Предание донесло отрывок одной беседы Петра I с приближенными об отношении России и Западной Европы: "Иностранцы всячески старались никогда не допустить нас до света разума, да проглядели, точно в глазах у них помутилось. Европа нам нужна несколько десятков лет. а потом мы можем повернуться к ней задом" Ключевский В.О. "Исторические портреты. Деятели исторической мысли"
Мог ли представить себе Петр I, когда основывал Школу математических и навигацких наук, о том. что это учебное заведение будет кузницей по подготовке высококвалифицированных морских офицеров не только для Флота Российского, но и для зарубежных военно-морских сил? Наверное, нет. Ведь в те годы основание в молодом Российском государстве подобного учебного заведения было делом новым и необычным. Не имела в ту пору Россия ни (говоря современным языком) учебно-материальной базы для обучения, ни достаточного количества подходящих преподавателей, вследствие чего среди первых педагогов Школы были и иностранцы. Но, в душе этот прозорливый человек надеялся, что, переняв опыт у ведущих морских держав, развив и обогатив его, Россия будет иметь сильную школу военно-морского искусства, уроки которой будут не только преподаваться врагу в боях, но и даваться представителям дружественных государств в мирное время.
Прошли годы и сбылись мечты Петра I. Россия стала могучей морской державой, неоднократно доказавшей в морских баталиях силу и мощь Российского военно-морского флота, а старейшее в нашей стране высшее учебное заведение начало успешно решать вопросы подготовки офицеров для военно-морских сил иностранных государств. А о том, как и когда случилось, что иностранные военнослужащие "проникли" в Морской корпус и что означает загадочное название "специальная группа", расскажем поподробнее.
В связи с начавшимся распадом СССР на отдельные государства многие высшие военно-учебные заведения, находившиеся тогда на территории бывших республик, были расформированы. Среди них было и Каспийское Высшее военно-морское училище имени С.М. Кирова (КВВМУ им. С.М.Кирова), в котором осуществлялась подготовка офицерских кадров для военно-морских сил зарубежных государств. Вследствие этого в 1992 году из него в Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе для доучивания были переведены 6 военнослужащих Гвинейской Народной Демократической Республики. Этот год и стал той знаменательной датой в истории Морского корпуса, когда в стенах этого учебного заведения стали обучаться иностранные военнослужащие. Организационно они были объединены в специальную группу, первым начальником которой стал капитан 1 ранга Ветров Г.Б., имевший богатый опыт работы с иностранными военнослужащими по КВВМУ имени С.М.Кирова. Была введена должность заместителя начальника училища по подготовке иностранных военнослужащих, на которую был назначен капитан 1 ранга Морозов В.П., ранее занимавший аналогичную должность в том же КВВМУ имени С.М. Кирова.
С 1994 года в училище стали обучаться военнослужащие Алжирской Народной Демократической Республики, а с 1995 года - военнослужащие Республики Грузия. В 1996 году было принято решение об обучении военнослужащих Республики Казахстан, как иностранных военнослужащих и они также пополнили ряды специальной группы.
С каждым годом контингент обучаемых возрастал. И к 1999 году, когда начальником специальной группы стал капитан 2 ранга Мозговой В.П., прекрасно знавший английский язык и имевший богатый опыт работы с иностранными военнослужащими, общее число иностранных военнослужащих достигло максимальной отметки в 26 человек.
В 2000 году специальная группа пережила печальное событие, когда решением национального военного командования Республики Грузия были отозваны почти все грузинские военнослужащие. С этого же года руководить деятельностью специальной группы, включающей в свой состав представителей Алжирской Народной Демократической Республики, Республики Грузия, Республики Казахстан, стали капитан 3 ранга Васильев Ю.Б. и капитан 2 ранга Домников М.В.
Опыт обучения показал, что иностранным военнослужащим, представителям более южных государств, приходиться сталкиваться со значительными трудностями, которые невидны на первый взгляд и непонятны большинству российских курсантов. В первую очередь это связано с недостаточным знанием русского языка, на котором происходит обучение. Ведь курсантам приходится не только слушать лекции на иностранном для них языке, но и сразу же понимать и конспектировать материал, а в часы самостоятельных занятий еще и дополнительно прорабатывать большое количество литературы. Причем совета и помощи, кроме как от ведущих преподавателей, им ждать неоткуда. И здесь очень важным фактором успешного понимания курсантами изучаемой дисциплины является педагог.
Другим важным блоком проблем обучения иностранных военнослужащих является различие в религии, в привычном для них образе жизни на родине и здесь, а также разница в климатических и физико-географических условиях. Например, погодные условия Санкт-Петербурга требуют обязательного периода акклиматизации, который может быть растянут на длительное время, а отсутствие устойчивой солнечной погоды не только неблагоприятно воздействует на органы зрения, кожные покровы, но и является отрицательным психологическим фактором, снижающим работоспособность курсантов.
Несмотря на эти и многие другие трудности, иностранные военнослужащие не жалуются на встречаемые тяготы, а завидное усердие и трудолюбие позволяет отдельным из них добиться значительных успехов в учебе. Так, например, курсант 3 курса военнослужащий Республики Казахстан Аубакиров Ж.К. уже несколько семестров подряд имеет по результатам сессий только отличные оценки, заканчивая сдачу экзаменов досрочно. Военнослужащие Алжирской Народной Демократической Республики Будух Халед и Бутуил Абдельхафид выпустились в 1999 году, получив на руки дипломы с отличием. А курсант 4 курса военнослужащий Алжирской Народной Демократической Республики Айли Карим, сдающий каждую экзаменационную сессию досрочно, впервые за всю историю обучения иностранных военнослужащих в стенах этого учебного заведения претендует на окончание с золотой медалью.
Подобные успехи иностранных военнослужащих свидетельствуют не только об их огромном старании, но и оказываемой поддержки со стороны замечательного преподавательского коллектива Морского корпуса. И хочется надеяться, что тот большой труд, направленный на обучение иностранных курсантов, поможет им в дальнейшей карьере, и после выпуска они с гордостью будут вспоминать то время, что провели в стенах этого поистине уникального учебного заведения.
НАЧАЛЬНИК СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ капитан 3 ранга Васильев Ю.Б.
|