Листаю только что вышедшую в свет книгу стихотворений Игоря Смирнова с емким названием «Бытие»1 . Я давным-давно знаю Игоря Александровича. Мы, можно сказать, побратимы: учились в одной ленинградской школе у Пяти Углов, вместе окончили десятилетку за два дня до начала Великой Отечественной войны, оба прошли фронты, оба связали свою жизнь с флотом и поэзией. Правда, я пошел по медицинской стезе, а Игорь Александрович - по инженерно-научной. Ныне капитан 1 ранга в отставке, И.А. Смирнов - доктор технических наук, профессор, член Союза писателей РФ и Международной ассоциации писателей баталистов и маринистов, автор нескольких поэтических сборников, активнейший нештатный сотрудник «Морской газеты». Подготовлен к печати его фундаментальный тысячестраничный труд «Русские военные моряки
Игорь Смирнов обладает завидным качеством: несмотря на солидный возраст, он неутомимый труженик. Он словно повторяет слова замечательного русского поэта В. Брюсова «Все счастье земли - за трудом». Да и сам он писал: «Охота или неохота - я этих слов не признаю». Второе завидное качество Игоря Смирнова - многогранность. Поэт, моряк, ученый, эрудит во многих вопросах человеческих знаний - и все это отражено в его стихах, поэтому трудно говорить о какой-то главной теме в его творчестве. Их несколько. Эта особенность проявилась и в прошлых его книгах и наглядно видна в последнем сборнике. В «Бытие» более ста стихотворений, разноплановых, охватывающих множество сторон жизни, поэтому в краткой рецензии я высказываю лишь беглое впечатление о прочитанном. Первые два раздела книги «Отголоски» и «Стихи, написанные в каюте» - это не публиковавшиеся ранее стихи 40-50 гг., посвященные флоту. В большинстве своем стихи - сюжетные, благо во флотской службе предостаточно разных сюжетов. «Меня давно продул сквозняк/ неповторимой жизни флотской», - пишет поэт. И, надо сказать, до сих пор дует в его творчестве тот благодатный ветер. В этом цикле есть интересное поэтическое обобщение («Лунная соната», 1946 г., Советская Гавань):
С громады дальних скал спускается туман, Тяжелый и слепой, бездушный и холодный. И кажется мне жизнь, как Тихий океан, С бездонной глубиной, широкой и свободной. Не зря эти строки автор повторил на странице обложки. Разумеется, тема Родины, России отражена и в прямых публицистических, и в лирических стихах. Злободневно звучит: Зовется Россией. Прекрасное слово! Беречь ее нужно от всякой напасти: от козней заморских и царственной власти, от мести, от лести, от пьянства и лени, чтоб враг не поставил ее на колени. В раздел «Бытие» автор включил стихи о смысле жизни, раздумья о нынешних днях и исторических параллелях. Пересказывать стихи - трудное и неблагодарное дело. Стихи говорят сами за себя. Поэта все время волнует вопрос, «Зачем мы все-таки живем, /дней перелистывая числа…», тем более, что «жизнь - театр, в котором роль/ талантливо играет случай». Говоря о прошлом, поэт справедливо замечает, что в 1917 г. Россию не сберег двуглавый орел и вряд ли сбережет ныне. Поэт обеспокоен обилием политических болтунов: «Куда ни плюнешь - политолог… А не пора ль говоруна за плуг поставить для начала?»/ Разве можно не согласиться с этим? Поэт обращается к молодому поколению с призывом свято чтить память героев Великой Отечественной войны, как те в свою очередь чтили память героев Бородина. И разве можно не присоединиться к призыву поэта-гражданина: «Ах, ты, матушка - Россия,/ что сказать тебе, любя:/ не сойдет с небес Мессия,/ ты надейся на себя». Закономерно для Игоря Смирнова, доктора технических наук, стихотворение «Чудак»: о человеке-ученом, который, позабыв о земных благах, всю жизнь решал «Один и тот же интеграл на тысячу ладов». Поэт счастлив, что встретил в жизни такого человека. Очень характерны для Игоря Смирнова такие, очень современные, строчки: Включив компьютер персональный, я не во сне, а наяву в мир попадаю виртуальный и там в реальности живу. Несколько необычен и в то же время естественен для поэта раздел «Пираты», навеянный известными строчками Николая Гумилева. Но в то же время современный поэт переосмысливает эту тему. Говоря о флибустьерах, напоминая читателям забытые имена Дрейка, Дампира и других, он убрал ложную романтику, справедливо говоря, что пираты «обрели морскую славу/ тем, что жили на халяву,/ не по чести, не по праву…». В мою задачу не входит подробный анализ особенностей этой книги, ее плюсов и минусов. Это - оперативный отклик на труд товарища. В книге много тонких наблюдений, точных описаний. Вот взгляд из самолета, идущего на посадку: «…Облаков разорвана подкладка,/ по земле рассыпались огни». Хорошее словообразование «греться-пляжиться» или «стихоматика». Примеры можно множить. Несмотря на солидный возраст, на неизбежные в нашей жизни тяжелые переживания и потери, поэт оптимистичен, он в неустанной работе, верит в будущее: «Ведь главное, чтоб солнце/ Светило изнутри».
|