на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Ими заслуженно гордится флот
Автор: Редакция   
19 марта 2006 года отмечается юбилей отечественных подводных сил. За исходную дату такого события взят императорский Указ от 6 марта (ст.ст.) 1906 года «О классификации судов военного Российского Императорского флота», вводивший новый «разряд» судов военного флота - подводные лодки. До той поры в составе флота было несколько т.н. погружающихся кораблей - отнесенных к разряду миноносцев
Подводные лодки - сравнительно молодой род сил всех мировых флотов, хотя идея скрытного перемещения людей под водой зародилась еще в древние времена. Существует легенда об испробовании подводного сооружения в виде хрустальной бочки самим Александром Македонским. Сохранились документальные подтверждения в ряде стран, начиная с XVII-XVIII вв. о попытках создания погружающихся судов, с целью уничтожения неприятельских кораблей. Об изобретении и постройке «потаенного судна» русским мастером-плотником Ефимом Никоновым свидетельствует сохранившееся «Дело от 31 января 1720 года», заведенное по указанию Петра I. Деревянная модель такого судна была испытана в присутствии императора весной 1724 года на Неве у Галерного двора. Несмотря на первое неудачное погружение и отрицательное отношение к такой «затее» недоброжелателей, император повелел продолжать «постройку потаенного огненного судна» (с зажигательными медными пороховыми трубами).
Талантливый неграмотный мастер-самородок, чьи мысли и предложения в создании прообраза подводной лодки опережали технические возможности того времени, продолжал работы до 1728 года. Нарушение герметичности судна при последующих погружениях, отсутствие поддержки скончавшегося Петра I погасили интерес к этим работам в Адмиралтейств-коллегии. А чтобы мастер не надоедал морскому ведомству, его сослали на Астраханские верфи.
Image К заманчивой подводной идее в России возвратились в следующем веке. В 1834 году военный инженер К. Шильдер создал погружающуюся небольшую железную лодку для целей береговой обороны. В ходе испытаний она заинтересовала представителей правительства, и инженеру предложили построить более совершенную лодку.
Летом 1838 года на Кронштадтском рейде испытали новую лодку (экипаж 8 человек и сам Шильдер), приводимую в движение веслами-лопатками гребцов. Испытания, за которыми наблюдал генерал-инспектор, продолжались около 2 часов с применением по мишени двух зажигательных ракет и мины. Закончились они аварией и малоэффективным использованием оружия. Несмотря на это, по оценке большинства специалистов, примитивная лодка являлась наиболее оригинальным подводным сооружением того времени. На нем автор использовал подводный якорь, оптический прибор - прообраз перископа, применил первые мины с гальваническим взрывателем и «ракеты». Временным командиром на лодке был мичман Н. Жмелев, которого можно считать первым командиром-подводником русского флота.
Позднее в интересах береговой обороны генерал-инженер Шильдер построил два полупогружающихся судна с артиллерийским и «ракетным» вооружением. Первое с водометным движителем, второе - пароход. Подводные опыты «чудак-генерал» К. Шильдер продолжал до 1845 года. Для этого у его дачи на Петровском острове стояла собственная лодка. Себе он сконструировал своеобразный водолазный костюм с резиновым баллоном, наполненным воздухом, для спасения «подводников» и действий в аварийной обстановке.
В интересах обороны Севастополя и скрытного поражения вражеских судов в Крымской войне были предложены несколько проектов лодок изобретателями Н. Полевым, А. Титковым, Н. Спиридоновым, В. Бауэром, И. Александровским. Последнему удалось решить задачу создания большой металлической лодки с механическим двигателем и за год до Уайтхеда отечественной торпеды со скоростью 10 узл. Помешали талантливому изобретателю воплотить в жизнь важные открытия в подводном деле (как многое и поныне), отсутствие средств и «царские чиновники».
Image В 1877 году инженер С. Джевецкий построил в Одессе небольшую лодку длиной 5 м с одной миной для прикрепления ее к днищу вражеского судна. По замыслу автора она могла использоваться в прибрежных морских районах и обороне крепостей.
В последующем изобретатель увеличил ее размеры, оснастил аккумуляторной батареей, зеркальным перископом, вооружил двумя минами. Экипаж состоял из 4 человек. Лодка стала серийной - из 50 единиц, большую часть их отправили в Севастополь, некоторые остались в Кронштадте. Малая скорость, ненадежность способа применения мин и невозможность ориентирования лодки под водой не позволили по-настоящему их использовать для боевых действий. Хотя некоторые модификации их дошли до русско-японской войны. С подобной лодкой длиной в 5,7 м, где гребной винт приводил в движение член экипажа с помощью педального привода, можно познакомиться в ЦВММ.
В конце XIX века появились более совершенные лодки в США, Франции, Германии, Италии. Отношение к новому виду боевой техники с заманчивыми возможностями скрытного проникновения к вражеским судам в русских флотских кругах вначале было противоречивым. На Гаагской конференции мира в 1899 г. Россия выступила с предложением о запрете подводного оружия и их носителей при ведении военных действий. Ее поддержал ряд ведущих стран. Заблокировала это предложение Великобритания, которая позднее в будущих мировых войнах понесла самые большие потери в своих судах и кораблях от этого грозного рода сил.
Image Вскоре и в России осознали необходимость создания для флота подводных лодок. Подтолкнула к такому решению надвигающаяся угроза со стороны Японии на Дальнем Востоке. Действующая там Сибирская флотилия нуждалась в быстром усилении, для чего и было решено строить лодки. В конце 1903 г. вступил в строй миноносец № 150 - позднее ставший лодкой «Дельфин». Это была первая боевая отечественная лодка водоизмещением около 120 т, с бензиновым двигателем и электромотором, скорость соответственно 106 узл., глубина погружения до 50 м. Ее создатели корабельный инженер И. Г. Бубнов (позднее - главный строитель лодок на Балтийском заводе), флотский лейтенант М.Н. Беклемишев (он же первый командир лодки) и механик И.С. Горюнов. Одновременно Россия закупала секции лодок у некоторых иностранных фирм, собирая и дооборудуя их на наших заводах. Первый отряд миноносцев-лодок, доставленных во Владивосток по железной дороге из Петрограда и Либавы был сформирован из 13 ед. к концу 1904 года. Командовал отрядом лейтенант А. Плотто. Будущий контр-адмирал, оказавшийся в эмиграции, издал в 1947 году свой труд «Начало подводного плавания в России». А «погружающиеся миноноски» сыграли сдерживающую роль на театре боевых действий. Опасаясь нового оружия, японцы не решились на блокаду Владивостока.
Image В марте 1906 года на Балтике был создан Отряд подводного плавания, где начали готовить офицеров подводников, укомплектовывать экипажами построенные лодки, осваивать их и подготавливать для направления на другие моря. Первым начальником этого отряда и российским адмиралом подводником стал Э. Щенснович. Его усилиями в Либаве (военный порт Александра III) был создан русскими мастеровыми добротный пункт обучения и базирования лодок. Его советские подводники использовали как основную базу балтийских подлодок до 1993 года.
Image После русско-японской войны в отечественных планах кораблестроения, кроме надводных кораблей, появились и подводные лодки. К началу первой мировой войны в строю числилось 28 боеготовых лодок и 22 в постройке на заводах Петрограда, Ревеля, Николаева. В основном, это были лодки проектов И. Бубнова («Минога» - первая дизельная лодка, «Акула», «Морж», «Барс») и иностранные «АГ». Организационно они сводились в бригаду (позже дивизию) на Балтике и дивизионы на Черном море и Тихом океане.
В ходе боевых действий русские подлодки добились за три года войны 173 победы, потопив и захватив 40 паровых судов и более 100 парусных. Погибли семь русских лодок. На Балтике успешно действовали лодки «Волк», «Окунь». Более эффективно использовались лодки на Черном море, где особо отличились лодка «Тюлень» и первый минный подводный заградитель «Краб» (создатель - техник путей сообщения Михаил Налетов 1915 г.). На его минах подорвался немецкий крейсер «Бреслау». Кстати, удирая из Севастополя в 1919 году, англо-французские интервенты вывели в море и затопили вместе с минзагом еще 13 наших лодок («Краб» подняли эпроновцы в 1935 году).
Убедительно о преимуществе нового подводного оружия свидетельствуют внушительные цифры успешности ведения боевых действий союзными и германскими лодками. Всего за время первой мировой войны около 600 лодок воевавших стран (только германских - 372 ед.) потопили 160 надводных кораблей (от линкора до миноносцев) и 33 подлодки, а также несколько тысяч транспортов, танкеров и прочих судов. Общим водоизмещением около 19 млн. т.
Image После гражданской войны у нас на плаву оставалось 23 разнокалиберных лодки. Фактически Советскому ВМФ пришлось заново создавать подводные силы. Лодки начали строиться с весны 1927 года. Создателями довоенных проектов («Декабрист», «Ленинец», «Щука», «Сталинец», «Малые») стали: видный кораблестроитель-конструктор Б. М. Малинин, его ученики А. Н. Щеглов. С.А. Базилевский, Г.В. Светаев, Э.Э. Крюгер. П.И. Сердюк и др. Создателем крейсерских лодок типа «К» был контр-адмирал М.А. Рудницкий. Разработчиком лодок являлось ленинградское ЦКБ-18. Первые лодки закладывались на Балтийском судостроительном заводе, затем к строительству лодок подключился Адмиралтейский завод. Ныне «Адмиралтейские верфи» являются ведущими в строительстве дизель-электрических подлодок. Всего адмиралтейцы дали стране 300 лодок, в.т.ч. 41 атомную. Центром атомного подводного кораблестроения стало «Севмашпредприятие» в Северодвинске.
Image За минувший XX век в нашей стране было создано и вступило в строй свыше 1100 подводных кораблей разных классов и типов (проектов), в том числе около 250 атомных многоцелевых и ракетных подводных лодок стратегического назначения. Каждая пятая субмарина, выходящая в Мировой океан в прошлом столетии, несла Андреевский или Советский военно-морской флаг!
К лету 1941 года в составе ВМФ было 211 подлодок: КБФ - 66, ЧФ - 44,
СФ - 15, ТОФ - 85, в постройке находились 95 лодок.
Во время Великой Отечественной войны советские подводные лодки воюющих флотов (около 170 ед.), действуя в крайне сложных условиях, совершили более 1000 боевых походов, выполнили по вражеским кораблям и прочим судам 679 торпедных атак, выпустили 1550 торпед, выставили 1749 мин, уничтожили 324 транспорта и 84 корабля, общей вместимостью почти 1 млн. брт., повредили, соответственно, 454 и 15 ед.
Тяжелой ценой достались победы нашим подводникам. Более половины лодок не вернулись к родным причалам из боевых походов (38 на БФ, 27 на ЧФ и 23 на СФ). Большие потери подводных лодок, кроме сложности оперативной обстановки на морских театрах, объясняются недостатками в их управлении, неналаженном взаимодействии с другими родами сил флота и авиацией, отсутствием в первые годы должного тактического опыта у командиров лодок, при действии на закрытых морских театрах Балтики и Черного моря, где господствовали силы противника. Наши подводники проявляли стойкость, мужество и героизм. Преодолевая минные и противолодочные заграждения, уклоняясь от преследования вражеских кораблей и глубинных бомб, до последнего они вели борьбу за живучесть своих лодок при боевых авариях.
В суровых арктических условиях искали врага и добивались успеха североморские подводники. Особенно трудно приходилось экипажам малых лодок, не приспособленных к плаваниям в северных широтах. В отличие от хваленых «морских волков Деница» ни одна советская лодка за всю войну не сдалась «на милость победителя», ни один экипаж не оказался в плену врага, предпочтя гибель позорному пленению. «Сила русского подводника состоит в его самопожертвовании и стойкости…» (немецкий адмирал Ю. Ровер).
Иначе поступали гитлеровские подводники. При обстоятельствах, угрожающих жизни, они бросали свои лодки и сдавались в плен (более 3500 человек, плюс 2 плененные лодки). Ныне в широко представленных российскими издательствами переводных мемуарах германских вояк и книжках западных военных историков прославляются подвиги подводников «асов третьего рейха». Дополняют их «монографии» о недостоверности боевых результатов у большинства советских командиров, как не подтвержденные противной стороной, изданные новоявленными военными историками- «правдоискателями», в т.ч. и из флотской среды.
Незаслуженно замалчиваются имена и подвиги наших командиров. Нет изданных в 50 гг. воспоминаний Героев Советского Союза И. Колышкина, В. Старикова, Я. Иосселиани, И. Травкина, Г. Щедрина и других подводников времен войны, тех, кем заслуженно гордился флот, на чьих боевых делах и мужестве воспитывалось не одно поколение послевоенных моряков.
Не успели просохнуть слезы о павших во второй мировой войне миллионах воинов и мирных людей, как по инициативе Запада началась «холодная война». В то время, не имея возможности противостоять на море мощным надводным группировкам США и НАТО, руководство страны и ВМФ вынуждены были ориентироваться на массовое строительство подводных лодок. В судостроительных программах только первого десятилетия предусматривалось строительство более 300 лодок (к 1954 г. построено 154 ед.). С учетом опыта войны и новых технических решений создавались в ряде конструкторских бюро и закладывались на верфях новые улучшенные их проекты: 613, 611, 615, 641, 633. Главные конструкторы этих лодок В.Н. Нергудов, Я.Е. Евграфов, С.А. Егоров, А.С. Кассациер, З.А. Дерибин, А.И. Ноаров. Наиболее удачная серия из 215 ед., лодки 613 пр., строились на судостроительных заводах в Горьком, Ленинграде, Николаеве, в Комсомольске-на-Амуре (около 40 таких лодок поставлены на экспорт).
В июне 1954 г. была заложена первая советская атомная подводная лодка 627 проекта К-3. Научный руководитель работ по созданию АПЛ, в которых участвовали сотни НИИ, КБ и заводов, был академик А.П. Александров, группу конструкторов возглавлял В.Н. Перегудов. Летом 1958 года К-3 вышла в море на испытания, в декабре 1958 г. она передана СФ в опытовую эксплуатацию. Началась эра автономного подводного флота, изменившая ход дальнейшего развития Советского ВМФ. Способствовало этому активное развитие военно-промышленного потенциала страны. Каждые пять дней ВМФ получал в 60-70-х годах по одной подводной лодке (годовая программа сдачи доходила до 74 ед.)
За 40 лет на отечественных верфях было построено 244 атомных субмарин трех поколений. Первый атомный ракетоносец крейсер стратегического назначения проекта 667А (РПКСН) К-137 вошел в состав ВМФ в 1967 г. Ему предшествовали более скромные АПР пр. 658, 659. В конце 1969 г. новый титановый атомоход проекта 661 К-162 (командир Ю. Голубков) установил рекорд подводной скорости 44,7 узла.
Был у нас и глубоководный рекордсмен, поистине уникальный титановый подводный корабль К-278 (главные конструкторы Н.А. Климов и Ю.Н. Кормилицин), способный стрелять торпедами с любой глубины на скорости до 20 узл. и превысивший 1000-метровую глубину погружения.
Усилиями талантливых отечественных конструкторов и самоотверженным трудом кораблестроителей при большой организаторской деятельности Главнокомандующего ВМФ С.Г. Горшкова за короткий срок в Советском Союзе был создан океанский ракетно-ядерный флот. Его основу составили атомные подводные крейсеры оперативно-стратегического назначения, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами, многоцелевые АПЛ. К концу 80-х годов мы имели самый мощный ВМФ за всю историю существования Отечества, превосходя США по числу подводных лодок (более 500 ПЛ, из них 174 - АПЛ). Морские стратегические ядерные силы более 60 ед. РПКСН проектов 667, 941 обеспечивали достижение стратегического паритета в глобальном противостоянии США и СССР, а потому и длительный мир на земле.
Советский Союз был действительно великой морской державой! Слова особой благодарности заслуживают в юбилейном году главные и генеральные конструкторы подводных атомарин, и руководители ведущих конструкторских бюро (кроме вышеназванных) Н.И. Исанин, И.Д. Спасский, П.П. Пустынцев, А.В. Кутейников, В.Н. Пялов, В.П. Воробьёв, Г.Н. Чернышев, С.Н. Ковалев, М.Г. Русанов, Н.И. Кваша, Н.А. Климов, И.Л. Баранов - и др.
Естественно, главной ценностью отечественных подводных сил всегда были, есть и будут высокопрофессионально подготовленные кадры подводников. Особые условия службы, где наиболее ярко выражается принцип: один за всех и все за одного, - выковывает из них мужественных, смелых людей, для которых такая служба является настоящей мужской работой.
Основная масса большого отряда подводников-«атомщиков» выходцы из школы «дизелистов». Они, начиная с 50-х гг. XX века, осваивали подводные маршруты Мирового океана, совершали «дальние походы» на полную автономность, а позднее отрывались от родных баз на несколько месяцев, а то и более года.
С 60-х гг. дизель-электрические лодки открыли «боевую службу» - основную форму оперативного использования в длительном противостоянии «холодной войны». Вскоре их дополнили АПЛ. В 1985 г. боевую службу в оперативно важных районах Мирового океана несли ежедневно до 40 подводных лодок. Абсолютное превосходство США на море стало более чем сомнительным!
Мы, командиры тех лет, гордимся своим и наших подчиненных вкладом в освоение послевоенных лодок, в отработку новых тактических приемов их использования при сложнейших условиях плавания в разных широтах и активном противостоянии «вероятного противника». Подводники достойно обеспечивали государственную безопасность Отечества! Имена первооткрывателей океанских подводных маршрутов вошли в отечественную историю мореплавания. Назовем командиров лодок 50-х гг., заслуженных подводников. Некоторые из них стали Героями Советского Союза, известными адмиралами: В.Н. Чернавин. В.Н. Поникаровский, А.П. Михайловский, Р.А. Голосов, Н.Ф. Рензаев, М.К. Мальков, М.И. Хомяков, Т.Н. Лозовский, Н.И. Царев, Г.Н. Швецов, Г.Р. Карменок, П.Т. Зенченко, Н.А. Мышкин, И.Н. Паргамон - и др. С 1958 года в Средиземном море три года находилась 40 ОБПЛ (613 пр.) под командованием С.Г. Егорова. Базируясь в терводах Албании, подводники противодействовали агрессивным устремлениям 6 флота США… В 60-е гг. пришли в Средиземное море и североморские лодки 4-й эскадры СФ (П.Н. Романенко, О.Н. Шадрич, Л.Д. Чернавин).
Многие из офицеров-«дизелистов» через несколько лет стали служить на атомных лодках разных поколений. Они осваивали неведомую ранее технику и оружие, получая иногда высокие радиоактивные дозы. Совершали на подводных атомоходах кругосветные и арктические походы (более 300), межтеатровые переходы (только по Арктике - 30), всплывали на Северном полюсе. Производили из Арктики многоракетные залпы по Камчатскому полигону. Первыми из них были Л.М. Жильцов, В.С. Салов, Б.К. Марин, В.П. Рыков, Н.В. Затеев, В.В. Юшков, В. И. Зверь, А.Н. Карпенко, В.А. Панов, И.И. Гуляев, В.Г. Белашов, Ю.А. Сысоев, В.Л. Березовский, В.П. Фролов, В. В. Наумов, Б.П. Жуков, Е.Д. Чернов, А.У. Аббасов, Ю.Ф. Голубков - и др.
Мужество, зачастую на грани смертельного риска, самоотверженность и верность подводной службе отмечались высшей наградой Родины - Золотой Звездой Героя!
Лишь недавно названы открыто имена большого числа (около 80) Героев-подводников, вписавших в отечественную историю мирного времени свои подвиги во славу Родины, наряду с космонавтами (за годы войн - 27).
Кстати, первым послевоенным Героем Советского Союза в нашей стране стал подводник командир К-3 Л.Г Осипенко (в 1959 г.). Не перечислить в газетном очерке имена других заслуженных подводников - Героев и простых тружеников океанских глубин, самоотверженно отдававших себя опасной, но почетной подводной службе в любом качестве! В ближайшее время выходит справочное издание по всем героям-подводникам, подготовленное нашим музеем им. А. Маринеско.
Большие свершения не обходятся без потерь. Моря и океаны хранят многие тайны катастроф разных судов и подводных лодок.
Официально числятся погибшими из более полутора десятков стран в XX веке - 1762 субмарины (газета «Красная Звезда» от 7.04.2004), из них не боевые потери - 313 ед.
По разным источникам Россия и Советский Союз потеряли за вековую историю от 150 до 172 подводных кораблей, начиная от «ныряющих» миноносцев на заре зарождения лодок и кончая современными «Курском» и К-159.
При участии ветеранов в 2001 году в Сестрорецке у озера Разлив, где Е. Никонов почти 300 лет назад испытывал свое «потаенное судно», открыта часовня Святого Чудотворца Николая - «Памяти всех поколений подводников». В часовне установлены памятные доски с перечислением 115 лодок, погибших в морях и океанах. По последним данным, подготовленным для полной «Книги памяти» в 3 частях, они унесли с собой 5028 подводников. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМ НАШИМ ПОДВОДНЫМ СОБРАТЬЯМ!
По разным причинам в послевоенное время погибли ПЛ С-117, М-200, М-256, С-80, Б-37, К-129, К-8, К-219, К-278, К-141 (из числа находившихся в строю).
К горькому сожалению, ВМФ, как и вся Россия, оказались к концу XX столетия в критическом состоянии. Без войн и сражений флот лишился былой мощи и, фактически оставив свои позиции в Мировом океане, нарушил мировой баланс сил, ведущих борьбу за океан. И это в то время, когда человечество все больше начинает осознавать, что «кто владеет морем, владеет всем» (на Земле 2\3 территории составляют водные пространства и большая часть стран являются прибрежными).
На смену многовековой борьбе за передел сухопутной территории мира пришла борьба за передел Мирового океана, роль и значение, которого ныне неизмеримо возрастает во всех отношениях в глобальном масштабе. Естественно, основной силой здесь выступает флот, и в первую очередь подводные корабли, обладающие современными средствами доставки новейших видов оружия по целям и объектам любых океанических и сухопутных районов.
Пора всем, кому дорога славная история нашего ВМФ и его будущее, в первую очередь власть имущим, осознать, что без флота России не быть «великой морской державой». Понять возросшую значимость подводных сил в современных условиях. Вроде новое руководство страны и ВМФ стало предпринимать определенные шаги к возрождению морской оборонной составляющей государства, с учетом нынешней сложной международной обстановки и установления однополюсного мира под эгидой США.
XXI век обозначился для подводников некоторыми положительными событиями. Пополнился СФ модернизированными атомоходами 971 проекта «Гепард» и 941 - «Дмитрий Донской». Заложена в минувшем неатомная ПЛ 677 проекта «Кронштадт» (генеральный конструктор Ю.Н. Кормилицин). Начались ходовые испытания головной ПЛ этого проекта «Санкт-Петербург».
Вроде ожидается спуск на воду в текущем году долгостроя (с 1996 г.) - первого ракетоносца проекта «Борей» -  «Юрий Долгорукий». Второй - «Александр Невский» - был заложен в марте 2004 г. По информации «В.П. Курьера», №-4, с.г. ожидается закладка в ближайшее время подобного третьего РПКСН.
Такое начало вселяет надежду в нас, ветеранов-подводников, на благие перемены в судьбе нынешнего ВМФ и его подводных сил.
P.S 19 марта группа заслуженных ветеранов-подводников будет участвовать в полуденном выстреле сигнальной пушки Петропавловской  крепости.

 
След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.