на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




На дальних воздушных дорогах…
Автор: Александр СЛЮСАРЕНКО, ветеран Великой Отечественной войны. Ейск, Краснодарский край.   
Тысячи выпускников Ейского ВВАУЛ (бывшей Школы морских летчиков, Военно-морского авиаучилища) в ходе боевых операций Великой Отечественной войны сбивали вражеские самолеты, топили корабли и транспорты, бомбили глубокие тылы противника, летали на разведку, выполняли и другие задания. В их числе - слушатель курсов подготовки командиров звена при Школе морских летчиков в Ейске (с 1932 года) летчик-инструктор Ейского ВМАУ (до 1938 года) майор Эндель Карлович Пусэп.
Image 
В апреле-мае-июне 1942 года, будучи командиром корабля Пе-8 (ТБ-7) 746-го авиаполка 45-й дивизии авиации дальнего действия, он выполнил перелет из Москвы через всю полыхающую войной Европу в Великобританию, а затем и в Америку, через Исландию. Пассажирами четырехмоторного бомбардировщика были народный комиссар иностранных дел СССР В.М. Молотов и сопровождающие его лица. Нарком договаривался о быстрейшей поставке Советскому Союзу самолетов, танков, плавсредств, военного снаряжения, продовольствия и одежды в Лондоне с премьер-министром Англии Уинстоном Черчиллем и в Вашингтоне - с президентом США Франклином Рузвельтом. Велись переговоры и об открытии второго фронта в Европе против гитлеровской Германии.
В июне экипаж Пе-8 с пассажирами на борту благополучно возвратился на Родину. Нарком остался доволен действиями авиаторов. Конечно, риск был очень высоким. Самолет пролетал над морем, где постоянно патрулировали корабли и подводные лодки германского флота. Весь маршрут полета проходил в сложных метеоусловиях. Не просто было садиться на аэродроме шотландского города Данди. Здесь английские летчики были восхищены ювелирной посадкой советского пилота.
Пока Вячеслав Михайлович занимался переговорами, для него соорудили специальную кабину, поскольку он фактически летал в бомбовом люке и озяб. На высоте было так холодно, что даже меховое лётное снаряжение не согревало.
Далее в Рейкьявик и до Вашингтона добрались более комфортно, в безопасной обстановке.
За успешное выполнение задания правительства все члены экипажа были награждены орденами, а командир корабля майор Э.К. Пусэп, штурманы экипажа майоры С.М. Романов и А.П. Штепенко удостоены звания Героя Советского Союза.
Эндель Пусэп родился 1 мая 1909 года в деревне Ной (ныне Красноярского края) в эстонской семье. В Советской Армии служил с 1928 года. Окончил военно-теоретическую школу ВВС в Ленинграде и военную школу пилотов в Оренбурге. Далее освоил полеты на тяжелых бомбардировщиках ТБ-3 в период учебы на курсах командиров звеньев. Здесь, в Ейске, его оставили на инструкторской работе. Поручали ему и испытательные полеты. Он выполнил первый полет из Ейска в Москву по приборам, прокладывал сложные трассы над Арктикой, был участником поиска самолета Сигизмунда Леваневского, который пропал в Арктике во время перелета из Москвы в Америку через Северный полюс в 1937 г. Летал вместе с Михаилом Водопьяновым, который и предложил Энделю Карловичу летать в составе полярной авиации.
В годы Великой Отечественной войны Пусэп служил под командованием Героя Советского Союза генерала М.В. Водопьянова. А когда у Михаила Васильевича спросили, кому он поручит самое ответственное задание, тот, не задумываясь, указал на майора Пусэпа. Они вместе, вслед за полетами на Берлин в начале августа 1941 года бомбардировщиков ДБ-3 Первого минно-торпедного авиаполка ВМФ под командованием полковника Е.Н. Преображенского, отправились 9 августа 1941 г. бомбить столицу Германии.
Правда, эта операция обернулась вынужденной посадкой в оккупированной части Эстонии из-за полученного повреждения над целью в Германии. Так впервые Пусэп оказался на своей исторической Родине. Весь экипаж остался жив благодаря мальчишке - эстонцу. После разговора с мальчиком на родном языке Эндель Карлович перевел через линию фронта свой экипаж и вышел к своим.
До апреля 1942 года летчик совершил 30 успешных боевых вылетов в глубокий тыл противника на бомбежку стратегических объектов в Берлине, Данциге, Штеттине, Кёнигсберге. Совместно с морской авиацией бомбардировщики дальнего действия совершали налёты на морские порты и военные заводы. Иногда они использовались для нанесения ударов по танковым группировкам врага в районе их сосредоточения и на поле боя, по переправам и мостам. Такое применение обуславливалось тяжелой обстановкой на фронтах, нехваткой сил фронтовой авиации…
После увольнения из кадров ВВС в 1946 году полковник Пусэп жил в Таллине. Бал заместителем председателя Президиума Верховного Совета Эстонии, работал министром социального обеспечения республики, председателем республиканского комитета защиты мира, избирался депутатом Верховного Совета СССР. В его активе - 13 орденов и почти 20 медалей. Эндель Карлович был скромным человеком. Редко когда надевал свои награды. В заботах о земляках забывал о своих болезнях и редко обращался к докторам.
Он умер в 1996 году. В то время смерти отважного пилота никто не заметил - ни в Эстонии, ни в России. Кому были нужны герои в то время.
Э.К. Пусэп похоронен на средства министерства обороны РФ на кладбище Метсакальмисту.
Когда фашиствующие элементы в Эстонии стали выступать за перенос памятников советским воинам-освободителям Прибалтики от немецко-фашистских захватчиков, добрались и до могилы отважного летчика-эстонца, Героя Советского Союза Э.К. Пусэпа. Разбили памятник, осквернили могилу. Потом придумали оправдание, будто Эндель Карлович бомбил свою историческую родину. Это абсурд! Ведь дальняя авиация летала бомбить стратегические объекты Германии.
В былые годы были изданы воспоминания Энделя Карловича в Москве и Таллине. Одна из его книжек называлась «На дальних воздушных дорогах». Издал несколько книг и его штурман Александр Павлович Штепенко. В музее истории Ейского ВВАУЛ имени В.М. Комарова хранятся материалы о военморлёте Энделе Пусэпе, в экскурсиях рассказывается, как он приближал победу советского народа в Великой Отечественной войне.
Image
На снимках: Герой Советского Союза майор Пусэп Э.К. (1942 г.). Тот самый легендарный Пе-8. 
 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК






check out this site


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.