на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




СОВЕТСКИЕ СУБМАРИНЫ В СВОИХ И ЧУЖИХ МУЗЕЯХСОВЕТСКИЕ СУБМАРИНЫ В СВОИХ И ЧУЖИХ МУЗЕЯХ
Автор: Ветераны-подводники В. КОЗЛОВ и С АПРЕЛЕВ   
10 ноября 2005 г. в городе Вытегра Вологодской области открылся музей «Подводная лодка Б-440», входящий в музейный комплекс «Морская слава Вологодчины». Эта ПЛ 641 проекта вошла в состав КСФ в 1970 г. Ее экипажи с честью несли длительные боевые службы
в Мировом океане. Чтобы современник смог представить обстановку, в которой «ковались» герои морских глубин в период «холодной войны» между СССР и США создаются подобные музеи.
Image Кстати, богата земля вологодская морскими делами и личностями, вошедшими в историю России. Еще при Петре I по водным путям этих мест доставлялись необходимые грузы для строительства судов на создаваемых верфях, а моряки Вологодчины прославились в морских баталиях XIX и XX веков, в советское время вышли отсюда будущие адмиралы М. Рудницкий, В. Попов, Н. Шабликов, Г. Потанин, А. Марков, И. Петров и матрос Герой России (посмертно) Сергей Преминин. На родине Героя в гор. Красавино у школы, в которой он учился, установлено ограждение боевой рубки подводного стратегического ракетоносца.
В годы войны в Вытегре находился штаб Онежской флотилии. Идея поставить там лодку-музей родилась у моряков-подводников североморцев во главе с капитаном 1 ранга Александром Штурмановым (ныне зам. главы администрации г. Вытегра). Помогли реализовать идею сведущие люди и ветераны ОСВП, сотрудники музейной лодки Д-2. Первым познакомился с хорошо оборудованными отсеками музея Б-440 секретарь ОСВП капитан 1 ранга Н. Соколовский, он же содействовал как сотрудник Сев.-Зап. речного пароходства буксировке лодки от Кронштадтского Морзавода к месту создания музея.
«Фокстроты» и «Танго» (так этот и 641Б проект лодок классифицируется на Западе) в виде музейных экспонатов, кроме вышеназванной, находятся в России: Б-396 - в Москве, Б-413 - в Калининграде. Отбуксирована лодка Б-307 в волжский город Тольятти, где также создан музей.
Советские лодки в качестве музейных реликтов 2-й мировой войны и других предназначений (рестораны, бары и почти что бордели) появились и за рубежом. Закупили их по цене металлолома иноземные предприниматели, при этом продающая сторона не оговорила условий дальнейшего использования некогда грозных подводных кораблей: Б-427 - в Австралии, Б-39 - в Великобритании, Б-15 - в Канаде, Б-143 - в Бельгии, Б-515 - в Голландии, Б-427 - в США. Проданы наши субмарины 651, 611, 613 проектов: Б-77 - в США, Б-24-  в Германию, Б-80 - в Нидерланды, С-359 - в Данию, С-194 - в Швецию. Еще одна ПЛ типа «С» - в Индонезию, С-229 - в КНР. В заграничной украинской Одессе стоит М-305 (А615 пр.).
Image Появление балтийской ПЛ 613 проекта в одном из парков Стокгольма обрело особый интерес в связи с поднятой на Западе информационной шумихой по поводу «проникновения советской субмарины в шведскую базу Карлскруна (С-363) в 1981 г.». Флотские остряки, по случаю банальной «навигационной неувязки» при плавании «эски» в центральной части Балтики, прозвали её «шведским комсомольцем» (была в свое время мода давать кораблям комсомольские названия).
То неприятное для ВМФ событие подлило масла в огонь пропагандистской кампании со стороны Швеции в адрес Советского Союза, якобы систематически направляющего свои лодки в шведские воды с агрессивными целями. Были сняты десятки фильмов, написаны целые романы о «тайных операциях советских лодок с ядерными зарядами…». Капитан 1 ранга С. Апрелев в качестве туриста посетил в стокгольмском парке бывшую ПЛ С-194 (шведскими музейщиками она выдается за ту самую лодку, что прокралась в Карлскруну). Спустившись в центральный пост, он встретил два манекена в непонятной форме одежды, один в буденовке, другой - при милицейской фуражке! Во втором отсеке на столе кают-компании изображена «традиционная русская сервировка» - водочные бутылки. На рубке лодки болтался флаг вспомогательного советского флота.
Кстати, в альманахе питерского культурного фонда «Тайны века» за 2001 г. автор С. Петухова, поверив шведской агитке, изложила очерк о «шведском комсомольце после смерти». Не разобравшись в сути дела, она призывает отправлять подводные экспонаты на эту реликвию с наших «распиливаемых кораблей», чтобы «сохранить память о величии и мощи Балтфлота». Первые подарки фонд якобы уже отправил, дабы «создать в Швеции уголок славы Российского флота».
Самый распространенный (215 ед., построенных в СССР) и надежный проект лодок 613 поспешили у нас порезать «на иголки» так быстро, что, когда решили у себя сделать подобную лодку музейной, пришлось ее поднимать со дна Балтики. В период постсоветской демократии и развала флота несколько лет торчала оконечность рубки и полусогнутый перископ балтийской ПЛ С-189, самостоятельно затонувшей у причала Кронштадтской гавани. Не нашлось сил и средств в ЛенВМБ, чтобы убрать сей позор, пока питерский инвестор Артюшин А.А. не взялся за это дело в прошлом году. Ныне лодка уже на «Северных верфях». Возможно, в юбилейном году она превратится в плавучий музей морской столицы.
Нашим читателям известны, кроме Д-2, и другие музейные подводные ветераны: К-21 в Североморске, С-56 во Владивостоке. Две малые подлодки стоят на самодельных постаментах в г. Краснодаре и в г. Пушкине. Можно было бы украсить не один наш город подводными музейными экспонатами. Они могли бы послужить интересам патриотического воспитания молодого поколения, увековечения памяти конструкторов, кораблестроителей и тех, кто осваивал подводные корабли в «золотую пору» их создания (за 45 послевоенных лет в Советском Союзе было построено и передано ВМФ около 760 ед., из них 245 атомных).
В настоящее время в США сохраняются 80 подлинных исторических кораблей ВМС, из них почти 30 подводных. Российский проект увековечения памяти о первом советском подводном атомоходе К-3 в акватории С-Петербурга буксует с 1989 г. Причина одна - нет средств.
На вырученные средства от «распиленных» и распроданных за последние 15 лет нескольких сотен надводных кораблей и подводных атомных и дизельных лодок рачительные хозяева могли бы «горы свернуть», не то что создать еще с десяток музеев. Оседают те самые средства в карманах удачливых посредников и в иностранных банках, малая часть отчисляется флоту. Создаются же и покупаются виллы и дворцы нуворишами в России и в благодатных местах Европы, а заодно суперяхты, футбольные клубы и прочие излишества как личное благо новоявленных олигархов.
Главный конструктор ЦНИИ им.
А. Крылова Михаил Дегтярев вынашивает мысль о создании музейного комплекса в прибрежной полосе острова Котлин, используя корпус крупнейшего подводного крейсера стратегического назначения проекта «Акула» (Тайфун). В авторском замысле предусматривается установить на бетонных пилонах 175-метровый исполин. На его четырех палубах с полезной площадью свыше 10 000 кв. м разместить большое число общественно-культурных учреждений, попутно разгрузив запасники ЦВММ. Комплекс мог бы стать центром международного туризма, супермузеем достижений ВПК, реальным символом славы ВМФ. Дело за малым - нужна воля властей предержащих и средства от многочисленных инвестиционных и иных фондов, способных их аккумулировать и грамотно использовать. Таким путем следуют организаторы большинства музейных комплексов мира. В этом направлении, как и с К-3, могла бы проявиться роль и приложение усилий Международной ассоциации подводников совместно с другими заинтересованными городскими организациями.
Ветераны-подводники
В. КОЗЛОВ и С АПРЕЛЕВ.
 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.