В самом центре Санкт-Петербурга, на Васильевском острове, расположился Военно-морской институт. Целый квартал занимает здание XVIII века с более поздними пристройками. В нем год от года взрослеют, получают высшее образование будущие флотские офицеры. Само место это, образно говоря, пропитано историей. Галерея Героев, где с портретов смотрят люди, столь много сделавшие для Отечества. Адмиральский коридор. Компасный зал с гипсовыми скульптурами флотоводцев…
- Кстати, недавно они были отреставрированы, - говорит художник-историограф ВМИ Игорь Павлович Пшеничный. - Начальник института контр-адмирал Юрий Еремин уделяет внимание нашим историческим помещениям и предметам искусства. По старинному свежелакированному паркету Игорь Павлович ведет меня в Зал Революции. Здесь заменили старые окна на стеклопакеты. Зал словно помолодел и наполнился светом, несмотря на мрачную осеннюю погоду. А свет для созерцания картин дело немаловажное. - В институте более 300 произведений искусства, - рассказывает Пшеничный. - Здесь есть и такие полотна, на обладание которыми претендуют Эрмитаж, Русский музей… Но исторические картины находятся в наших стенах. Это «Чесменское сражение» - две работы XVIII века художника Жана Батиста Валера, «Чесменский бой» Айвазовского, серия картин по истории Крымской войны художника XIX века А.П. Боголюбова и многие другие работы разных мастеров. Кстати, с несколькими картинами, в том числе и с полотном Боголюбова, была связана неприятная история… Несколько лет назад картины были вырезаны из подрамников и пропали. Оказалось, что в этой краже участвовал курсант института. Он вырезал картины, скатал их трубкой, отчего старинная краска осыпалась. Преступление раскрыли, курсант был отчислен и посажен в тюрьму, а картины качественно отреставрированы и возвращены на свое законное место. Теперь охране в ВМИ уделяют повышенное внимание. - Был и другой инцидент, - вспоминает Игорь Павлович. - В одно утро, осматривая картины, я заметил, что одно полотно 1950-х годов все исколото. Начали разбираться. Оказалось, что несколько курсантов метали в нее дротики во время ночного дежурства. Разразился большой скандал, виновные все осознали и раскаялись, картину отреставрировали за их средства. Этот случай - иллюстрация того, к чему может привести пренебрежение к нашей культуре, которое так характерно для молодежи сегодня. Но, если приходят в военные институты и такие люди, значит, и с ними надо работать, исправлять ошибки воспитания и недочеты образования, что здесь и делают. Воспитание курсанта - огромный процесс, в котором задействовано множество специалистов. Рассказать обо всех его гранях в рамках одной газетной статьи просто невозможно. Остановимся сейчас на наглядной агитации, коей в Военно-морском институте уделяется повышенное внимание. В институте, как уже было сказано, много старинных картин на морскую тему, но и современных работ хватает. Художник-историограф И.Пшеничный создал такие полотна, как «Отечества достойные сыны», «Юность флота», и многие другие. Сейчас завершается работа над картиной «Навигацкая школа. Новые задачи». Показан урок в первые годы школы, еще в Москве. Игорь Павлович рисует не просто так. Каждая картина - это исторически достоверное изображение. Там можно узнать лица реальных людей, увидеть достоверную одежду, точные пропорции кораблей. Сам художник служил офицером-инженером на кораблях Тихоокеанского флота, а затем в военной приемке в Ленинграде. Занимался живописью под руководством таких учителей, как И. Коляскин и Ю. Непринцев, и других. Серьезно изучает историю, пишет не только картины, но и книги. Его работы входят в коллекцию Центрального военно-морского музея, экспонируются на различных выставках. Уже не первый год Игорь Павлович в штате ВМИ, серьезно занят живописью и исследованиями. Но уделяет он время и занятиям с курсантами. Учит их «читать» картину, рассказывает об искусстве и истории. Да и работа Пшеничного «Отечества достойные сыны» поистине достойна отдельного рассказа. На полотне изображены в едином «строю» выпускники Навигацкой школы - ВВМУ им. Фрунзе - ВМИ. Каждый человек, а их 184, - реальная фигура, сделавшая много для России и флота. И у этой картины есть воспитательный эффект. Выступая перед первокурсниками, Пшеничный рассказывает об их именитых предшественниках и предлагает строить свою судьбу подобно им. У многих ребят глаза загораются. Интересны курсантам и другие произведения Игоря Павловича. В этом учебном году в институте появилась фотовыставка «Морской корпус Петра Великого. Школа флотоводцев. Хроника одного года». Тематические стенды рассказывают обо всех аспектах жизни института. «Главный командный пункт» - здесь сфотографировано руководство института в рабочей обстановке. «Первые шаги» - видим, как абитуриент пришел в лагерь и как он там занимается. «Присягаем Отечеству», «Учеба и служба - наши будни», «Закаляйся, как сталь», «Культурная жизнь». Названия стендов говорят сами за себя. Есть свой стенд и у каждого факультета, и у кафедр. «Океанские мили» - стенд, рассказывающий о прошедших недавно походах вокруг Европы и в США. А завершает фотовыставку стенд о производстве в офицеры. Посетители института, курсанты и их родители по достоинству оценили эту большую работу, проделанную под руководством контр-адмирала Ю. Еремина художником И. Пшеничным, фотографом А. Леонтьевым, подполковником В. Чергиновым. Среди наглядной агитации в институте есть и плакаты, полученные централизованно. Тут и серия о видах Вооруженных Сил, о российских наградах, о Великой Отечественной войне, об адмиралах Российского флота. Как видим, массив работы огромный, значит, и положительные результаты он должен принести, главный из которых воспитать достойного офицера.
Майор С. ВИНОГРАДОВ.
|