Алла Кузнецова. Живучее эхо Эллады. СПб., Борей Арт, 2007, с. 302, ил
Перечитывая сравнительно недавно древнегреческие трагедии Эсхила, Софокла и Эврипида, я подумал, что человечество меняет только свой внешний мир, внутренний же, чувственный мир, остается неизменным. Как говорится, люди есть люди, какими они были, такими и остаются. До сей поры в ходу выражения: «Ахиллесова пята», «Сизифов труд», «Танталовы муки», «Яблоко раздора», «Троянский конь», «Авгиевы конюшни» и др. Вспоминают о подвигах Геракла и Тесея. Но все ли знают происхождение этих выражений и сущность совершенных подвигов? Конечно, многое можно было бы почерпнуть из легенд и мифов Древней Греции. Книги, содержащие эти легенды и мифы, неоднократно издавались. Наиболее известна книга Н.А. Куна, которая так и называлась «Легенды и мифы Древней Греции». Ее первое издание появилось еще до 1917 г. Позднее выходили книги А.И. Немировского «Мифы Древней Эллады» и М. Л. Гаспарова «Занимательная Греция». Все эти книги написаны прозой, и это странно, так как основными источниками греческой мифологии являются поэмы Гомера, Гесиода, Аполлона Родосского. Очевидно, именно эта странность подвигла Аллу Кузнецову на создание своей поэтической книги. В ее предисловии «От автора» я прочитал выдержку из письма В.А. Жуковского С.С. Уварову от 12 (24) сентября 1847 г. из Франкфурта-на-Майне, и в ней такие строки: «Любезнейший Сергей Семенович… посылаю вам «Одиссею», прося вас быть ходатаем за нее перед ценсурою… Надобно только дать в руки молодежи не одну сухую выписку в прозе, а самого живого рассказчика Гомера, который в одну раму заключил всю древнюю Грецию с чудесными ее преданиями и нравами…». Алла Кузнецова совершила героическую попытку пересказать греческие мифы силлабо-тоническим, достаточно современным, стихом. До сих пор мне такие попытки не встречались. В том же предисловии она говорит: «Главная задача книги - доведение до наших детей и внуков знаний, веками хранимых человечеством, ибо в этом и заключается долг старшего поколения… Школьникам книга послужит хрестоматийным материалом, дополняющим знания по истории Древнего Мира…» Добавлю от себя: и не только школьникам. Многие найдут в ней исчерпывающие ответы на вопрос - «почему мы так говорим?» Содержание книги состоит из отдельных глав: Сизиф, Тантал, Геракл, Тесей, Яблоко раздора, Ахиллесова пята, Троянский конь, Орфей и Эвридика. Кроме того, в ней имеется раздел иллюстраций «Мифология в искусстве», алфавитный словарь мифологических героев и толкователь древних географических наименований. Можно только восхищаться художественным оформлением книги, представляя, сколько личного усердия и упорства (не говоря уже о материальных затратах) проявлено при этом автором. О литературных (поэтических) достоинствах книги много говорить не буду. Она написана русским классическим стихом, в котором присутствует и образность, и ритм, и музыка, и многое, что, наверное, и составляет пресловутое «таинство» поэзии. Для меня достоинства книги очевидны, хотя, при большом желании, всегда можно «откопать» определенные недостатки. Автор не новичок в поэзии, мне известны ее сборники «Вдохновение» (М.,2003), «Вкус полыни» и «Роса на осколках» (СПб., 2004), «Запах солнца» (СПб., 2005). Я слышал ее сообщения на собрании членов литературного объединения «Путь на моря» по основам силлабо-тонического стихосложения, сделанные «в порядке ликвидации поэтической безграмотности», по предложению руководителя литобъединения поэта Бориса Орлова, нашедшие положительный отклик всех слушателей. Года два назад я уже рекомендовал Аллу Андреевну в члены Союза писателей России, но она проявила излишнюю скромность, посчитав, что «еще не созрела». Думаю, что перезревать тоже не следует. Последнее, о чем хочу сказать. Тираж книги всего 500 экземпляров. Ее не смогут приобрести библиотеки образовательных учреждений даже одного лишь Санкт-Петербурга, тогда как, на мой взгляд, она вполне могла бы стать дополнительным учебным пособием для школьного курса по Древней Истории.
|