Рок в судьбе человека и даже страны - непредсказуем, Валентин Пикуль, писатель-историк, закончив 40 лет назад свой первый исторический роман "Баязет", не мог знать, что события, отражённые в нём, философски осмысленные им, будут столь актуальны в наши дни. Он писал о прошлом, а оно пришло к нам настоящим - современной чеченской войной. К сожалению, как и 40 лет назад (правда, в стране тогда была другая обстановка), последующие годы, и сегодня этот роман не получал должной оценки критиков и историков. Его читали запоем, просто как интересное чтиво, мало вникая в суть вещей, отображённых в нём. Где его, пожалуй, оценили полной мерой, так это в Армении, больше всех пережившей ужасы религиозного невосприятия соседей-мусульман. Сегодняшние события в Чечне во многом становятся ясными по прочтении этого романа, ведь "Баязет" показывает не только мужество русских солдат, защищавших Россию на дальних границах, но даёт широкий исторический фон самобытности Кавказа, этого кипящего котла соприкосновения двух религий - мусульманской и христианской.
Я приведу только один абзац из романа, который говорит о провидении будущего через прошлое, а подобных ему много при внимательном прочтении произведения, дающих пищу для размышления:
"По всем расчётам турок, Баязет должен бы уже пасть и, открыв ворота, дать выход мусульманскому гневу. Фаик-паше не терпелось рвануть за Чингильский перевал, чтобы устремить конницу на север, вытоптав плодородные земли Армении и Грузии. Кази-Магома (сын имама Шамиля - В.К.) в нетерпении рассылал по Кавказу своих лазутчиков, и вот пришёл радостный хабар: из Чечни и Дагестана русской армии был нанесён удар в спину. Начался кровавый мятеж внутри тех областей, где мюриды водили Кази-Магому бережно под руки. Поскорей бы влететь в тесные ущелья Чечни и поднять над скалами зелёное знамя пророка! Аманатами и верёвками, проповедями и налогами опутать, связать по рукам и ногам, чтобы власть нового имама воссияла в венце могущества и славы.
А дело только за малым - за Баязетом...
- Что Баязет? - спрашивал каждое утро Кази-Магома.
- В безумии неверных, - отвечали ему".
Не напоминает ли Вам это кое-что сегодня, когда Чечня каждый день у всех на слуху? Разве знал писатель, что через 40 лет будет такая обстановка на Кавказе? Но его глубокий анализ прошлого, давал политикам предвидеть будущее, конечно, при желании. Писатель не провидец, но его аналитическая работа по прошлому и настоящему даёт возможность предполагать ход событий - в этом, наверное, и есть его общественное призвание. Мои мысли, конечно, относятся к серьёзным писателям, таким как Валентин Савич Пикуль, а не к детективщикам, которые сегодня наводнили книжный рынок своими поделками, пропагандирующими убийства и грабежи, но никак не заинтересованность в судьбах Родины.
Были и до Пикуля писатели, поднимающие исторические пласты России, такие, как Ян, Балашов, тот же граф Алексей Толстой и другие. Говорю о писателях советской эпохи. Хорошие романы, читаемые. Но что их отличает от Пикулевских? То что они написаны под тот строй, в котором жили писатели, и больше похожи на хронологию, чем на анализ исторических событий и личностей. Пикуль отошёл от такой советской традиции и попытался дать нам именно историю государства Российского. И не только в лицах, но и событиях, именно историю, а не хронологию. Историческую хронологию мы знаем со школы, а вот историю забыли с 1917 года, когда был прерван естественный ход развития России и даже такое название, как "Россия", существовало тогда только в номинальном понимании.
Кто из нас знал, что был в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. такой эпизод, как осада турками крепости Баязет? Валентин Пикуль сумел его "раскопать" и на его полотне дать целую историческую картину Кавказа (и не только), которая имеет большую ценность и сегодня, на фоне происходящих событий на современном Кавказе. Только надо вчитаться. Как писал Герцен: "...Последовательно оглядываясь на прошлое, мы всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт пройденного пути". К сожалению, этот опыт не всегда используется в прогрессивном плане. Например, коррупция не только не убывает, хотя с ней и борются личности типа Андрея Карабанова, а, наоборот, разрастается. И причина здесь не в личностях, а в Егорычах русских, которые смирились с этим злом:
- Ваше благородие, всю-то жизнь на каждой титьке у нас по сотне воров висло. Дайте им отступного, пущай уж и здесь пососут... А я, когда в Баязет возвернёмся, на иконе поклянусь перед всеми, что вы чисты, аки голубь!.."
Вспомните современную чеченскую бойню, невыплаты контрактникам и прочее, прочее... "Баязет" современен сегодня, как ни один другой исторический роман. Разноплановость его поражает. Как мог писатель в одном произведении вместить столько! Некоторые мысли звучат, как афоризмы -"Реформы только причесали армию, но мода причёски - ходить растрёпанным - осталась прежняя". Справедливо, как никогда!
Читая роман сегодня, невольно приходишь к той мысли, что высказывал и сам В.Пикуль, правда, уже в другом романе: "О будущем человечества нельзя судить по его настоящему, ибо настоящее очень часто бывает обманчиво..." А вот по прошлому можно, оно уже выкристаллизовалось во времени и обретает черты в настоящем. Ведь недаром вековой народный опыт выковал такую поговорку: что такое новое - это давно забытое старое! С этой точки зрения, роман В.Пикуля "Баязет" приобретает актуальную историческую ценность в кавказских событиях конца прошлого и начала нового века. И стоит его прочесть не только, как увлекательный роман, но и как поучительный документ.
Перечитывая роман, я поинтересовался у писателя Виталия Гузанова, близкого друга Валентина Пикуля, откуда у Валентина Пикуля такое тонкое знание психологии кавказцев? Ведь, только читая литературу, трудно уловить дух аборигенов?
- А Валя бал на Кавказе. Его взяла на съёмку фильма о Косте Хетагурове его первая жена Вероника Чугунова. Он даже рассказывал после этого такую байку: "На съёмках фильма я был фактически свободно отдыхающим человеком. И, чтобы не страдать от безделья, чего очень не люблю, помогал по хозяйству. Ходил к роднику за водой, куда в это же время за водой приходила молодая чеченка. Однажды, набирая воду, слышу - выстрел, и вжик - рядом пуля отколола щепку от сруба.
Поднял голову, вижу на вершине соседнего холма джигит с ружьём. Я ему да ты что?!
А он - не ходи больше сюда, когда здесь моя девушка.
- Да у меня и мыслей не было разговаривать с твоей девушкой. Я здесь с женой.
А он - не ходи, я сказал. И поиграл карабином.
Ну и нравы, я вам скажу. Занялся их изучением и узнал массу интересного, неприемлемого для цивилизованного человека..."
Так что философия романа "Баязет" основана не на пустом месте.
От себя могу добавить только одно - мне не приходилось бывать в Чечне, но много моих друзей не просто бывали там, но и работали длительное время. Их мнение однозначно - этот народ непредсказуем и главная его беда - в нём присутствует какой-то страх, который поддерживается тёмными личностями бандитской направленности. С этими тёмными личностями надо вести борьбу, и пока они не будут ликвидированы, будет страдать не только чеченский народ, но и окружающие. К сожалению, этого не было сделано ни царским правительством, ни советским, не делается в необходимой степени, на мой взгляд, и нынешними властями. Все - и бандиты, и власти - отыгрываться на простом народе, а он просто старается выжить, мечась между бандитами и властью.
Рок, скажете Вы, или преднамеренные действия кого-то... Некоторую часть ответа читатель найдёт, прочитав или перечитав роман "Баязет".
Капитан 1 ранга в отставке В.Кулинченко.
|