Русско-японская война 1904-1905 гг. началась с нападения японского флота на Порт-Артур. Война продолжалась девятнадцать месяцев и была проиграна Россией. Кульминацией войны на море стало Цусимское сражение. «Этого ожидали все, но никто не думал, чтобы поражение русского флота оказалось таким беспощадным разгромом… Русский военный флот окончательно уничтожен. Война проиграна бесповоротно. Россия вздрогнула от Владивостока до Карпат».
Реальность потерянного флота поставила перед Россией проблему его возрождения. По этому поводу развернулась широкая и жаркая дискуссия. В прессе появилась масса публикаций представителей общественности, морских офицеров. Наряду с газетными выступлениями, докладами передовых офицеров флота в это трудное для России время проблемой флота занимались также некоторые общественные организации. Одна из них - «Лига обновления флота», которая образовалась в августе 1905 года в Петербурге. В ее уставе говорилось, что «Лига обновления флота» есть общенародное русское общество, которое имеет целью всемерное содействие развитию русских морских сил до степени, соответствующей требованиям безопасности и пользы Отечества и поддержание их на уровне мирового прогресса. Советом Лиги была выпущена брошюра «Программа развития морской силы», в которой был представлен ряд очерков о необходимости сильного флота в России, о путях воссоздания русского флота, о преобразованиях в управлении морским ведомством и флотом. Также в брошюре было сказано о том, что, «заведя широкие отношения по всей России, Лига пришла к убеждению, что есть очень много лиц, интересующихся морским делом и желающих полного успеха флоту». Лига брала на себя дело практического влияния на отношение широких кругов населения к флоту, старалась также быть посильно полезной морскому ведомству «в лице тех его представителей, которые озабочены улучшением положения вещей и верят в благотворность влияния общественного мнения». Говоря о необходимости флота в России, Лига особо подчеркивала, что современное политическое положение государства оценивается, прежде всего, его военной мощью... Между тем, само понятие о военной силе государства непременно включает в себя понятие и о флоте. Мировая история не только доказывает нам с неопровержимой ясностью влияние морской силы на взаимоотношение государств, но и дает нам ряд доказательств, что эта роль флота в последние годы становится все более значительной. Положение дел в России в этом смысле признавалось Лигой трудным, но не безнадежным. По вопросу о направлениях в развитии флота в брошюре отмечалось, что о величине потребного флота можно составить себе представление, сравнивая его с флотом других государств. В 1906 году Лига напечатала и сообщила в соответствующие учреждения свой проект реорганизации управления. В основу этого проекта Лигой был положен принцип планомерного разделения хозяйственного заведования сооружением флота от морского командования плавающим флотом. В качестве способа для осуществления реформы Лига предлагала учредить новые органы управления с отбором туда необходимых деятелей. По замечаниям Лиги, пусть лучше работа по преобразованию морского управления не получит вида блестящих реформ, но при умении согласовать деятельность лучших элементов ведомства быстро даст хорошие результаты. В проекте отмечалось, что в хозяйстве министерства «происходит много напрасных затрат и потерь, и не столько вследствие злоупотреблений, на которые обыкновенно указывают, сколько от разного рода упущений во времени и приемах использования отпускаемых средств. Медлительность… неизбежно влечет за собой повышение цен». Лига поднимала также вопрос о рациональном использовании судов, а для этого предлагалось в каждом море назначить ответственным командующего флотом, а капитанов над портами поставить в условия самостоятельного административного заведования. Рассматривалось также состояние отечественных портов, которое признавалось неудовлетворительным. Члены Лиги придавали большое значение формированию общественного мнения и считали главным благоприятным условием воссоздания флота… единение между властью и народом. Там же говорилось, что морская сила России должна явиться выражением жизнедеятельности всей страны, как результат работы ее собственно производительных сил, при широком общении с мировым прогрессом. В брошюре «О положении морских дел», выпущенной Лигой в 1909 году, говорилось, что Лига не ограничилась критикой, а, всесторонне изучив положение дел, предложила вниманию государственных учреждений и частных лиц некоторые проекты мероприятий по морскому ведомству. С некоторой долей недоверия Лига подходила к деятельности морского ведомства после войны. Так, в брошюре говорилось, что судостроительная программа остается необнародованной, а известна лишь часть ее, а ассигнования встречают значительные затруднения. Возникает даже предположение, что вся кампания, которая ведется по поводу флота в правительственных и законодательных учреждениях, имеет скрытое назначение создать такое положение, которое оправдывало бы необходимость воссоздания морской силы опереться не на отечественную, а на иностранную промышленность. Такое подробное рассмотрение произведений, выпущенных Лигой, обуславливается тем, что это общество в наибольшей степени влияло на формирование общественного мнения по морским вопросам в послевоенный период. Состояние флота после русско-японской войны и планы его дальнейшего развития также отражены в пяти томах «Работ офицеров Морского Генерального штаба». Идея создания МГШ в России была не новой, еще в 1988 г. адмирал И.Ф. Лихачев выступил с предложением сформировать МГШ и возложить на него оперативно-стратегическую работу. Но впервые была проделана такая обобщающая работа, доказывающая безотлагательную необходимость его создания лейтенантом А.Н. Щегловым. Предложение Щеглова стало известно царю, который отдал приказание морскому министру А.А. Бирилеву созвать по этому вопросу совещание при министерстве. Совещание высказалось за организацию МГШ. 23 апреля 1906 года царь утвердил журнал этого совещания, и 1 мая штаб начал свою работу, возглавил его капитан 1 ранга Брусилов. А.Н. Щеглов был введен в состав МГШ. Организация и содержание деятельности штаба определялись «Наказом Генеральному штабу». МГШ не нес прямой ответственности за разгром флота. Офицеры МГШ не были заинтересованы в приукрашивании дел на флоте, поэтому работы их были предельно резки и откровенны (их работы печатались типографским способом и рассылались высшим начальникам, а некоторые лично Николаю II. Позднее они были переплетены и сейчас находятся в ЦВМБ). Приступая к работе, штаб поставил себе целью «уяснить задачи флота и решить, как использовать его в настоящее время, а также разработал основные соображения для воссоздания и реорганизации флота». В разработке проекта участвовали все члены МГШ. Как писал капитан 2 ранга Римский-Корсаков, «всякий план имеет значение и смысл лишь тогда, когда этот план действительно осуществляется». А для проведения любого проекта в жизнь в сложившихся обстоятельствах нужно было разъяснить Государственной Думе вопрос о том, что такое флот и какой у нас теперь имеется флот. Вместе с этим надо будет развернуть в Думе программу воссоздания флота и настаивать на утверждении этой программы. Только тогда, когда будет принят наш основной закон - закон о воссоздании флота, когда будет решен вопрос, быть или не быть флоту, можно будет вносить в Думу все частичные законы, вытекающие из основного, и приступить фактически к воссозданию флота». Дума должна была осуществлять финансирование судостроительных программ, потому так важно было, чтобы этот законопроект был принят Думой. Так как работа с парламентом, даже таким ограниченным, какой была Государственная Дума, была делом совершенно новым для России, то она была особо ответственна и трудна. Интересное мнение по этому поводу высказывал в то время Е. Саговский: «Скажу даже больше - они (депутаты Государственной Думы. - В.К.) иной раз могут прямо и не разобраться, когда вопрос этот в Думе искусно направить к заведомо неверному разрешению беспринципными «министерскими софистами... т.е. компанией, что будут искусно инсперировать те масоны, о которых не раз уже говорилось… и первейшей целью которых всегда было, есть и будет - сокрушить военную мощь России, благодаря наличности которой до сих пор в прах рассыпаются попытки подчинения величайшей в мире державы талмудическому игу». После тщательного изучения состояния флота в России, МГШ пришел к выводу, что с такими силами нельзя не только оборонять морские границы, но даже оказать сколь-нибудь серьезное сопротивление противнику, и при таком положении существование морского ведомства с его бюджетом в 87 млн. руб. совершенно не оправдывается государственными потребностями. Непростые отношения морского ведомства с Государственной Думой несколько сгладились, когда морским министром стал И.К. Григорович, который всячески стремился наладить сотрудничество с представителями различных партий в Думе. Григорович, опытный моряк, участник русско-японской войны, имел широкие взгляды и организаторские способности. С его приходом к власти морское ведомство стало более продуктивно работать с Государственной Думой. В 1909 году работало особое совещание по рассмотрению программы развития морских сил России. В работе этого совещания принимали участие министр финансов, морской министр, начальник МГШ и некоторые другие официальные лица. Это совещание занималось рассмотрением проекта судостроительной программы на ближайшее десятилетие. Начальник МГШ на этом совещании отметил, что «судостроительная программа должна быть разработана в соответствии с международным положением государства». Особое совещание провело четыре заседания с августа 1909 года по январь 1910. В ходе работы совещание утвердило судостроительную программу, урезав её до 698 млн. руб. Это было проведено через Государственную Думу и, таким образом, малая судостроительная программа была принята. Тогда Императору был подан всеподданнейший доклад МГШ и морского министра, в котором был представлен проект судостроительной программы. В докладе отмечалось, что «если к постройке новых судов не будет приступлено немедленно, то надо признать несоответствие существующей программы не только действительным потребностям вооруженной морской силы, но и возможностям самого создания такой силы». В докладе были высказаны соображения офицеров МГШ о необходимости дополнительного финансирования судостроительной программы. Царь поддержал эти соображения и собственноручно наложил резолюцию: «Программу пересмотреть». Таким образом, МГШ всеми силами добивался усиления русского флота. Создание МГШ стало главнейшей реформой морского управления. МГШ в морском ведомстве стал тем органом, который извлек наибольше уроки из Цусимы, и вся реорганизация производилась теперь по инициативе офицеров МГШ. В 1910 году был создан Российский морской союз. Основным его ядром стали офицеры МГШ. Учредителями его являлись два великих князя - Александр Михайлович и Михаил Александрович. Благодаря публикациям, выступлениям, докладам офицеров- моряков, деятельности общественных организаций и деятельности МГШ русский флот после Цусимы начал возрождаться. Н.Л. Кладо в 1905 году в своей работе «После ухода второй эскадры Тихого океана» с болью писал: «… Если бы наш флот был доведен до достаточной силы к началу наших переговоров с Японией, или по крайней мере содержался в полной боевой готовности, а не в вооруженном резерве - из экономии, вероятно, переговоры кончились бы мирно». Современное положение дел ясно говорит о том, что Государственной Думе, правительству и президенту в год Цусимы придется обратить внимание на его возрождение. Некоторые соображения по этому поводу наших соотечественников столетней давности необыкновенно актуальны. Нет никакого сомнения - русскому флоту быть, и он будет современным, достаточно мощным, с совершенной организацией и системой управления. Но для этого надо много потрудиться обществу, флотской общественности и структурам государственного и военного управления, используя мировой опыт и опыт наших соотечественников. Иначе слова адмирала Бирилева, написанные в 1898 году, могут опять стать пророческими: «Флота нет, а тот, что строится, выходит не годным, понятно, придется рассчитываться во время войны, когда на карте будет стоять честь, а может целость страны, все интересы флота сведены к интересам одного человека, но это еще полбеды, а беда в том нравственном разложении, которое из этого вытекает».
|