на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




ЛЕДИ, СТРЕЛЯТЬ ПОДАНО!
Автор: Капитан 1 ранга запаса Николай ЧЕРКАШИН   
Английские дамы потеснили джентльменов на флоте Её Величества.
Сначала я подумал, что это туристки спешат на свой теплоход - весьма нехуденькие женщины несли в обеих руках пакеты с покупками, свертки, сувениры... Но тогда почему они все в одинаковой униформе, да и поднимались они по трапу вовсе не на круизный лайнер, а на военный корабль, стоявший у набережной Лейтенанта Шмидта под британским военно-морским флагом, - эскадренный миноносец «Шеффилд».

Только на приеме в СанктПетербургском клубе моряков-подводников я узнал, что на этом корабле Ее Величества, как, впрочем, и на многих других, служат женщины-моряки в составе смешанных экипажей.

«Мама - повар - что ж такого?» Но эти «мамы», точнее «мэмы», были и минерами, и ракетчицами, и штурманами, и сигнальщицами... А поварами на «Шеффилде» - по-флотски «коками» - служат мужчины.

Все это не укладывалось в голове: Британия, которая так чтит свои традиции, а морские в особенности, Британия, где родилось знаменитое присловье: «Лучше пробоина в борту, чем женщина на палубе», - и вдруг не одна, а двадцать две женщины! И не только на палубе, но и в святая святых любого корабля - на мостике, в ходовой рубке, в постах управления оружия... Британских моряков на других флотах называли «лаймонджусерами» - «лимонниками» (за то, что в шторм им давали против укачивания лимонный сок). Теперь как прикажите величать миссис в морском мундире - «лимонницами»? Так это бабочки такие порхают... А что бы сказал адмирал Нельсон о таком новшестве? А первый морской лорд Уинстон Черчилль? А остальные адмиралы «владычицы морей»?

Все эти и другие вопросы мне удалось задать гостье клуба лейтенанту Катрин О'Саливан. На первый взгляд, Катрин отличалась от своих коллег-мужчин раз ве что слегка укороченной и приталенной тужуркой да женским покроем брюк. Ну, золотые серьги-гвоздики в ушах... Самое главное отличие я увидел, когда мы все вышли на улицу, и мисс... пардон, лейтенант О`Саливан надела форменную шляпку с белым верхом, черными закрученными полями и золотым «крабом». В остальном же - высокая, коротко стриженная - она держалась наравне с другими офицерами «Шеффилда», как и они, пила не шампанское, а водку - по-флотски лихо... Выдавал ее лишь чисто женский ужас, когда во рту ее оказывалась «огненная вода» и ее надо было глотать, - голубые глаза Катрин при этом непритворно округлялись. Но назвавшись военным моряком, она ни на йоту не отступала от мужских стандартов. Мне даже стало жаль ее, и я участливо спросил:

- Катрин, а вы не боитесь мышей, крыс...

- У нас на корабле нет этих тварей.

- Ушла она от прямого вопроса.

Так я ей и поверил - «этих тварей» нет только на затонувших кораблях... Я вспомнил, как две крысы однажды наведались в мою каюту на плавбазе и, невзирая на мое присутствие, попытались извлечь из поставленного на стол портфеля сверток с копченой колбасой. Их не остановил даже брошенный ботинок... Мне стало искренне жаль эту тридцатипятилетнюю женщину, ступившую, как говорили в старину, «на зыбкое лоно морей».

- Катрин, кем вы хотели стать в детстве?

- Я хотела лечить животных... Но я родилась в портовом городе Плимуте, где все дышит морем. Наверное, я сильно им надышалась... - улыбнулась она.

- А как же качка, штормы... Как переносите «морскую болезнь»?

- Как и все. Адмирал Нельсон тоже укачивался, но это не мешало ему одерживать победы в морских сражениях. Она отвечала просто и искренне, и я перестал задавать каверзные вопросы.

- А что вы оканчивали? Военно-морской колледж?

- Нет. У меня чисто финансовое образование. Прошла переподготовку и стала вторым штурманом на «Шеффилде».

- Вместо денег вы стали считать звезды?

- Не сразу, конечно. До этого я была вахтенным офицером на однотипных кораблях - «Вайвид», «Бигль», «Чатхэм»...

- Ого, солидный послужной список.

Ваша любимая навигационная звезда, Катрин?

- Сириус. Она очень крупная, и ее легко находить. Ну, Полярная, конечно...

- Кто вы по знаку Зодиака?

- Рак, конечно! - засмеялась Катрин. - Раки воду любят...

- А сколько вы уже служите?

- С тех пор как английским женщинам разрешили служить на боевых кораблях - с 1991 года.

- Понятно. После развала СССР ваш парламент решил, что угроза с моря миновала и британский флот может слегка расслабиться.

- Но только слегка, - приняла шутку моя суровая собеседница. -Если во главе Великобритании стоит королева, то почему бы женщине не управлять кораблем. Разве страной править проще?

- А кто у вас командир?

- Капитан 2 ранга Тим Лоу, сэр.

- А если он влюбится в своего штурмана или штурман решит, что отныне он, точнее она, не сможет жить без старпома?

- Нет проблем. Контракт разрешает замужество. Только такая семейная пара будет служить на разных кораблях. Такова служебная этика... К тому же он уже женат, а я замужем. Так что никакой роман нам не грозит. Корабельный устав достаточно точно регламентирует наши отношения. Правда, на эсминце есть коридор с надписью «Только для женщин», куда ни командир, ни старпом не вхожи...

- Так вы замужем?! Ваш муж тоже моряк?

- Нет. У него очень мирная профессия

- он инженер-вычислитель и работает на берегу. Его зовут Ниа Мак Чизен.

Судя по фамилии, муж Катрин шотландец. Я не стал уточнять, носит ли он национальную юбку.

Это было бы уж слишком...

- А дети у вас есть?

- Детей нет. Но если бы и были, это не мешало бы моей службе на корабле.

Контракт предусматривает появление детей. В таком случае после двухмесячного отпуска женщина-моряк, ставшая матерью, нанимает няньку. Денежный оклад позволяет ей это сделать. Служба на флоте хорошо оплачивается, и все женщины дорожат ею.

«Мама - повар - что такого? Мама - штурман - что ж, недурно!»

- В норвежском флоте женщина командует подводной лодкой... - заметил я в раздумье.

- Да, я слышала об этом. Но почему вас так удивляет военная служба женин. Разве в России женщины не служат на флоте?

- Служат, но только на берегу.

- Но ведь мы можем выполнять на корабле любую мужскую работу? Она посильна нам и по интеллекту, и по физическим возможностям - уровень автоматизации позволяет это. Комфорт? Я знаю на берегу множество офисов, где нет того, что есть на нашем эсминце, - кондиционеров, пультов, продуманных инженерными психологами эргономичных кресел...

- Я видел тела моряков после корабельных пожаров. Это не для женских нервов.

- Вздор! Когда в домах случаются пожары, огонь не разбирает, кто мужчина, а кто женщина. Тем более что выхаживать обгоревших чаще всего приходится женскому медперсоналу. Я хотел сказать, что женщинам более пристало бы служить на гражданских судах, раз уж им так хочется покорять моря, что природа сотворила их вовсе не для боя, что женскую грудь разумнее подставлять губам ребенка, нежели крылатым ракетам... Но промолчал. Катрин бы все равно осталась при своем мнении.

- Йес, мэм! И счастливого плавания!

На том мы и расстались...

Шутки шутками, но только в Лондоне я узнал истинную причину того, почему британский флот нарушил вековую традицию - «лучше пробоина в борту...» Все оказалось гораздо прозаичнее

- просто не хватает мужчин. То ли служба на британском флоте стала для них менее престижна, то ли жалованье не очень высокое, то ли дух романтизма повыветрился из душ наследников славы адмирала Нельсона. Но факт остается фактом: женщины поднимаются по трапам британских кораблей вовсе не в угоду феминисткам. Такова жизнь. Кстати, чтобы корабль был приспособлен для женского персонала, необходимо, чтобы на нем служило не меньше 16 человек прекрасного пола. Почему 16, а не больше и не меньше? Может быть, это число подсказала старинная пиратская песня - «Шестнадцать человек на сундук мертвеца... Йо-хо-хо! И бутылка рома...»

Капитан 1 ранга запаса
Николай ЧЕРКАШИН.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК






Зажигательный, интересный, ведущий на юбилей не дорого в Костроме.


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.