на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Некоторые соображения о престижности подводной службы
Автор: Контр-адмирал В. КОЗЛОВ   
Среди подводников особое место занимает личность командира, в руках которого сосредоточена вся полнота власти согласно корабельному уставу. Ему всегда принадлежит окончательное решение в любой ситуации, он персонально ответственен «за все и вся» происходящее на корабле, за каждого члена экипажа, за качество и своевременность выполнения решаемых задач, как и за безаварийность плавания и живучесть корабля.
Как правило, в море он действует самостоятельно, принимая без согласования или подсказки сверху решение в бою или в экстремальной обстановке мирного времени.
Командирские черты образно выразил Герой-подводник североморец М.Гаджиев: «Командир-подводник должен быть самым невозмутимым, самым хладнокровным человеком. Иметь пылкое воображение романтика, ясное и здравое мышление. Он должен обладать выдержкой и терпением завзятого рыболова, искусством следопыта и предприимчивостью страстного охотника…»
Отдавая дань профессиональной значимости и уважения высокой должности командира подводной лодки, по инициативе ветеранов участников Великой Отечественной и «холодной» войн, решением Президиума Объединенного Совета ветеранов-подводников ВМФ пять лет назад был установлен День командира - 25 ноября. Эта дата внесена в перечень памятных дней флота России Международной ассоциацией моряков-подводников.

И хотя в ВМФ определены дни инженер-механика, минера-торпедиста, ракетчика, штурмана, - командира почему-то «забыли».
Оставили пока без внимания в Главкомате наше ходатайство. А жаль, это бы способствовало повышению авторитета не только командира подводной лодки, но и подводной службы.
С этой же целью наша ветеранская организация (ОСВП) долгие годы «билась» за установление (возрождение) официального единого образца нагрудного знака и положения - «офицера подводного плавания», введенного еще на заре образования подводных сил по «высочайшему утверждению» императора в январе 1909 года.
Как недавно стало известно, такой знак введен приказом Главкома ВМФ № 82 от 6.03.06 г. в двух форматах. Положение о нем до нас еще не дошло, но в предложениях предусматривалось вручение таких знаков производить офицерам, «успешно выдержавшим установленные зачеты на допуск к самостоятельному управлению боевой частью, дивизионом (группой), с вручением удостоверения, как офицеру подводного плавания».
В этой связи выскажу свое мнение о возникшей недавно традиции «посвящения в подводники». Мне, да и большинству ветеранов, прошедших многие подводные мили Мирового океана в т.ч. и в боевой обстановке, представляется нелепой процедура посвящения моряка в подводники, путем пития забортной воды из лодочного плафона и «поцелуя» качающейся кувалды. Мало подходит такое полуиздевательское посвящение, скорее, почерпнутое из картотеки «дедовщины», к серьезному событию в службе любого подводника. Хотя само «посвящение» должно иметь место, опять же после серьезного экзаменационного допуска и последующего поздравления на лодке с вручением свидетельства и торта, предварив это провозглашением «клятвы подводника» в любой форме, в т.ч. и с долей флотского юмора (нечто подобное автор этих строк применял в годы командования лодкой).
Современная подводная техника и вооружение требуют высочайшего интеллекта от офицера, а особенности, выделившие подводные силы в ведущий род сил ВМФ, и специфика службы на них обязывают не на словах, а на деле считать профессионалов подводников э л и т о й военного сообщества с предоставлением соответствующих условий жизни и службы, высокого материального обеспечения и поощрительных мер за боевую службу. В этом плане правомочно введение почетных званий (по примеру ВВС): «Заслуженного подводника ВМФ», «Почетного подводника ВМФ», соответственно «Почетный ветеран-подводник ВМФ», с разработкой для каждой категории статуса и отличительного знака.
Целесообразно изменить положение о командирском знаке, который, по нашему мнению, должен вручаться только командиру подводного корабля при назначении и допуске офицера на эту высокую должность.
И, естественно, повышая юридически значимость упомянутых знаков, вводимых на уровне Министра обороны РФ или Главкома ВМФ, следует исключить их продажу в торговых точках. При нынешней рыночной форме экономики и введенной недавно монетизации льгот полезно возвратиться к практике начисления соответствующей денежной надбавки к пенсии, за полученные во время службы в армии и флоте ордена и почетные знаки.
Немного о форме одежды подводников. Она не в полной мере соответствует должному удобству, особо овчинные куртки, затрудняющие спуск через рубочный люк. Мне еще памятны т.н. альпаковки военной поры, легкие утепленные, непромокаемые куртки, полученные по ленд-лизовским поставкам. Качество материала рабочей одежды подводника (единой для всех), да и сам покрой, отстают от современного дизайна и возможностей. Обидно и за исконно подводный предмет головного убора - черные пилотки. В ходе «военного реформирования» их покрой преобразовали под натовский образец. Во времена «холодной войны» мы носили иные пилотки и гордились ими.
В определенной мере положительно скажутся на повышении престижности подводной службы названные «мелочи», тем более форма одежды и специфическая военная атрибутика всегда и везде вызывали, особенно у молодежи, живой интерес и привлекательность. К сожалению, в минувшие 15 лет померкло былое уважение к военной форме, и его надо возрождать.
Ельцинские горереформаторы, протащив бездумную, выгодную определенным кругам идею - «нам никто не угрожает» и пора «прекратить милитаризацию страны», развалили армию и флот. Без войн и сражений государство утратило военную и морскую мощь. Принижен статус военнослужащего, в первую очередь офицера, вынужденного заниматься «отхожим промыслом», чтобы прокормить семью.
В святом деле служения Отечеству, тем более в нынешней обстановке в стране, определяющим остается морально-нравственная сторона защитника Отечества. Ее недооценка на фоне демократической вседозволенности принесла исключительный ущерб духовному облику всего общества и, соответственно, военнослужащим.
Ненужная поспешность с деполитизацией армии и флота, которые всегда были и остаются главными инструментами внешней политики, а в свете нынешних изменений в стране и внутренней, принизили идейно- воспитательную составляющую в подготовке Вооруженных Сил.
Отсутствие цементирующей идеи, на основе которой должны развиваться морально-боевые качества защитника Отечества, как и неясности: кто враг, и от кого предстоит ему защищать Родину (к сожалению, в которой военный человек мало почитаем), порождают нежелательный настрой у «служивых людей». В молодежной допризывной среде остается популярным призыв: «Любыми способами «косить» от армии!». Необходимость более предметной идейно-воспитательной работы среди военнослужащих не вызывает сомнений у всех здравомыслящих лиц, связанных с армией и ВМФ.
По нашему мнению, назрела необходимость разработки государственной программы «О повышении престижности воинской службы» наряду с национальными программами, принятыми ныне по социальным, демографическим и другим важным проблемам. Она должна включать комплекс мер организационного и воспитательного характера, которые могли бы способствовать, в первую очередь, изменению отношения общества к самой воинской службе, к человеку в погонах, повышению его статуса не ниже нынешнего положения государственного чиновника.
Всегда в России военный человек нес государеву службу! В недавнем советском времени служба в Вооруженных Силах была не только долгом, но и делом чести, доблести и постоянного уважения всем народом!
Положительную роль по затронутым вопросам могут сыграть обсуждения вышеназванных проблем «за круглым столом» (на базе, например, ВСОКа) с участием ветеранов, слушателей факультета командиров кораблей и лиц, ответственных за воспитание моряков (без «родительских комитетов» и «солдатских матерей»). В этом же плане мог бы пригодиться наш служебный опыт для оживления военно-патриотической работы в военно-морских училищах (по реформаторскому недоразумению переименованных в институты), где назрела необходимость пересмотра программ подготовки будущих офицеров в сторону их конкретизации.
И, естественно, говоря о престижности службы, следовало бы ускорить завершение в Главкомате ВМФ затянувшееся «формирование замысла перспективной кораблестроительной программы» и «облика ВМФ», над которым началась работа еще при адмирале В.Куроедове. А то скоро не на чем будет служить морякам-«контрактникам» и профессионалам.
Пора на государственном уровне определить, каким же должен быть флот, способный защитить не только морские рубежи, но и обеспечить национальные интересы России в Мировом океане! И здесь могут сыграть роль советчиков опытные ветеранские кадры из числа вчерашних флотоводцев, кораблестроителей, флагманов, известных в ВМФ адмиралов и офицеров, бывших работников штабов. Смысл затронутой мною темы в целом заключается в том, чтобы от многочисленных ветеранских Союзов, Советов, Ассоциаций, Клубов был предложен и, соответственно, заинтересованными инстанциями востребован наш вклад в общее дело становления отечественного ВМФ.

Контр-адмирал
В.С. КОЗЛОВ.


 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.