на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




БОЕВОЙ ПУТЬ Щ-307
Автор: Капитан 1 ранга в отставке Б. УСИКОВ   
Капитан 1 ранга Усиков Борис Григорьевич родился в 1920 г. В ВМФ - с 1939 по 1973 гг. Окончил КВВМУ, в конце 1942 г. участвовал в боевом походе на М-116 ЧФ. С 1943 - служба на лодках БФ К-52 и Щ-307. На последней, под командованием капитана 3 ранга М.С. Калинина, штурманом участвовал в двух боевых походах. После войны - дивизионный штурман БПЛ БФ. Окончил ВМА в 1955 г. и назначен флагманским штурманом бригады, затем - подводных сил БФ.
1960-1970 гг. - начальник факультета КВВМУ, заместитель начальника кафедры ВВМУПП. После увольнения в запас 16 лет занимался подготовкой кадров плавсостава в мореходном училище.

Image

В августе 1941 года подводная лодка Щ-307 под командованием капитан-лейтенанта Н.И. Петрова после выполнения боевых действий при возвращении в базу направилась в точку, где ее должны были встретить наши надводные корабли обеспечения безопасности ее дальнейшего хода. Войдя в пролив Соэлавейн, командир поднял перископ, осмотрелся: район был чист, корабли сопровождения запаздывали. Через некоторое время командир опять поднял перископ и вдруг так и приник к окуляру: в нескольких десятках кабельтовых всплыла чужая подводная лодка. По очертаниям корпуса Петров опознал в ней немецкую U-144. Подводный пират, в первые дни войны потопивший нашу М-78, не зря пришел в этот район: возможно, фашисты кое-что знали о месте встречи наших кораблей. Командир, подозвав к перископу комиссара Заикина, принял решение о немедленном уничтожении вражеской лодки.
Быстро произвели расчеты. Лодка легла на боевой курс и выпустила торпеды из носовых аппаратов. Но в этот момент U-144 дала ход, а это означало, что торпеды могли пройти мимо. Чтобы вражеская субмарина была уничтожена наверняка, Петров немедленно начал маневр атаки кормовыми торпедными аппаратами. Скоро раздался сильный взрыв.
После всплытия экипаж Щ-307 обнаружил большое масляное пятно, что свидетельствовало об уничтожении фашистской субмарины…
Наступила зима 1941-1942 года, которая принесла жесточайшие испытания защитникам Ленинграда. Началась его длительная блокада. Город покрылся снежными сугробами. Голод и мороз дополнялись варварскими бомбежками и непрекращающимися артиллерийскими налетами.
Щ-307 встала на заводской ремонт. Основная тяжесть ремонтных работ легла на плечи самих моряков, так как производственные возможности судоремонтных заводов резко сократились.
В июне-июле подводные лодки успешно форсировали Финский залив и вышли в Балтийское море. Форсируя минные поля, корабли не раз получали тяжелые повреждения и вели борьбу за живучесть в сложных условиях. Командиром подводной лодки Щ-307 в этот момент был капитан 3 ранга Н.А. Момот. Через некоторое время после выхода в Балтийское море при обзоре акватории через перископ был обнаружен фашистский транспорт в сопровождении конвоя. Командир принял решение на уничтожение транспорта торпедами из носовых аппаратов. Но так как при выходе Щ-307 в атаку противник изменил курс и дистанция начала увеличиваться, командир снова произвел расчет уже вдогонку, на предельной дистанции произвел выстрел двумя торпедами, в результате чего транспорт был потоплен. Водоизмещение его составляло шесть тысяч тонн.
В боевом походе было уничтожено четыре корабля противника.
В результате десяти сокрушительных ударов 1944 года фашистские захватчики были выброшены за пределы советской земли. Лишь между Либавой и Тукумсом осталась зажатая в клещи крупная курляндская группа противника. Наши войска с боями вошли на вражескую территорию в Восточную Пруссию. Район портов Либава - Виндава стал ареной оживленных морских перевозок фашистов. Караваны вражеских транспортов, как правило, шли в сильном охранении.
С февраля 1944 г. в командование нашей лодкой вступил капитан-лейтенант М.С. Калинин, до этого он воевал на гвардейской Щ-303, будучи помощником командира И.В. Травкина. Большинство балтийских лодок с выходом Финляндии из войны в сентябре 1944 г. перебазировались в Хельсинки, Турку и Ханко.
Начиная с октября 1944 года и до окончания войны не было дня, чтобы в средних и южных районах Балтики не действовали наши лодки, наращивая силу своих ударов.
В начале октября лодка, в составе третьей группы (Щ-307, Щ-309 и С-4) вышла в море. До нас еще 7 лодок были развернуты в центральной части Балтики. Первыми боевой счет этого года открыли П.И. Бочаров (Щ-407) и С.Н. Богорад (Щ-310).
16 октября молодой командир подводной лодки «Щ-307» капитан-лейтенант М.С. Калинин проник на Виндавский рейд и, несмотря на мелководье, атаковал транспорты, стоявшие на рейде. Четырехторпедным залпом были сразу пущены ко дну два транспорта и танкер противника. Вот как об этом вспоминал на встрече с курсантами училища подводного плавания в 1968 сам Михаил Степанович: «В районе латвийского порта Виндава, захваченного фашистами, недалеко от берега стояли под погрузкой 5 транспортов противника. Глубина моря чуть больше 10 метров, сильный туман. Подводная лодка, почти задевая килем о грунт, приблизилась скрытно к транспортам на близкое расстояние. С наступлением сумерек, мы подвсплыли, выпустили четыре торпеды по группе транспортов. Раздались оглушительные взрывы. Победа!…»
Этот эпизод запечатлен на картине художника.
В том боевом походе подводная лодка атаковала еще конвой в составе трех транспортов в охранении шести сторожевых кораблей противника. Командир обнаружил вражеский конвой по перископу и приказал готовиться к атаке. В результате потопили транспорт и сторожевой корабль. В дальнейшем этот конвой, уклоняясь от атак, отвернул от берега, а лодка оказалась по корме конвоя. Командир принял решение атаковать врага кормовыми аппаратами. Еще один транспорт противника пошел на дно.
За поход, в котором лодка достигла 6 побед (по другим данным 4. - В.К.), командира Щ-307 капитан-лейтенанта М.С. Калинина удостоили высшей награды - Золотой Звезды Героя Советского Союза, а подводная лодка позднее была награждена орденом Красного Знамени. Все подводники экипажа награждены орденами и медалями.
Наш экипаж представлял собой спаянный коллектив преданных Родине мужественных людей. Несмотря на сложности Балтийского театра, нашпигованного десятками тысяч мин, и активную вражескую противолодочную оборону, «щукари» дивизиона, которым командовал капитан 2 ранга Гольдберг, успешно действовали.
В первые месяцы 1945 года, несмотря на плохую погоду и частые осадки, Щ-307 потопила еще два транспорта противника. В марте победного года лодке вручили орден Красного Знамени. И стала она Краснознаменным кораблем КБФ.
За весь период войны подводная лодка уничтожила 12 кораблей и одну подводную лодку. Рубка Краснознаменной Щ-307 ныне находится в Москве на Поклонной горе в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. как память о боевых делах экипажа этой лодки. До 1993 г. рубки двух лодок - Краснознаменной Щ-307 и Гвардейской Л-3 - стояли в Либаве, у штаба Краснознаменной дивизии подводных лодок, входя в Мемориальный комплекс «Боевой славы подводников Балтики в Великой Отечественной войне».
Командир лодки капитан 1 ранга М.С. Калинин (1918-1978) в послевоенное время после учебы в ВМА командовал соединением лодок на Северном флоте, затем занимался преподавательской работой. По состоянию здоровья в 1964 г. уволен в запас.

Капитан 1 ранга в отставке
Б. УСИКОВ,
ветеран-подводник ДКБФ


 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.