на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Своих героев надо защищать, в том числе и от «своих»
Автор: Сергей АПРЕЛЕВ.   
В номере питерской газеты “St.-Petersburg Times” от 7 марта 2008 г., выходящей на английском языке и подразумевающей иностранную аудиторию, мне бросилась в глаза заметка «Гитлеровский «Титаник», со ссылкой на агентство Рейтер. В ней рассказывалось о выходе
на экраны германского телевидения трехчасового фильма о потоплении советской подводной лодкой «С-13» бывшего нацистского круизного лайнера «Вильгельм Густлов» 30 января 1945 года. При этом был сделан акцент на том, что общее число погибших, достигше  в ходе кропотливой работы германских историков цифры 9300, делает эту морскую катастрофу крупнейшей за всю историю войн и мореплавания.
Image
Долгое время этот исторический эпизод в Германии не афишировался, в том числе из-за нежелания самих немцев еще больше проникаться сознанием своей вины перед человечеством, о которой им твердят с детства. По словам британского историка Роджера Мурхауса, «им было трудно говорить на эту тему, потому что это вызвало вопрос о жертвах немецкого народа в войне, развязанной нацистами, и многолетнее вынужденное молчание отразилось болью в сознании многих людей».
Однако самое важное, по мнению европейцев, что появление на экранах столь крупнобюджетного фильма, рассказывающего о щекотливых моментах немецкой истории, да еще в прайм-тайм - реальное подтверждение того, что трактовка собственной истории немцами наконец-то становится адекватной.
Кинодрама «Густлов» транслируется национальным государственным каналом ZDF. Напомним, что 209-метровый океанский лайнер, названный в честь убитого вождя швейцарских нацистов, был спущен на воду в 1937-м и задумывался как круизный лайнер для нацистской пропагандистской программы «Сила через радость», созданной для демонстрации доступности морских круизов для германских рабочих.
Едва разразилась война, «Густлов» был передан военно-морскому флоту, а когда бывший лайнер отправился в свой последний поход из Готтенхафена (ныне польская Гдыня) в Киль, на его борту находилось немало военных, однако в подавляющем большинстве его пассажирами были беженцы, в том числе женщины и дети, спасавшиеся от наступающей Красной Армии. Судно, предназначенное для перевозки 1500 пассажиров, в день его потопления в 12-ю годовщину прихода к власти Адольфа Гитлера, по мнению западных историков, имело на своем борту почти 10 000 человек.
Трехчасовой фильм режиссера Йозефа Вилсмайера - автора антивоенного фильма «Сталинград» - первый рассказ о драматической судьбе «Густлова» со времен объединения Германии в 1990 г. В 1959-м в Западной Германии об этом был снят черно-белый фильм. Всплеск общественного интереса к этой теме был инициирован романом нобелевского лауреата Гюнтера Грасса «Траектория Краба», увидевшим свет в 2002 г.     До этого история «Густлова», число погибших на котором почти на порядок выше списка жертв «Титаника» - 1500 человек, была покрыта мраком даже в Германии.
Вряд ли это вызовет общественный шок подобно истории с бессмысленными в военном отношении массовыми бомбардировками американской авиацией Дрездена в самом конце войны, унесшими сотни тысяч мирных граждан, но, учитывая массовость аудитории, реакция вполне предсказуема. Незадолго до национальной трансляции фильм посмотрели канцлер Ангела Меркель и глава Центрального Совета Евреев Германии, отметив ряд леденящих душу эпизодов, вроде родов одной из спасенных женщин прямо в спасательной шлюпке.
«Крик вокруг стоял ужасный, - рассказывает корреспонденту еженедельника «Ди Вельт» 77-летняя Урсула Коссманн, сумевшая в свое время забраться на борт спасательной шлюпки вместе с матерью, - а некоторые офицеры от отчаянья расстреливали свои семьи»…
Один из спасенных Гюнтер фон Майдель, которому в то время было 13 лет, сказал, что совсем не испугался, когда судно начало тонуть.
«Я нацелился только на спасение и лишь позднее понял, как мне повезло... Наверное, у меня был ангел-хранитель!».
Все бы ничего, война это всегда трагедия, но в печатном варианте газеты, в отличие от Интернет-версии, есть приписка, не имеющая отношения к автору заметки господину Грехэму. Это с позволения сказать биографическая справка о герое этой ночи - командире ПЛ «С-13» Александре Ивановиче Маринеско, на совесть которого в очередной раз пытаются взгромоздить ответственность за гибель безвинных женщин и детей «Густлова» не только западные специалисты, но и ряд отечественных «валютных историков».
Вынужден привести ее полностью: «Человек, который потопил «Густлов», -  Александр Маринеско.
Командир советской подлодки, ответственный за торпедирование «Вильгельма Густлова», получил звание Героя Советского Союза в 1990 за несколько месяцев до распада СССР и 27 лет спустя после своей смерти. Только в конце 80-х прошлого столетия его действия во время Второй Мировой войны были отмечены памятниками, воздвигнутыми в его честь в Калининграде, Кронштадте и Одессе. Его имя носит музей подводных сил в Санкт-Петербурге и несколько школ. Карьера Маринеско, который родился в Одессе в 1913 году, была чередой успехов и провалов, алкоголизма и ссор с коммунистической партией. После войны он даже провел два года в колымской тюрьме за воровство. Умер он в Ленинграде в 1963 г. в результате хронического пьянства».
Остается лишь привести слова одного из лидеров общественной организации «Примирение», сделавшего своей профессией ассистирование западным трактователям нашей истории: а что делать, если на Западе его считают военным преступником?
Неблагодарное это дело бороться с клеветой. Срабатывает обратный эффект - утверждая, что чего-то не было, а это - вымысел, ты невольно способствуешь распространению клеветы. Однако Александр Иванович, умерший от тяжелой неизлечимой болезни, заработанной в борьбе с завистниками и клеветниками, по свидетельству подчиненных и всех кто знал его близко, далеко не заурядная личность, какой его так упорно пытаются представить. В том числе те, кто заведомо умалчивает о том, чего не скрывал от читателей даже Гюнтер Грасс - на борту вооруженного лайнера под военно-морским флагом находилось более тысячи подводников (по другим данным -3700), женский батальон Кригсмарине, личный состав 88-го зенитного полка и хорватские добровольцы. И следовал он с вооруженным конвоем.
Не будем заостряться на «атаке века», как ее окрестили, кстати, зарубежные историки, но тенденция превращать наши военные достижения в деяния, которых надо стыдиться, увы, прослеживается не впервые. Причем отечественные СМИ ей нередко подыгрывают.
Не так давно по питерскому телевидению демонстрировался насквозь тенденциозный американский документальный фильм о другой трагедии - потоплении германского войскового транспорта «Гойя» советской подводной лодкой «Л-3» под командованием капитана 2 ранга Владимира Коновалова. Это событие примерно того же порядка, что и потопление «Густлова», имевшее место в тот же исторический период и в том же районе Балтики и, увы, с таким же количеством человеческих жертв.
Незадолго до этого мне пришлось побывать в Морском музее Бергена, где отлично запомнился экспонат - модель «Гойи» - бывшего норвежского судна, захваченного немцами для нужд Кригсмарине с характерной камуфляжной окраской корпуса, присущей только военным кораблям. Поэтому я особым интересом наблюдал за экраном, где ведущий - американский репортер настойчиво повторял вопрос, адресованный старику-немцу, одному из немногих уцелевших после торпедирования «Гойи».
- Ведь, правда, господин Мюллер, что ваше судно было покрашено светлой краской, и русские не могли этого не видеть?
После некоторых колебаний старик был вынужден согласиться, видимо, перенесясь в пространстве и времени на 60 лет и поставив себя на место злокозненных русских…
Вот так медленно, но уверенно протискивается в сознание обывателя мысль о том, что ничего славного в нашей истории не было вообще. Ни подвига «Варяга», который к тому же был поднят японцами и благополучно плавал под их флагом. Ни «Стерегущего», якобы утонувшего без всякой на то воли своего экипажа и т.д. и т.п.  
Как показывает практика, на подобные сочинения западные гранты слетаются гораздо активнее, поэтому профессии «валютных историков и журналистов», не говоря уже о прочих, по-прежнему востребованы.
Кто-то возразит: «Ведь газета «St.-Petersburg Times» издается для иностранцев, обитающих в наших краях, а они и так стоят на позициях, традиционно критических по отношению к России». Возможно, но мы-то все еще живем в суверенной России, в том числе и редактор упомянутой газеты господин Тобин Обер. К тому же кроме него там целая туча соотечественников, включая гендиректора госпожу Т.Турикову.
Война - жестокая вещь, но человеческая подлость мирного времени в виде шельмования по умолчанию или передергиванию фактов, ничуть не лучше. Что касается упомянутых «двух лет тюрьмы за воровство», спешу заметить, что исключительно скромный, но, увы, простодушный А.И. Маринеско стал жертвой махинаций проворовавшегося директора института переливания крови, заместителем которого имел несчастье работать. Именно с его согласия он развез по домам сотрудников валявшиеся во дворе списанные торфобрикеты. Директор - некий В. Кухарчик сам же позвонил в ОБХСС. Зачем ему понадобилось порочить Маринеско - неизвестно! К моменту досрочного освобождения Александра Ивановича он сам перебрался в места не столь отдаленные. Бог шельму метит! Похоже, кое-кому об этом не грех и напомнить!
 9 марта 2008 г. Санкт-Петербург

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.