В нашем ветеранском совете идет к завершению подготовка материалов для третьей части «Книги памяти» (1946-2005 гг). При работе авторского коллектива комиссии ОСВПВ по увековечиванию памяти под руководством председателя Гавриленко Г.И. возникли трудности по составлению списков павших подводников в послевоенное мирное время. В него должны войти подводники, погибшие при выполнении воинского долга, как правило, на борту лодок, несших боевую службу, отрабатывающих боевую подготовку или решающих другие задачи.
В отличие от военного времени, когда по не возвратившимся из боевых походов лодкам издавался приказ с приложением списка экипажа, их можно найти в архивах. В мирное время по таким печальным событиям другой порядок, потому появляются неточности или пропуски имен. Для примера знакомим читателей с героическим поступком трех офицеров североморцев.
В октябре 1975 года АПЛ К-47 СФ с приспущенным флагом возвратилась в базу из Атлантики. На причале ее ждали необычные встречающие в лице зам. минобороны генерала Н. Алексеева со свитой. Объяснялось столь высокое внимание к этому атомоходу не случайно: на нем в походе случился пожар. Тем более что в последние полтора года первую флотилию буквально лихорадило от пожарных случаев, да еще с серьезными последствиями. «Погорельца» К-166 в Средиземном море восстанавливали более 20 суток с доставкой туда специалистов самолетом из Союза. В начале года на К-387 произошла авария энергоустановки. Мужественно ликвидируя беду, погиб старшина 1 статьи Л.Рябинин. Подобным образом до вынужденного появления в соединении генеральской инспекции предшествовали 8 столкновений и пожаров.
Что же случилось с К-47? В Атлантике недалеко от берегов США на лодке, несущей боевую службу, возник пожар в электротехническом отсеке. Произошло, пожалуй, самое тяжелое из того, что может подстерегать экипаж в океанских глубинах. Экипаж под командованием капитана 2 ранга Филиппенко сумел не только ликвидировать пожар, возникший из-за короткого замыкания в силовой сети, но и сохранить в рабочем состоянии реакторы, турбины и соответствующие системы, проходящие через горевший отсек, как и сам пульт управления ГЭУ в том же отсеке. Лодка была спасена и после аварии через весь Атлантический океан самостоятельно пришла в базу.
Такое «чудо» стало возможным только благодаря подвигу, ценой в жизнь трех вахтенных инженеров, которые загерметизировались в пульте и продолжали управлять ГЭУ, выполняя все команды центрального поста. Произошло это 24 сентября 1975 года.
Высокая комиссия, изучив все обстоятельства аварии с потерей трех молодых офицеров, была вынуждена согласиться с флотскими выводами о том, что только высокий профессионализм экипажа и героические действия вышеназванных офицеров спасли корабль, предотвратили непредсказуемые последствия на аварийном атомоходе.
Минули три десятилетия, все меньше остается подводников, знавших о подвиге трех североморцев. В книге «Рабочая глубина» адмирала А.П.Михайловского нашел отражение этот эпизод тоже без указания имен и отчеств офицеров, а также ссылок на попытки отметить, как положено, их героический поступок. Вероятно, в этом определяющим стало бытующее в те годы мнение: «за аварии наград не дают». С трудом удалось командующему флотилией «пробить» получение семьям героев жилья в центральной части России.
В Книгу памяти подготовлены имена Героев пока в таком виде:
- инж.-капитан 3 ранга Знахарчук Николай Васильевич, командир дивизиона движения БЧ-5, родился в 1947 г. село Дивин Кобринский р-н, Брестской обл, в ВМФ с авг.1965 г. (Кобринский рвк.);
- инж.-капитан-лейтенант Авдеев Вячеслав Алексеевич, командир группы дистанц. управления дивизиона движения БЧ-5, родился в 1946 г., гор. Гусь-Хрустальный Владимирской обл, в ВМФ с авг. 1965 г. (Севастопольский рвк.).
- инж.-капитан-лейтенант Кириллов (??), командир группы дистанц. управления дивизиона движения БЧ-5.
В Гатчинском архиве не нашлось других официальных данных по этому офицеру. Запрошен Северный флот о необходимых уточнениях и местах захоронения покойных. Время идет, ожидаем ответа.
В году 100-летнего юбилея подводных сил вспомним памятными словами имена павших подводников в годы «холодной войны».
Редакция газеты просит откликнуться тех, кто знает о судьбе родных погибших инженер-механиков с К-47 или кто готов уточнить необходимые данные для памятной книги.
Контр-адмирал в/о
Н.МОРМУЛЬ,
ветеран-подводник подразделений особого риска.