Творчество действительного члена Петровской академии наук и искусств, члена Союза художников, Заслуженного работника культуры РФ, члена Союза писателей России капитана 3 ранга в отставке Игоря Павловича Пшеничного хорошо известно общественности морской столицы. В созданных им художественных полотнах воплощены и вечность, и красота, и высокая одухотворенность. Те, кто видел его картины, сравнивают его манеру с русской песней - раздольной, глубокой по содержанию, задушевной, волнующей, не оставляющей никого равнодушным. В феврале флотскому художнику исполнилось 70 лет. В мастерской юбиляра побывал наш специальный корреспондент капитан 2 ранга запаса Валерий Никонов. Сегодня мы предлагаем нашим читателям подготовленный им материал.
На Васильевском острове в старинном здании Морского Корпуса Петра Великого более десятка лет трудится художник Игорь Павлович Пшеничный. Там же находится и его мастерская. Основная тема творчества художника - флот, его история и современность, история России как великой морской державы. О картинах, написанных мастером кисти, говорить нелегко, их надо увидеть своими глазами. И на них смотрят. И не только в России. Его картины по истории и современной жизни флота Центральный военно-морской музей неоднократно экспонировал и в США, и в Германии, и в Дании, и в Японии, и в Финляндии, и других странах. В лучших работах художника запечатленные события, исторические личности выступают как живые свидетели отшумевших эпох Российского государства. Игорь Павлович Пшеничный показывает их неотделимыми от дня сегодняшнего. Это та особенность творчества, благодаря которой его картины становятся близкими молодым людям ХХI века. Таким примером может служить не оставляющее никого равнодушным художественное полотно (6 м х 2 м), на котором запечатлены 184 выпускника Морского кадетского корпуса Санкт-Петербургского военно-морского института, под чьим руководством Императорский флот России одержал немало ярких побед в морских сражениях, которые с честью пронесли Андреевский флаг на просторах Мирового океана, обогатили мировую географию и океанографию научными исследованиями и великими открытиями, чьи имена навечно запечатлены на географических картах. Примечательно, что Игорь Павлович, как говорится, с младых ногтей рисовал в основном картины на флотскую тематику. Почему? Да потому, что в свои детские годы (это было суровое послевоенное время) он, сын флотского офицера, вместе с родителями жил в военно-морской базе на недостроенном корабле, переоборудованном под семейное общежитие. Из иллюминатора были хорошо видны стоявшие у берега «морские охотники», тральщики и другие небольшие боевые корабли, входившие в состав Черноморского флота. - Помните ли вы свою первую картину? - спросил я у Игоря Павловича. - Конечно, - улыбнулся художник. - Помню потому, что она осталась незавершенной… И он рассказал о том, как, будучи на каникулах у бабушки, увидел удивительно милую и красивую немецкую открытку, где была изображена готическая кирха, заснеженные деревья, освещенные лучами зимнего солнца. Тогда ему, третьекласснику, казалось, что нарисовать её акварелью очень просто. Надо всего-навсего кисточкой перенести краску на бумагу - и все получится. Увы, тогда у него ничего не получилось. Уже прошел не один десяток лет, однако память его до сих пор хранит тот сказочно красивый сюжет с немецкой рождественской открыткой, который так и не воплотился на бумаге. Почему, образно говоря, его первый художественный блин получился комом, Игорь Пшеничный узнал, когда в 1951 году поступил учиться в художественную школу при Краснодарском художественном училище. За три года учебы он понял: человеку мало иметь талант художника, надо еще уметь руководствоваться законами изобразительного искусства, знать секреты пользования красками, светом, кистями… Первые его рисунки, сделанные в стенах художественной школы, были наполнены теплотой и светом, отражавшимся в человеческих душах.
Новой ступенью восхождения Игоря Павловича к вершине художественного мастерства стала учеба в Ленинградском Высшем военно-морском инженерном училище, где у него была возможность регулярно посещать художественную студию под руководством художника Николая Мартынова. Полученные знания пригодились начинающему живописцу на Камчатке, где в поселке Тихоокеанском началась его лейтенантская служба. По его словам, на Камчатке приходилось видеть такие изумительные по красоте пейзажи, что их грешно было не рисовать. Во время службы на кораблях Тихоокеанского флота он всегда находил время для художественного самообразования, совершенствования в графике и живописи. Поэтому, флот, море - не просто тема творчества художника, она была и есть его радостью и болью. Занятия живописью Игорь Павлович продолжил после своего перевода к новому месту службы в Ленинград. Живописью он занимался в студии Дома офицеров, что на Литейном проспекте, которой руководил художник Д.И. Запорожец, а затем - И.В. Коляскин. Тогда он начал регулярно участвовать в городских, республиканских и всесоюзных выставках народного творчества, где за свои работы он получил дипломы II и I степеней. Руководство флотского коллектива шло навстречу талантливому офицеру. По ходатайству командования ректор Института живописи имени И.Е. Репина разрешил Игорю Павловичу Пшеничному посещать занятия в институте. Однако служба есть служба, и чрезвычайная занятость не позволяла офицеру систематически изучать курс. Поэтому теоретические дисциплины по программе института живописи флотскому художнику пришлось познавать в свободное от службы время, самостоятельно осваивать в тишине библиотеки Академии художеств. Он также бывал в Ленинградском Государственном университете на лекциях по эстетике профессора М.С. Кагана, и лекциях по проблеме происхождения изобразительного искусства, которые читал А.Д. Столяр. Что касается практического освоения и получения живописно-художественных знаний и навыков, то они вначале шлифовались под непосредственным руководством заслуженного художника Российской Федерации Ивана Владимировича Коляскина. В те годы на его творчество также повлияли народный художник СССР академик Юрий Михайлович Непринцев, народный художник РСФСР Юрий Станиславович Подляский и художник Сергей Федорович Бобков. С начала 70-х годов Игорь Павлович Пшеничный неоднократно участвовал в выставках Ленинградского отделения Союза Художников России. А первая персональная выставка его произведений состоялась в 1981 году в Доме офицеров ЛенВО, и была тепло встречена ленинградцами и гостями города, ветеранской общественностью, получила высокую оценку Ленинградского отделения союза художников России. В чем была причина такого неподдельного широкого интереса? Прежде всего, в ярком таланте художника-мариниста, личностной и творческой неординарности. С успехом выставка экспонировалась в Кронштадте и Петродворце. Картины художника Пшеничного увидело более 30 тысяч человек. После увольнения в запас Игорь Павлович Пшеничный руководил художественной мастерской Дома офицеров ЛенВО, а в конце 80-х годов работал художником научно-исторического общества «Память Балтики». Годы раздумий. Проникновение в глубины истории и жизни флота привели его к созданию целого цикла произведений, которые были тепло встречены флотской общественностью. С 1990 по 1993 годы Игорь Павлович Пшеничный трудился в Центральном военно-морском музее, где создал ряд работ на историческую тему. Всего музеем приобретено и принято в дар около 40 работ по истории и современной жизни Российского Флота. Сейчас Игорь Павлович работает в Морском Корпусе Петра Великого. За эти годы он был принят в Союз Художников, стал Заслуженным работником культуры РФ, членом Союза Писателей России. В стенах Морского Корпуса им написаны такие художественные полотна, как «Смена шагает», «Начало Петербурга», «Ленинградский меридиан», «Адмирал Петр Великий», портрет художника А.П. Боголюбова. Очередной его работой, вызвавшей неподдельный интерес, стало художественное полотно «Навигацкая школа. Новые задачи». Глядя на картину, чувствуешь: запечатленное на холсте прекрасное далекое петровское время - это не уход в прошлое, а скорее, взгляд, устремленный в будущее, шагая, куда молодым россиянам нельзя забывать о славном прошлом России, которая благодаря мудрости царя-реформатора, быстро превратилась в великую морскую державу. Новая работа «Навигацкая школа. Новые задачи» еще раз убеждает: творчество художника Пшеничного многогранно, оно объединяет и далекое прошлое, и настоящее, и будущее. В свои 70 лет художник-маринист находится на стремнине жизни, крепко стоит на позициях здорового реалистического искусства. Хотя, по его словам, реализм, в нынешнее рыночное время, увы, не в почете. Сегодня в мире искусства преобладают течения, провозглашающие главной художественной ценностью - бессодержательную игру в красочные пятна и замысловатые линии. Поэтому творчество художников-реалистов так называемые эстеты и эстетствующие, занявшие «командные высоты» в искусстве, стараются не замечать. Тем не менее, Игорь Павлович Пшеничный убежден: только реалистическое искусство способно истинно толковать пространство и время, передавать изобразительными средствами не только «эстетические впечатления, но и - серьезную «литературную» информацию о событиях реальной жизни современного флота и его истории. К обвинениям же оппонентов в так называемой «иллюстративности» его картин он относится без драматизма. Художник считает своим гражданским долго создавать на полотнах положительные образы моряков, которые могли бы стать яркими ориентирами в жизни для молодого поколения россиян. И этой цели посвящена вся его оставшаяся творческая жизнь. Валерий НИКОНОВ. Фото автора.
|