на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Возможности использования сил и средств видовой разведки для обеспечения безопасности функционирован
Автор: Редакция   
ОТ РЕДАКЦИИ. Постоянным читателям «Оборонного заказа» хорошо известен проект Корпорации «Кораблестроение» (в широкой кооперации исполнителей) по созданию интегрированной системы безопасной эксплуатации морских магистральных газопроводов (ММГ). Этот проект объединяет в себе и применение инноваций в судостроении, и многофункциональность основного его элемента – судна обеспечения безопасности ММГ (краткая информация о нем помещена на 3-й странице обложки).
В настоящей статье вниманию читателей предлагается взгляд на возможности применения беспилотной авиации в обеспечение тех же задач на Балтике.
В.А. Катенин, доктор военных  наук, старший научный сотрудник (ГНИНГИ МО РФ);
И.М. Суржиков, старший научный сотрудник (ГНИНГИ МО РФ);
А.В.Катенин, подполковник, кандидат технических наук, (в/ч 54023);
А.М. Макаров подполковник (в/ч 54023).
В настоящее время терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям международных проблем.
Террористические организации в современных условиях характеризуются широким размахом действий. Для них свойственна жесткая структура, состоящая из руководящего и оперативного звеньев, подразделений, разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия.
Кроме того, в условиях обострившейся борьбы за природные ресурсы следует учитывать возможность использования террористических методов не только организациями, стоящими вне закона, но и государствами, заинтересованными в причинении экономического ущерба странам-конкурентам и (или) получении для себя экономических (политических) выгод от акций, проведенных под видом обычных террористических атак.
В общем случае террористы пытаются воздействовать на общество и общественное мнение, стремятся запугать людей. Угроза насилия или само насилие сопровождаются акциями устрашения, направленными на деморализацию общества и, как следствие, государственного аппарата. При этом целями терроризма нередко становятся объекты промышленной деятельности повышенной опасности.
Одним из важнейших таких объектов являются морские подводные трубопроводные системы (ПТС), представляющие собой совокупность буровых стационарных или плавучих установок, трубопроводов, компрессорных станций и других технических сооружений, объединенных одной целью и функциональным назначением.
Image
На рис. 1 в качестве примера приведена схема Северо-Европейского газопровода.
Отличительными особенностями морских подводных трубопроводных систем по сравнению с наземными аналогами являются:
- необходимость учитывать  морские условия их эксплуатации, заключающиеся в значительной  глубине укладки трубопроводов, наличие дополнительных динамических нагрузок от воздействия волн и течений;
- трудность своевременного обнаружения незначительных повреждений подводных трубопроводных систем, приводящих в последствии к авариям на них или даже к экологическим катастрофам;
- трудности обнаружения закладки террористами взрывчатых устройств на подводных трубопроводах;
- значительные сложности борьбы с последствиями аварий и катастроф на подводных трубопроводах.
Возможный сценарий действий террористов по нападению на подводную часть трубопроводной системы СЕГ приводится в табл.1.
Анализ табл. 1 показывает:
- подводная часть трубопроводной системы является весьма уязвимой для атак террористов;
- применение подводных лодок с СМПЛ на их борту в настоящее время можно рассматривать как маловероятную (гипотетическую) версию;
- наиболее вероятно для совершения диверсии использование надводных носителей - судов и быстроходных катеров.
В последнем случае критическим местом является доставка террористов к месту погружения, которая осуществляется в надводном положении в течение относительно продолжительного времени. В наиболее неблагоприятном для нас варианте террористы будут осуществлять свой путь к ПТС в одном направлении (без отхода после диверсии).
В табл. 2 приведены расстояния от потенциально опасных побережий и островов ряда прибалтийских стран, а также ориентировочное время доставки подводных диверсантов к месту погружения на быстроходном катере (скорость катера принимается равной 60 км/ч).
Из табл. 2 видно, что при данных условиях наименьшее время доставки террористов к точке погружения для совершения диверсии на подводном трубопроводе составляет приблизительно 20 мин.
Следовательно, требуется  создать систему непрерывного наблюдения за трассой подводного трубопровода,   которая позволила бы:
- своевременно обнаружить любую надводную цель в опасной близости от зоны прокладки трубопровода;
- идентифицировать эту цель;
- произвести своевременное оповещение антитеррористических сил для принятия соответствующих превентивных мер.
Такая защита должна представлять собой комплексную систему сил и средств, способных обнаружить, идентифицировать, отследить и при необходимости уничтожить террористов в кратчайшие сроки. Здесь критичный фактор - время доведения развединформации о местоположении террористов в центр антитеррористических сил, которые в зависимости от времени запаздывания разведсообщения могут направлять свои отряды в настоящее или в прогнозируемое место цели. При этом вероятность обнаружения террористов в каждом случае а, следовательно, и вероятность их уничтожения будут различны.
Концепция непрерывного наблюдения за подводной частью трубопроводной системы СЕГ включает две подсистемы: надводного (воздушного) и подводного наблюдения. В рамках предлагаемой статьи рассмотрим первую из них.
Подсистема надводного наблюдения, по нашему мнению, должна включать:
-  два и более разведывательных космических аппаратов оптико-электронной и радиолокационной разведок для сбора информации о местоположении террористов (подозрительных целей);
-  ИСЗ-ретранслятор для передачи информации почти в реальном времени в центр антитеррористических сил и средств;
- орбитальный сегмент спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС для координатно-временного обеспечения действий антитеррористических сил и средств.
По известным причинам рассмотрим возможности существующих средств космической видовой разведки на примере КА типа «Усовершенствованный Кихоул-11» и «Лакросс» (США).  Их ТТХ приведены  в табл. 3.
Анализ возможностей КА видовой разведки показал, что бортовая аппаратура может удовлетворить практически все требования к ведению наблюдения за районами залегания подводной трубопроводной системы. Исключение составляет такой важнейший показатель как оперативность доставки развединформации, обусловленный малочисленностью КА и наклоном их орбит. Кроме того, стоимость запуска и эксплуатации КА видовой разведки весьма значительны.
Эту проблему представляется возможным решить путем дополнения системы «больших» КА видовой разведки группировкой беспилотных летательных аппаратов (БЛА), состоящей из БЛА с большой высотой и продолжительностью полета  (БЛА БПП) и БЛА корабельного базирования.
Основная идея применения БЛА - сделать их обычным  инструментом, пускаемым в дело по мере возникновения в этом необходимости.
Мировой опыт показывает, что БЛА используется в тех случаях, когда необходимо:
- резко сократить расходы на решение стоящей боевой задачи;
- снизить риск гибели высокопрофессиональных кадров до минимума.
Исходя из этих двух основных критериев, нам представляется целесообразным  сформулировать качественный облик БЛА для антитеррористической защиты морской трубопроводной системы следующим образом.
Большие БЛА  (включая БЛА большой продолжительности полёта (БЛА БПП) функционально заменяют или дополняют систему КА видовой разведки. Они предназначены для ведения непрерывного наблюдения в зоне проложенной по дну трассы трубопровода. Состав группировки БЛА БПП должен включать не менее трех аппаратов. Старт и возвращение БЛА БПП может осуществляться с аэродромов наземного базирования.
Примером БЛА БПП могут служить американские образцы типа стратегического разведчика ВВС США RQ-4A «Глобал Хок» и многоцелевого БЛА ВВС США MQ-1B «Предатор», изображенных соответственно  на рис. 2 и 3.
Их основные ТТХ приведены в табл. 4.
БЛА корабельного базирования предназначены для периодического наблюдения за охраняемым районом заданной площади (зоны ответственности нашей страны в случае Северо-Европейского газопровода).
Запуск БЛА планируется осуществлять с морского (корабли малого и среднего водоизмещения), наземного и воздушного (самолетного) старта.
Основные положения по использованию БЛА корабельного базирования изложены в работе [1].
На рис. 4 изображен возможный вариант  БЛА корабельного базирования. Для удобства размещения и эксплуатации взлетная масса БЛА может быть в пределах 300-500 кг.
Рис. 4. Вариант БЛА корабельного базирования (фото взято из работы [1])
Полетное время БЛА корабельного базирования (среднего класса) рассчитывается исходя из его крейсерской скорости патрулирования (100-150 км/ч) и протяженности охраняемого района, увеличенное вдвое плюс запас времени на дополнительное маневрирование и посадку на носитель:
Tп=2L/Vкр + tдоп,
где  L - протяженность маршрута патрулирования в одном направлении;
        Vкр - крейсерская скорость патрулирования;
        Tдоп - запас времени на дополнительное маневрирование и посадку.
Image
Предусматривается аварийная посадка БЛА на воду, вследствие чего его корпус должен быть герметичен и способен удерживать БЛА на поверхности воды в течение нескольких часов, пока его не найдут и не поднимут спасатели. Для своевременного обнаружения аварийного БЛА на нем должна быть установлена спутниковая аппаратура типа «КОСПАС-САРСАТ». Также должна быть предусмотрена возможность самоликвидации БЛА.
Для выполнения своих функциональных задач на БЛА должны быть размещены три группы приборов модульного принципа построения: управления полетом; видовой разведки; мониторинга подводной трубопроводной системы.
В первую группу приборов необходимо включить самолетную инерциальную навигационную систему (мини-ИНС), позволяющую проводить полет БЛА по заданной траектории в автоматическом  или ручном режимах, а также средства ее коррекции: приемники спутниковых сигналов GPS, ГЛОНАСС и, возможно, Galileo c их функциональными дополнениями – широкозонными системами EGNOS – для европейской части и MSAS – для района Сахалина.
Image 
Во вторую группу целесообразно включить минимально необходимый набор оптических и радиолокационных средств видовой разведки, позволяющий обнаруживать, отслеживать, наводить специальные силы для борьбы с террористами. Дополнительно для идентификации обнаруженных целей в это группу целесообразно включить:
- аппаратуру опознавания «свой-чужой» (для своих сил);
- автоматическую идентификационную систему (АИС) – для гражданских отечественных и зарубежных целей.
В третью группу (если на БЛА будет дополнительно возложена задача по мониторингу подводной трубопроводной системы на мелководье) целесообразно включить лазерную систему зондирования дна, использующую технологии SHOALS и ALTМ.
Участие в прокладке СЕГ нескольких заинтересованных стран создает благоприятные предпосылки для распределения антитеррористических усилий по защите  ПТС в части:
- разделения трассы трубопровода на зоны ответственности каждой из сторон;
- привлечения национальных сил и средств антитеррористической защиты для решения общей проблемы безопасной эксплуатации ПТС;
- создания нескольких антитеррористических центров на территориях стран-участниц, тесно взаимодействующих между собой и координирующих свои усилия по цели, месту и времени;
- возможности наращивания системы видовой разведки радиолокационными станциями освещения надводной и воздушной обстановки, расположенными на берегу вдоль трассы ПТС на своих территориях и др.
Таким образом, комплексное использование различных сил и средств видовой разведки для освещения надводной (воздушной) обстановки вдоль трассы подводного газопровода позволит решить проблему непрерывности наблюдения за всеми сомнительными целями и повысить достоверность получаемой в реальном времени информации о них до требуемого уровня. Переход количественных изменений в новое качество создает необходимые условия для эффективного применения антитеррористических сил и средств по защите подводной трубопроводной системы и недопущению проведения диверсионных актов с катастрофическими последствиями.

Литература:
1.    Анцев Г.В., Землянов А.Б., Ткачев В.Р., Турнецкий Л.С. Основные подходы к построению корабельной системы разведки и целеуказания с дистанционно- пилотируемыми летательными аппаратами.//Морская радиоэлектроника, 2005, № 4. - С.16-21.

 
« Пред.


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.