на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Летчик Сафонов… Но другой!
Автор: Капитан 1 ранга в отставке, Вадим КУЛИНЧЕНКО.   
Передо мною полный послужной список рядового дворянина, моего земляка, родившегося 31 октября 1893 года, за 43 года до моего рождения. Мы с ним люди разных эпох: он в царской России верно служил Родине и не воспринял кровавый террор революции, уйдя, вернее, перелетев за границу; я родился в декабре 1936 года, рос и воспитывался в Советской России и не воспринял голую свободу «демократии», предложенную нам в 1991 году. Нам пришлось жить в разные эпохи, но нас объединяет с Михаилом Ивановичем Сафоновым много общего, а главное - любовь к своей Родине - России. Мы, родившиеся в «сухопутном» Воронежском крае, стали моряками, любили море и честно служили России во флоте. Вот почему, пока рука держит перо, я решил коротко напомнить о боевой жизни своего земляка, героя первой мировой войны, пилота-аса, старшего лейтенанта М.И. Сафонова, насытив сухой послужной список некоторыми моментами достойной боевой жизни.
Image 
25 августа (ст. стиль) 1917 года морские летчики Балтийского флота пригласили к себе на обед команды двух английских подводных лодок, которые действовали совместно с российским флотом в Балтийском море против немцев. Во время обеда командир английской субмарины
Е-9 Макс Хортон встал и провозгласил тост на русском языке: «За здоровье Орла Балтики Сафонова! Ура!». Все сидящие за столом бурно зааплодировали и закричали: «Ура!». Кто же был этот «Орел Балтики»?
Миша родился в уездном городе Острогожске Воронежской губернии. Отец его, потомственный дворянин, имел родовое имение при хуторе Острые Могилы. Уже давно нет многих не то что хуторов, - даже некогда цветущие села и деревни Воронежского края ушли в небытие. А в те времена конца XIX столетия это были цветущие черноземы, а Острогожск был и культурным центром Воронежской губернии. Его называли Воронежскими Афинами.
Миша учился в Острогожской гимназии, которая славилась высоким образовательным уровнем, и мог пойти по любому достойному пути. Но его тянуло к себе море, в которое он влюбился заочно, увлеченно читая про море все попадающееся в руки. Поэтому раздумий не было, - и на 16-м году жизни он поступает в Морской корпус, полный курс которого окончил 23 июля 1913 года, и приказом № 144 по Морскому Ведомству был произведен в корабельные гардемарины с правом ношения нагрудного знака об окончании полного курса наук Морского корпуса. В 1913-1914 годах был в плаваниях на крейсерах «Олег» и «Громобой», на которых нес службу до июля 1914 года. Затем был зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж. Но недолго оставался на берегу, и уже в октябре 1914 года был назначен приказом командующего флотом Балтийского моря за № 275 во 2-ю бригаду линейных
кораблей. Конкретно на линкор «Севастополь», где приступил к службе уже мичманом (в этот чин был произведен 16 июля 1914 года). Морская служба в те времена на линкорах считалась самой почетной, но почему-то многие молодые офицеры стремились на не престижные еще в морской среде подводные лодки и аэропланы.
Первоначально воздухоплавательное дело не было самостоятельным. По каким-то непонятным причинам оно было включено в службу связи и, естественно, существовало на положении пасынка. Но вот 14 (27) августа 1914 года приказом Морского министра № 269 было введено в действие «Положение о службе авиации в Службе связи». Это был, фактически, первый официальный документ о создании морской авиации России. Однако задачи авиации в рамках службы связи были ограничены, но дело было новое и привлекало молодых офицеров. Не избежал этого влечения и Михаил Иванович, который подал рапорт о переводе в Службу связи, конкретно в авиацию, куда и был назначен Циркуляром штаба Командующего Балтийским флотом № 171 от 16 февраля (ст. стиль) 1916 года. Но еще ранее состоялось его откомандирование в Офицерскую школу Морской авиации в город Севастополь, где в декабре 1915 года он совершил самостоятельно свой первый полет.
После окончания летной школы в феврале 1916 года Сафонов приказом начальника Службы связи Балтийского моря за № 247 от 11 (24) февраля 1916 года прикомандировывается к воздушному району Службы связи с зачислением на 3-ю авиационную станцию для обслуживания полетов. Станция располагалась в районе Ревеля (Таллин).
Михаил Сафонов начал свою службу в авиации, когда она уже превратилась в реальную силу на Балтике. Были разработаны наставления по ведению воздушной разведки, атаке неподвижных и движущихся объектов, ведению воздушного боя. Самолеты стали вооружаться пулеметами. В этой сложной обстановке и показал себя мичман Сафонов мастером воздушного боя.
С 20 апреля по 20 сентября 1916 года балтийские летчики совершили 163 самолето-вылета, преимущественно на разведку в Рижский залив, Ирбенский пролив, вдоль побережья от Риги до Либавы, занятого германскими войсками. Практически вся деятельность балтийской авиации проходила в условиях активного противодействия превосходящей по численности немецкой авиации. Германская авиация активно бомбила наши посадочные площадки и аэродромы. При отражении этих налетов авиации противника балтийские летчики провели 19 воздушных боев,
сбив семь неприятельских самолетов и потеряв три своих.
Вначале Сафонов выполнял разведывательные полеты. При этом приходилось встречаться с немецкими самолетами. Одна из таких встреч 27 августа (ст. стиль) 1916 года мичмана Сафонова с немецким гидросамолетом над Ирбенским проливом закончилась победой первого. Счет был открыт. За эту победу Михаил Иванович получил орден «Св. Анны» IV степени и кортик с надписью «За храбрость».
Боевые будни продолжались. 26 сентября (ст. стиль) 1916 года три русские летающие лодки совершили налет на немецкую авиастанцию на озере Унгерн. Командовал группой лейтенант Гарковенко, с ним летели мичман Сафонов и мичман Зайцевский. Летающие лодки внезапно появились над озером и сбросили на стоянку немецких гидросамолетов 12 бомб. При отлете они были атакованы 20 немецкими истребителями «фоккер» из сухопутных немецких летных частей. Русские летчики вступили в неравный бой. Немцы навалились на отставший самолет мичмана Зайцевского. Экипаж храбро оборонялся, но тяжело был ранен стрелок, и самолет Зайцевского потерял возможность ответного удара.
Гарковенко и Сафонов дружили с Зайцевским еще с авиационной школы, где вместе обучались летному искусству, и они не могли бросить товарища в тяжелую минуту. Две русские летающие лодки развернулись и бросились на 20 самолетов противника. В результате мичман Зайцевский вырвался из-под огня противника и вернулся на базу. Но в этом бою погиб геройской смертью лейтенант Гарковенко, а мичман Сафонов получил ранение в ногу и с трудом дотянул до своей базы, где сразу был отправлен в госпиталь. За этот вылет на бомбометание и воздушный бой с немецкими самолетами Михаил Сафонов был награжден орденом Св. Станислава III степени с мечами и бантом.
Приказом начальника Службы связи Балтийского моря № 1209 от 29 ноября (ст. стиль) он был переведен в отряд «Глаголь», самый боевой отряд авиации Балтийского моря.
К концу 1916 года морская авиация располагала самолетным парком в 140 единиц, не считая учебных самолетов. Ей уже было тесно в рамках Службы связи, поэтому 5 (18) октября 1916 года появилось Положение о Службе морской авиации в Российском флоте С 30 ноября (13 декабря) оно вводилось в действие. На документе имелась пометка: «Собственноручно его императорского величества рукой написано «Одобряю». В царской ставке октября 5 дня 1916 г. Морской министр генерал-адъютант Григорович». Положением определялось, что отряд состоит из четырех - восьми самолетов. Кроме организационных и прочих вопросов «Положение» учитывало и чисто человеческие качества пилотов. Так в статье 73 было записано: «Офицер-летчик имеет право просить об отчислении его от авиационной службы без объяснения причин, с момента подачи о сем рапорта своему непосредственному начальнику может отказаться от совершения полетов».
Но это не для нашего героя. Наоборот, после госпиталя Сафонов почти ежедневно летал на разведку, нёс патрульную службу, часто вступал в воздушные схватки с вражескими самолётами. Его гидросамолёт М-16 («Зимняк») всегда был при деле. В июне 1917 года Михаил Сафонов Приказом по армии и флоту за № 117 был произведён в лейтенанты. К этому времени он был награждён уже пятью офицерскими орденами.
25 августа (ст. стиль) 1917 года немецкие бомбардировщики совершили налёт на базу русских гидросамолётов на острове Эзель (о. Саарема - Эстония). На перехват вылетели русские самолёты. В завязавшемся воздушном бою Сафонов сбил один из немецких самолётов, а два других предпочли отступление. Экипаж сбитого немецкого бомбардировщика, два пилота, был подобран из воды русскими матросами и доставлен на русскую базу. Сафонов пригласил немецких пилотов на обед в офицерскую столовую, на котором присутствовали командиры двух английских подводных лодок Кроми и Хортон. На этом обеде командир подводной лодки Е-9 Макс Хортон и провозгласил свой тост, о котором я уже упоминал выше: «За здоровье Орла Балтики Сафонова! Ура!». Громче всех этому тосту хлопали немецкие лётчики, которые донесли это до своих коллег - немецких пилотов. Прозвище «Орёл Балтики» приклеилось к Михаилу Сафонову и стало известно всему Балтийскому флоту (в первую мировую войну иногда с пленных моряков и лётчиков брали слово, что они больше не будут участвовать в боевых действиях против России, и отпускали домой. - В.К.).
29 сентября (12 октября) 1917 года немцы начали операцию «Альбион» - операция германского флота по захвату Моонзундского архипелага. События того сражения и героические действия русских моряков отражены в широко известном историческом романе Валентина Пикуля «Моонзунд». Но, кроме морского сражения, было и воздушное. Немецкий флот поддерживали свыше 100 самолётов и 6 дирижаблей. Им противостояло всего 30 русских гидросамолётов. Немцы, высадив десант в бухте Тага-лахт (северо-запад острова Эзель), начали продвижение к авиационной станции в Кильконде. Пришлось грузить неисправные самолёты под огнём противника на транспорты. В это время лётчики, поднявшись в воздух на исправных машинах, среди них был и лейтенант Сафонов, вели воздушные бои и обеспечивали прикрытие транспортов до их прибытия в Ревель (Таллин). Конечно, количественное преимущество было на стороне немцев, но отвага и мастерство русских морских лётчиков уравнивали силы. В этом сражении немцы в полной мере оценили силу русского «Орла Балтики».
В первые четыре дня сражения Сафонов сбил 4 самолёта противника, по одному в день. Но при возвращении 2 (15) октября из очередной разведки самолёт Сафонова был обстрелян немцами над морем. Мотор был пробит и встал, что заставило Михаила сесть на воду, благо позволяло состояние моря. Эсминец «Разящий» подобрал лётчика и доставил в штаб обороны Рижского залива. Начальник Морских Сил Рижского залива контр-адмирал Бахирев пожелал лично увидеть отважного лётчика. После доклада адмиралу лейтенант Сафонов получил на базе новый самолёт, и на следующий день он снова парил в Балтийском небе…
В конце октября Приказом по армии и флоту за № 237 Сафонов производится в чин старшего лейтенанта, а уже в ноябре его назначают командиром 2-го истребительного отряда, приписанного к Ревельскому морскому порту. Русский флот, как и впоследствии во 2-й мировой войне, был заперт немцами в Финском заливе, но продолжал борьбу и на воде, и в воздухе. И теперь уже командир отряда Сафонов совершенствовал не только своё лётное мастерство, но и на личном примере учил своих подчинённых, как нужно бить врага.
Свою седьмую воздушную победу ас Сафонов (в России это звание в 1-ю мировую войну получал лётчик, имеющий 5 сбитых самолётов. - В.К.) одержал 16 (29) ноября, а на следующий день довёл счёт до восьми, перехватив двухмоторный бомбардировщик, который сбил в коротком бою.
Всего до революции 17-го года  Михаил Иванович Сафонов имел на счету 11 побед в воздухе, что вполне соответствовало званию аса не только по российским меркам, но и международным того времени. А в период Великой Отечественной войны лётчики, имевшие 11 побед в воздухе, представлялись к званию Героя Советского Союза, так что мой земляк по всем нормам мог претендовать не только на звание аса, но и Героя в свои 24 года. Но наступали смутные времена…
После революции и перемирия с немцами Сафонов продолжил службу в морской авиации. Его отряд был перебазирован на Комендантский аэродром под Петроградом. Сафонов, как и наиболее подготовленная и грамотная часть лётного состава, состоящая из офицеров, не принял и не мог понять Октябрьскую революцию. Особенно на них подействовал заключённый 3 марта 1918 года сепаратный Брестский договор с Германией, которая была для них врагом. Да и отношение к офицерам в те времена были подстать теперешним - ты никто в своей стране… Поэтому Сафонов принимает решение оставить Россию. Перейти на сторону белых он не мог, ему претила гражданская бойня - война против своих соотечественников. Кроме всего, Приказом по армии и флоту № 4 от 20 декабря 1917 года морская авиация переходила в подчинение сухопутной авиации, а этого не могли принять морские летчики. Они были преданы не только небу, но и морю. 19 марта 1918 года Михаил Иванович Сафонов увольняется со службы. На этом и обрывается послужной список морского лётчика старшего лейтенанта Сафонова. Что оставалось делать? Он лишался дела и службы. Поэтому 11 апреля 1918 года Сафонов с женой, он был уже женат, и четырьмя бывшими морскими лётчиками на своих самолётах перелетают в Финляндию, получившую независимость 18 (31) декабря 1917 года. Этого им не могла простить новая (советская) власть. Видимо, из-за этого в советское время об отважном морском лётчике нигде не упоминается. Даже в книге А.М. Артемьева «Морская авиация России», изданной уже в 1996 году (Москва), не найти его имени, хотя в книге много имён менее значимых по своему следу в истории морской авиации.
Некоторое время Сафонов служил в финской авиации, но здесь ему не понравилась враждебная позиция финского правительства по отношению к России. Он не мог участвовать в провокационных вылазках финских националистов на территорию Советской Карелии и в начале 1922 года сумел перебраться в Индию, где поступил на службу в британскую авиацию. Но и эта служба ему пришлась не по нраву, и он в 1924 году с семьёй уезжает в Китай. Там он начал работать в авиационных мастерских, учил китайских лётчиков летать на морских самолётах, но смутные времена дошли и до Китая. Начавшийся революционный подъём возглавил Сунь Ят-сен, который пригласил военных и политических советников из Советского Союза. Эти «советники» очень негативно относились к российским эмигрантам, тем более военным специалистам. А Михаил Иванович Сафонов был первоклассным военным специалистом, тем более в области авиации. В мае 1926 года Михаил Сафонов попадает в аварию и погибает в возрасте 33 лет… Загадочность этой аварии подтверждается тем, что его жена с двумя детьми вынуждена была покинуть Китай и переехать в США…
Конечно, мне бы хотелось более подробно узнать и рассказать читателям о герое - морском лётчике времён 1-й мировой войны, названной Великой войной Сафонове, не путать с дважды героем Советского Союза Сафоновым Борисом Феоктистовичем (1915-1942 гг.), но скудность материалов не позволяет сделать этого. А развивать фантазии идомыслы в этом правдивом очерке - совсем не моя задача.
P.S. Составить более полную картину жизни моего замечательного земляка, жившего в драматические моменты истории России, очень трудно. Многие документы уничтожены здесь, недоступны в других странах. Надежда есть только на случай, что уехавшие в США в 1926 году жена и его дети, наверняка уже ставшие стопроцентными американцами, как-то прочтут этот материал и что-то дополнят о замечательной жизни своего отца - лётчика-аса 1-й мировой войны. Будем надеяться!

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК






К слову... Почти своеобразные иван Купала в стихах и прозе для всех.


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.