вузах. Их будет 35, было 229. По выпуску будет присваиваться воинское звание. Эта категория выпускников не будет призываться в качестве «двухгодичников», а зачисляется в мобилизационный резерв; введена материальная ответственность военнослужащих и граждан, обучающихся в военных учебных центрах за нарушение условий контракта. 11 сентября 2007 г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 1172 о внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы в части условий контракта. Теперь при досрочном расторжении первого контракта военнослужащими, проходящими военную службу по контракту предусмотрена их материальная ответственность, т.е. возмещение гражданином средств затраченных государством на его военную и специальную подготовку. Сумма может составлять от 300 до 700 тыс. рублей; законодательно восстановлено дисциплинарное наказание - арест с содержанием на гауптвахте. Это положение вступает в силу с 1 января 2008 г. Оно возможно только решением суда. Порядок его применения будет изложен в новых Общевоинских уставах ВС РФ, которые будут утверждены Президентом России в ноябре 2007 г. В отношении военнослужащих Россия выполнила Конвенцию о правах и свободах человека; устранен ряд законодательныхпробелов по вопросам воинского учета, призыва и мобилизации, создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов и по другим направлениям, которые возникли после разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации; завершается разработка законопроекта, который устанавливает более конкретный и высокий уровень правовой и социальной защищенности участников контртеррористических операций. Внесены ряд изменений в законы «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих», в том числе: вводится механизм установления перечня должностей, на которых может проходить службу гражданин, имеющий двойное гражданство; комитет приступил к изучению состояния дел по оперативному оборудованию территории Российской Федерации в интересах обороны. В первую очередь это автомобильная и железнодорожная сеть. Таким образом, принятые меры позволили сформировать правовую базу развития Вооруженных Сил и социальных гарантий военнослужащим и членам их семей. На сегодняшний день создана система политического и общественного контроля над деятельностью Вооруженных Сил. Это Общественный совет при Министерстве обороны Российской Федерации, родительские комитеты при воинских частях и военных комиссариатах субъектов Российской Федерации. Осуществлены основные структурные преобразования, обеспечивающие повышение эффективности системы военного управления. Трехвидовая структура, в которой сегодня функционируют Вооруженные Силы России, в большей степени соответствует сегодняшним требованиям и позволяет повысить эффективность боевого применения, серьезно упростить взаимодействие различных видов Вооруженных Сил и удешевить систему управления войсками. В таком составе Вооруженные Силы могут не только гарантированно обеспечивать безопасность и территориальную целостность страны, но и твердо отстаивать национальные интересы, а в случае необходимости адекватно реагировать на любые попытки политического шантажа и давления извне на Российскую Федерацию. Произошел переход от реформирования количественных параметров военной структуры к глубокой качественной модернизации всех ее компонентов, связанных с комплектованием, профессиональной подготовкой личного состава, техническим оснащением и всесторонним обеспечением. Все военнослужащие имеют конституционное право участвовать в предстоящих выборах депутатов Государственной Думы. Участие в выборах - это конституционный долг каждого гражданина, которому не безразлична его страна, который хочет ее дальнейшего процветания и улучшения жизни всех россиян. Военнослужащие, как и все граждане России, должны проявить свою гражданскую активность, в день выборов прийти на избирательные участки и проголосовать за ту партию, которая, по вашему мнению, в наибольшей степени отвечает интересам всех слоев населения, и конечно, вашим личным приоритетам. Желаю вам голосовать умом и сердцем. Предварительно серьезно все взвесить и сделать единственно верный, по вашему мнению, выбор.
Главнокомандующий ВМФ России адмирал В. ВЫСОЦКИЙ.
|