на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




В БОЙ ИДУТ КОМАНДИРЫ И ГАРДЕМАРИНЫ
Автор: Капитан 1 ранга В.В.СТЕПАНОВ   
На Высших специальных офицерских классах ВМФ в конце 2000 года произошло нерядовое событие. Учебный бой по отражению ударов средств воздушного нападения (СВН) противника вели слушатели учебной группы командиров надводных кораблей 1 и 2 ранга ВСОК ВМФ и курсанты выпускного курса штурманского факультета Санкт-Петербургского ВМИ, в настоящее время Морского корпуса имени Петра Великого.

По условиям учения эсминцу в составе КУГ Северного флота поставлена боевая задача обнаружить и уничтожить КУГ ВМС "противника", которая причиняла немало неприятностей силам флота своими набеговыми действиями из шхерного района. По данным разведки флота на переходе морем следовало ожидать ударов тактической и авианосной авиации. Противолодочные силы флота имели контакты с иностранной ПЛ, предположительно американской ПЛА типа "Лос-Анджелес". Эсминец осуществлял переход в районе с минной опасностью.

Гардемарины в составе расчета командного пункта противовоздушной обороны (КП ПВО) "воевали" в качестве вахтенных офицеров и штурманов. Сначала на их лицах была заметна ирония: мол, очередные военные игрушки. Но, когда командир корабля поставил задачу вахтенному офицеру на уклонение от плавающей мины, курсанту подать быстро и правильно команды на руль при уклонении и на артустановку при расстреле плавающей мины оказалось непросто. А тем временем начальник поста воздушной обстановки (ПВО) доложил командиру корабля о получении донесения о воздушной обстановке от корабля радиолокационного дозора (РЛД). По характеристикам воздушной цели было сделано предположение о появлении в районе самолета-разведчика. Командный пункт разведки и радиоэлектронной борьбы (КП-Р и РЭБ) доложил об обнаружении кратковременной работы РЛС. По характеристикам ее работы был определен носитель: самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2C "Хокай".

Командир корабля начал противовоздушное маневрирование в целях уклонения от самолета-разведчика. При этом от курсантов, исполняющих обязанности вахтенного офицера и штурмана, потребовалось выдавать предложения на маневрирование с учетом района боевых действий, ветра, течения и времени суток. По команде командира была выставлена ложная цель из надувных уголковых отражателей (НУО) и прикрыта неподвижной аэрозольной завесой из морских дымовых шашек (МДШ). Время было выиграно для подготовительных мероприятий к противовоздушному бою. КП-Р и РЭБ доложил об обнаружении работы радиосвязи и предположил, что "Хокай" обнаружил корабль и передает данные на авианосец. Это предположение подтвердилось кораблем РЛД, от которого получено донесение о групповой воздушной цели с направления нахождения авианосца. Обнаружение трех целей с другого направления своей РЛС вначале было оценено неправильно - расчет предположил, что это воздушные цели. Но уточнение элементов движения целей помогло распознать ракетные катера "противника". Командир поставил задачу командиру ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2) на уничтожение КУГ противника. В результате применения ударного оружия два катера из трех были уничтожены. Третий ракетный катер, сблизившись с кораблем, выпустил по нашему эсминцу 2 ПКР "Пингвин". Грамотные действия расчета КП ПВО по комплексному применению средств РЭБ и зенитных огневых средств (ЗОС) привели к тому, что одна ПКР была уничтожена зенитным огнем, а вторая навелась на выставленную ложную отвлекающую цель из комплекса пассивных помех по варианту против КР, имеющих инфракрасную головку самонаведения. Но дальше легче не стало. Появление и пропадание четырех отметок от воздушных целей с направления последнего контакта с подводной лодкой не застало врасплох корабельный боевой расчет. Своевременный маневр и грамотное боевое применение ЗОС совместно со средствами РЭБ позволили кораблю отразить удар ПКР "Гарпун", выпущенных ПЛ "противника" из подводного положения.

Все это время гардемарины, исполняющие обязанности вахтенного офицера, выполняли команды командира корабля на противовоздушное маневрирование, передачу всех необходимых команд командирам боевых частей (начальникам постов КП ПВО) в противовоздушном бою. И хоть бой был учебным, думается, курсанты почувствовали его накал и осознали, какие высокие требования он предъявляет, в первую очередь, к офицерам. Совместная боевая работа в составе расчета со слушателями ВСОК ВМФ создавала особую психологическую атмосферу проводимого занятия.

Противовоздушный бой скоротечен и предъявляет к офицерам расчета КП ПВО исключительно высокие требования в части адекватной реакции на быстроменяющуюся обстановку, психической устойчивости к внешним воздействиям, умения не теряться в сложной обстановке и другие. Например, увеличение цикла управления всего на 20 секунд снижает эффективность боевого применения средств ПВО корабля на 20-30%.

Данное ТСУ является заключительным аккордом отработки тактико-специальной задачи "Организация ПВО корабля". Его проведению предшествовала серьезная подготовительная работа. Слушатели ВСОК выполнили контрольное домашнее задание "Тактическая характеристика средств воздушного нападения" для театра военных действий, с которого они прибыли на учебу. Были проведены расчетные работы по расчету требуемых дальностей обнаружения и оповещения, рубежей противовоздушного маневрирования, рубежей боевого управления зенитных огневых средств, рубежей боевого управления средств РЭБ. Особое место в такой подготовке занимают тренировки по оповещению о воздушной обстановке и управлению ЗОС корабля. Причем тренировка "Управление ЗОС корабля" проводится на адаптивной автоматизированной обучающей программе на персональном компьютере для проекта корабля, на который готовится слушатель по своему должностному предназначению.

На совместном методическом совещании кафедр "Боевого применения сил и средств ПВО" ВСОК ВМФ и "Тактики ВМФ" морского корпуса им.Петра Великого были обсуждены все организационно-методические вопросы такой совместной подготовки. Эти вопросы находились на личном контроле начальника кафедры "Тактики ВМФ" морского корпуса капитана 1 ранга Л.С.Шульдешова и его заместителя капитана 1 ранга А.Я.Мазманова.

Назначение на наиболее ответственные должности КП ПВО (командир корабля, командиры боевых частей) производилось с учетом психологического обследования слушателей и рекомендаций психологической службы ВСОК ВМФ. Психологическое сопровождение будущих командиров кораблей проводится в течение всего учебного года при непосредственном участии представителей психологической службы при проведении практических занятий. И это дает положительные результаты для повышения эффективности подготовки командиров кораблей к противовоздушному бою.

На основе разработанной модели деятельности командира корабля разработаны методические рекомендации по подготовке будущих командиров кораблей, в первую очередь к боевой деятельности по индивидуальным планам. По согласованию с начальниками ПВО флотов разработаны контрольные листы сдачи на допуск к самостоятельному управлению кораблем по вопросам ПВО. Слушатели, обучающиеся по индивидуальным планам, к концу обучения имеют возможность отработать эти вопросы по конкретному должностному предназначению и наработать все необходимые материалы.

Проведенное тактико-специальное учение завершилось разбором со слушателями и курсантами, на котором они, уже "остывшие после боя", детально осмыслили все свои промахи. На коротком методическом совещании преподавателей кафедры "Боевого применения сил и средств ПВО" ВСОК ВМФ и старшего преподавателя кафедры "Тактики ВМФ" морского корпуса капитана 2 ранга М.А.Батыршина при участии начальника группы профессионально-психологического сопровождения Классов капитана 1 ранга В.Р.Бурляева были намечены пути дальнейшего совершенствования совместной подготовки слушателей и курсантов. Первый опыт проведенного занятия показал, что необходимо тщательно готовить все необходимые методические материалы, согласовывать учебные планы и организацию проведения совместных занятий. Целесообразно к проведению подобных занятий привлекать также курсантов минного факультета.

Таким образом, проведенное занятие является реализацией модели совместной подготовки к противовоздушной обороне курсантов ВМИ, слушателей ВСОК ВМФ и слушателей ВМА им. Н.Г.Кузнецова. Хочется надеяться, что опыт такой комплексной подготовки будет востребован и получит дальнейшее развитие.

Капитан 1 ранга В.В.СТЕПАНОВ,
кандидат военных наук.

 
След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.