на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Шаг в нужном направлении, а туда еще идти и идти…
Автор: Капитан 2 ранга А. ПЫЛАЕВ.   
На днях «Российская газета» сообщила о том, что 3 февраля подписали соглашение о сотрудничестве Главнокомандующий ВМФ адмирал флота В. Куроедов и председатель Санкт-Петербургского научного центра РАН Ж. Алфёров. Процитируем текст публикации Юлия Постникова в «РГ» с небольшими сокращениями.
«Сейчас технический военно-морской парк практически не пополняется, а сроки эксплуатации имеющихся судов истекают. По прогнозам специалистов, с такими темпами старения техники через 10 лет от Российского флота ничего не останется. Флоту нужны новые корабли, причем именно новые, а не модификации уже имеющихся моделей. Техника должна выходить на совершенно другой уровень, действовать на иных принципах. Ведь уже сейчас ученые разрабатывают совершенно уникальные гидродинамические формы подводных объектов, появляются другие более легкие и прочные материалы. Все это должно в первую очередь работать на безопасность страны - использоваться во флоте, в авиации.
Именно поэтому моряки и подписали договор о сотрудничестве с петербургскими учеными. Соглашение предусматривает несколько видов взаимоотношений. Уже сейчас в научном центре запланированы несколько рабочих совещаний, конференций, симпозиумов, на которых будут обсуждать проблемы взаиморазвития флота и науки. Но основная цель соглашения - реализация проектов, программ. И внедрение их результатов в технические средства ВМФ. Уже запланированы лабораторные ис пытания ряда разработок, которые ученые предложили морякам как необходимые и перспективные элементы для флота будущего. Кроме этого, чтобы ученым можно было работать над конкретными задачами, будет создана межведомственная группа по научно-техническим проблемам флота. Таким образом, с точки зрения Владимира Куроедова, появится четкое представление - каким должен стать флот будущего»…
Думается, для многих научных и промышленных предприятий и учреждений Санкт-Петербурга и России, работающих над перспективными разработками в интересах ВМФ. Эта новость стала, так сказать, «долгожданной неожиданностью». Любые действия, направленные на конкретные цели модернизации флота в союзе с наукой, давно назрели и могут только приветствоваться.
«Морская газета» устами учёных и специалистов в области кораблестроения и морского оружия уже более года систематически работает над актуализацией проблемы внимания высших флотских структур к новейшим научным разработкам. Позволю себе перечислить несколько публикаций с «говорящими» заголовками: «Идеология запрограммированного отставания нам не подходит» (номера от 6 и 20
января 2004 г.); «Техническая революция в кораблестроении: участвуем или сдаёмся» (6 марта 2004 г.); «Довольно шлифовать винты! (Перспективные идеи, которые изменят военное кораблестроение в XXI веке)» (24 апреля 2004 г.); «Надводные корабли и катера будущего» (15 июля 2004 г.), а также три уже вышедших специальных выпуска «Оборонный заказ», полностью посвящённых военно-морской промышленности, науке и образованию.
Приятно тешить себя мыслью, что и мы, по мере сил способствовали новому шагу в сближении науки и флота. Но утешаться рано. Нет, заслуженный высокий авторитет Жореса Ивановича Алфёрова и его коллег из научного центра РАН не вызывает сомнений. Но хотелось бы видеть работу флота по селекции новых идей более систематической и более гибкой, не замкнутой на один пусть даже очень мощный научный центр, существующий (пока еще) уникальный научный потенциал России и Петербурга в частности позволяет вести научный поиск шире и интенсивнее. Речь идёт о той сфере приложения сил и средств, где они окупятся тем вернее, чем более диверсифицирован поиск инноваций. Увы, всем нам хорошо знакомо, сколь велик отечественный опыт ОСВОЕНИЯ ДЕНЕГ (порой весьма немалых) без видимого результата, когда отсутствует реальный конкурс среди тех, кто может их освоить.
 Image
Проиллюстрирую эту мысль цитатой из статьи доктора технических наук Виктора Дубровского в нашем спецвыпуске «Оборонный заказ» № 2 (позже напечатана в газете «Военно-промышленный курьер»): «…Нет реального стимулирования тех сотрудников всех рангов, которые предлагают или способствуют вне дрению новых технических решений. Наоборот, имеет место отрицательный отбор чиновников, наиболее успешно делающих карьеру в условиях отсутствия риска. А потому весьма успешно противодействующих развитию промышленности в целом и флота в частности». И далее: «Нужно ввести в постоянную практику разработку альтернативных проектов.., включая расширенную оценку военно-экономической эффективности, с широким привлечением специалистов, имеющих знания и опыт, нужные для получения положительных результатов…Нужна реальная конкуренция нескольких типов кораблей на стадии эскизного проекта, доведения нескольких альтернативных вариантов до технического проекта - только при такой организации появится возможность реализации новых технических решений». То, что сказано о проектах кораблей в целом, применимо и в отношении оружейных комплексов, энергетики и т.п.
Кстати, в том же номере «Оборонного заказа» доктор технических наук, профессор Валерий Половинкин аргументированно говорил о парадоксальном равнодушии флота к собственному научному потенциалу, сконцентрированному не только в военных НИИ, но и в  военно-морских учебных заведениях - от институтов до академии. Здесь генерируется масса интересных идей и тихо затухает в безвестности. А ведь это почти даровой ресурс, требующий элементарного внимания и уважения к инициативной научной работе офицеров и служащих нашего родного министерства.
И всё же шаг в очень важном направлении сделан. Поддержать его и содержательно дополнить - видимая задача для всех, кто по сути готов участвовать в этом движении к модернизации флота. «Морская газета», со своей стороны, сделает всё, чтобы новые идеи, пусть на концептуальном уровне, открыто конкурировали на нашей открытой трибуне.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК






Золотой ремонт хлебопечки.


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.