на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Наш герой
Автор: А. СЕРЕБРЯКОВ, член президиума Совета ветеранов Ораниенбаумского плацдарма.   
20 апреля 2008 г. исполняется 95 лет со дня рождения Георгия Дмитриевича Костылева - выдающегося летчика-истребителя Краснознаменного Балтийского флота, Героя Советского Союза, защищавшего во время блокады наш Ленинград, Кронштадт и Ораниенбаумский плацдарм.
Г. Костылев был первым среди равных, человеком, рожденным для неба!
Еще будучи воспитанником Центрального аэроклуба им. Чкалова, он не один раз удивлял москвичей мастерским исполнением фигур высшего пилотажа на авиационных праздниках в Тушино.
18 августа 1939 г. Георгию вручили специальное удостоверение «За отличную технику пилотирования и акробатическое лётное мастерство».
Свою боевую деятельность он начал в советско-финскую войну 1939-1940 гг. Тогда был награжден орденом Красного Знамени.
Георгий Костылев стал участником боевых действий с первого же дня Великой Отечественной войны - его первый боевой вылет состоялся 29 июня, в полдень. Уже 15 июля 1941 года он сбил самолет противника, а 22 июля уничтожил сразу три фашистских самолета (2 - Ю-88 и 1 - МЕ-110).
Г. Костылев участвовал во всех самых трудных воздушных сражениях в районе Кронштадта, Ораниенбаума и Ленинграда. 16 сентября 1941 года был тяжелый воздушный бой над линкором «Марат». Шесть наших истребителей против 60 самолетов противника (сорок Ю-88 и двадцать МЕ-109). В этом бою в составе нашей шестерки был Г. Костылев.
23 сентября немцы осуществили массированный налет на Кронштадт и корабли Балтийского флота. В этот же день адмирал В.Ф. Трибуц доложил по телефону в Смольный: «В налете участвовало двести семьдесят фашистских самолетов. Сбито 14». В этом бою участвовал командир звена Г. Костылев. Причем выполнять боевую задачу было очень трудно, так как зенитная артиллерия флота вела непрерывный огонь на поражение самолетов противника. Да и численное превосходство немцев было значительным.
22 октября 1942 г., воспользовавшись покровом ночи и плохой погодой, около 30 вражеских кораблей на рассвете подошли к острову Сухо (на Ладожском озере), занимавшему ключевую позицию на Дороге жизни, и, открыв огонь, приступили к высадке десанта. Узнав об этом, командующий ВВС Балтийского флота генерал М.И. Самохин выделил группу штурмовиков под командованием полковника Ф.А. Морозова и группу истребителей под командованием капитана Г. Костылева. Штурмовики нанесли бомбо-штурмовые удары по головным кораблям противника, начавшим высадку десанта, а истребители уничтожили 14 самолетов врага. Неся большие потери, противник был вынужден отойти от острова…
Сам Г. Костылев так рассказывает о себе в брошюре «Мои бои»: «К началу февраля 1942 г. за мною уже числилось 18 сбитых самолетов противника, но 5 февраля, увлекшись разведкой, замечтался. И меня сбили. Самолет мой запылал. Высота 3000 метров. Захватив все данные разведки, я выпрыгнул с парашютом. Я находился за линией фронта, над территорией, занятой немцами. Но фронт был совсем недалеко, и ветер дул от немцев к нам. Весь мой расчет был на то, что ветер перенесет меня через линию фронта к своим. И я постарался раскрыть парашют как можно раньше. Левая рука была ранена, и поэтому управлять парашютом я не мог. Беспокоиться не приходилось - ветер сделает своё дело и отнесет меня к своим. И вдруг вижу: ветер несет меня к немцам. Дело скверное. Жить хочется, а плен хуже всего. И я стал доставать пистолет, чтобы застрелиться. В это время ветер опять переменился, меня понесло к своим. На душе радость! И я спрятал пистолет. Но недолго радовался. Снова ветер переменился и понес меня к немцам. Так менялся он три раза, и три раза я вынимал и прятал пистолет. И только когда я достиг высоты 1500 метров, ветер окончательно установился. Меня понесло к своим и вынесло за нашим передним краем. Когда проносился над окопами немцев, по мне стреляли с земли, но не попали.
Упал в снег как раз позади наших окопов. Ко мне подбежал боец на лыжах и довольно недоверчиво оглядел меня, но, когда я заговорил по-русски, он отвел меня к своему командиру. Вернувшись в свой полк, я в госпиталь не ложился - рука зажила «на ходу».
Таким образом, Г. Костылев за всю войну потерял только один самолет, уничтожив 46 самолетов врага!
В апреле 1942 года его представили к званию Героя Советского Союза. Это звание ему было присвоено 23 октября 1942 г. (медаль № 654).
А в феврале 1943 года (немногие это знают) Г. Костылев был представлен ко второй Звезде Героя Советского Союза. По случаю этого представления ему был дан 5-дневный отпуск для поездки к матери в Ораниенбаум. Это было в конце февраля 1943 года.
Тогда и произошел нелепый трагический случай, перевернувший всю дальнейшую судьбу Героя. В Ораниенбауме, находясь в официальном отпуске, он повстречался с майором интендантской службы, и тот пригласил летчика-героя к себе в гости. Георгия поразил богатый стол у майора - о таких продуктах в осажденном городе не могли даже и мечтать, а мать и сестра Георгия в это время еще голодали, как и все жители блокадного Ораниенбаума.

Image
Возмущенный увиденным, Георгий выразил своё негодование майору. А грубый окрик: «Как стоишь перед майором?!» - переполнил чашу терпения. Завязалась драка, в которой Георгий побил майора. Тот вызвал патруль, и Костылёва арестовали. Его обвинили в нанесении побоев старшему по званию. А это уже грозило трибуналом.
Сейчас, в наше время, мы часто слышим о том, что, если человек провоевал в «горячей точке» хотя бы один месяц, ему нужна психологическая реабилитация. Может быть, это и верно. А человеку, который прошел Финскую и к тому времени два года Отечественной войны в непрерывных воздушных схватках с врагом, ему что, не нужна была психологическая реабилитация?! Если впервые сдали нервы, причем, не в воздушном бою, а на земле из-за справедливого возмущения!..
Конечно, боевые друзья и командиры Георгия прекрасно понимали, что отправить в штрафбат и бросить с автоматом в руках под пули фашистов опытного летчика-истребителя, мастера своего дела и, наконец, Героя Советского Союза было бы безумием. Поэтому командование части решило наказать его отзывом представления ко второму званию Героя Советского Союза.
Пока эта просьба ходила в Москву и обратно, Костылев был отстранен от полетов и состоял под домашним арестом на территории части. Его награды и личное оружие хранилось в сейфе командира части. Разжалован он не был, так как за одну провинность дважды не наказывают.
После получения ответа из Президиума Верховного Совета СССР с решением об отзыве представления к званию Героя Костылеву вернули все его боевые награды и личное оружие, но он был переведен из 3-го ГВ ИАП в 4-й ГВ ИАП и попал к своему другу Василию Голубеву.
Необходимо отметить, что еще в 1942 году командующий ВВС Балтийским флотом генерал М.И. Самохин писал, что самыми эффективными летчиками-истребителями на Балтике являются Г. Костылев и В. Голубев…
Вскоре после этих событий Костылеву присвоили звание майора, и он был назначен на должность главного инспектора ВВС Балтийского флота по истребительной авиации. В этой должности он и закончил войну.
Несмотря на то, что ему категорически запрещалось в этой должности выполнение боевых полетов, он при каждой возможности нарушал этот запрет.
Прибывая в полки, офицер летал на боевые задания, одерживал победы, но никогда не брал официальных подтверждений и, соответственно, не записывал сбитые самолеты на свой счет, отдавая их тем, кто летал с ним в бой.
Итак, 21 июля 1944 г. над Балтийским морем два наших ЛА-5 ФИ встретились в бою с пятью «фокке-вульфами». Три вражеских самолета были сбиты майором Г. Костылевым и лейтенантом Прасоловым, однако первый участвовал в вылете неофициально и уже не состоял в то время в составе 3-го ГВ ИАП.
Официальные данные говорят о том, что за время Великой Отечественной войны Георгий Дмитриевич Костылев выполнил 418 боевых вылетов, участвовал в 112 воздушных боях (по другим данным - 400 боевых вылетов и 89 воздушных боев), видимо, первые цифры приведены с учетом Финской войны. За это время он одержал 12 личных побед и 34 в составе групп.
Среди всех летчиков-истребителей КБФ Г. Костылев был единственным, кто, имея на боевом счету 46 сбитых фашистских самолетов, оставался единожды Героем Советского Союза!
Его судьба своей трагичностью чем-то напоминает судьбу легендарного подводника Балтики Александра Ивановича Маринеско, который также после войны был брошен нашим правительством на произвол судьбы - без средств, без медицинской помощи. Ни один из них не должен был умереть в нищете в таком раннем возрасте!
Георгий Дмитриевич - уроженец нашего города Ораниенбаума-Ломоносова. Умер он 2 октября 1960 года и похоронен на мемориальном кладбище в Мартышкино. Его именем названа одна из улиц нашего города.
Имя Героя не забыто. Оно обрастает легендами, что, вероятно, свидетельствует о незаурядности его личности.
Мы, ветераны Ораниенбаумского плацдарма, будем всегда бороться за чистоту его имени, отражая все попытки очернить его светлую память!

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК






Fortis T профиль поставим.


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.