на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




О Родине, море и о катерах
Автор: Валерий НИКОНОВ.   
28 декабря 2007 года исполнилось 100 лет со дня рождения Джека Абрамовича Черногуза, главного конструктора завода № 5 НКВД в 1941-1948 годах.
Image
100-летний юбиляр - долгожитель даже по-кавказским меркам. Но запасу его физической и духовной прочности можно только удивляться. А ведь на своем веку он пережил немало жестоких испытаний: и революционные события, и разруху после гражданской войны, и 900-дневную блокаду Ленинграда. Тем не менее, он выдюжил, выстоял, не сломался.
Родился Джек Абрамович в Одессе. В этом южном городе, обдуваемом ветрами, напитанными запахами моря, криками белокрылых чаек, прошло его детство и отрочество. Свой трудовой путь он начал на городской кинофабрике, куда устроился учеником слесаря. Работая отшлифованными от прикосновения рук слесарными инструментами, Джек впервые душой почувствовал красоту холодного металла, испытал его притяжение.
Не забывал одесский паренек и об учебе. Школу Джек закончил успешно, и потому Одесский политехнический институт, куда он подал документы для поступления, покорился ему с первой попытки. Мечты о море, о строительстве новых кораблей будоражили его воображение, не оставляли в покое в течение пяти лет учебы в институте. Они сбылись, когда в 1930 году Джек Абрамович Черногуз получил диплом инженера-судостроителя и стал работать конструктором на Одесском судостроительном и судоремонтном заводе.
В 30-е годы прошлого столетия шло бурное возрождение флота. В 1933 году в Ленинграде вводится в строй новая судоверфь Морпогранохраны ОГПЧ с целью создания катеров, которым суждено было сыграть в составе Красного флота роль лидера малой морской войны. Именно на них должна была лечь значительная тяжесть борьбы с подводными лодками, авиацией, торпедными катерами противника, конвоирование и эскортирование кораблей, высадка десантов, постановка минных банок… В том же году Джек Абрамович переводится в город на Неве и включается в работу по строительству малых охотников, которые в предвоенные годы завоевали всеобщее признание у военных моряков и пограничников и стали надежным заслоном для нарушителей морских границ.
Джек Абрамович, работая в центре отечественного катеростроения, которым со временем стало КБ верфи Морпогранохраны НКВД, чувствовал себя на конструкторском поприще, как рыба в воде, умело, мастерски воплощал инженерные мысли на ватманских листах бумаги. В 1939 году Родина высоко оценила его самоотверженный, бескорыстный труд. Джеку Абрамовичу Черногузу был вручен орден Знак Почета.
В период Великой Отечественной войны завод № 5 (так стала называться Ленинградская судоверфь Морпогранохраны НКВД) оказался в зоне боевых действий. 15 декабря 1941 года Джек Абрамович становится главным конструктором. На этой должности он проработал вплоть до марта 1948 года. С первых шагов в новой должности он, когда требовала обстановка, решительно шел на эксперимент, обоснованный риск и добивался успеха. Это ему первому пришла мысль использовать платформу торпедного катера Д-3 для малого охотника. Так, в 1942 году под руководством Джека Абрамовича был спроектирован катер
МО-Д3. Эти катера были хорошо вооруженные труженики, работавшие в море в любую погоду. Они были надежными для наших военных моряков и грозными для врага. Особенно большую роль МО-Д3 сыграли во время боев в 1944 году в Нарвском заливе. Там их возможности раскрылись в полную силу, использование их оказалось более многообразным, чем предусматривалось тактико-техническим заданием.
Как главного конструктора, Джека Абрамовича Черногуза чаще видели склонившимся над чертежами, технической документацией. Он любил поразмыслить. Для него это был процесс творческий. Примечательно, что к своим подчиненным он предъявлял куда более мягкие требования, чем к себе. В 1944 году за успешную работу по строительству торпедных катеров для ВМФ, их высокие технические и боевые качества, самоотверженный труд коллектива рабочих, ИТР и служащих завод № 5 был награжден орденом Знак Почета, о чем свидетельствует грамота Президиума Верховного Совета СССР, бережно хранящаяся в музее нынешнего производственного объединения «Алмаз». За честно выполненную работу в годы войны Джек Абрамович Черногуз был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В послевоенные годы Джек Абрамович Черногуз назначается начальником отдела по шлюпкам и спасательным средствам, и со временем становится главным конструктором судовых спасательных средств ЦМКБ «Алмаз». Тогда его конструкторская мысль была направлена на разработку таких спасательных шлюпок, которые не только являлись бы средствами спасения людей с гибнущих боевых кораблей, судов, но и обеспечивали бы надежное выживание тех, кто попал в разыгравшуюся морскую стихию. И здесь его ждал успех. Под руководством Джека Абрамовича Черногуза был создан ряд не имеющих аналогов в зарубежной практике закрытых спасательных шлюпок. В 1954 году Д. Черногуз был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
С 1978 года Джек Абрамович Черногуз находится на пенсии. Сегодня ему уже пошел сто первый год, но он по-прежнему бодр душой, а его памяти, хранящей эпизоды, события из его столетнего периода жизни, можно только позавидовать. Хочется пожелать этому замечательному человеку, патриоту России доброго здоровья, счастья и бодрости.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК






Статья музыкальная школа в красноярске.


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.