27 февраля в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Нину Петровну Рождественскую, эксперта по русскому зарубежью, члена Международной ассоциации «Русская культура» наградили орденом Морского собрания
«За заслуги в Морской деятельности III степени».
А 27 апреля, в Светлое Христово Воскресение,
в Александро-Невской Лавре митрополит Владимир вручил ей другую награду - орден Святой равноапостольной княгини Ольги.
Совпадение в числах - не более чем совпадение. А по большому счету, оба ордена - закономерный итог усердных трудов человека, который более 17 лет стремительно, безоглядно, с любовью к истории своей Родины идет к простой и высокой цели - восстановить справедливость, сделать так, чтобы не осталось забытых имен русской эмиграции, среди которых было много героев - бесконечно преданных России людей.
Именно поэтому она, ленинградка, которой довелось много лет жить в Америке, написала книгу «Морские судьбы за границей. Офицеры Российского флота в эмиграции». Именно поэтому она скрупулезно собирала и передала в петербургские музеи массу архивных документов, фотографий, писем, личных вещей, принадлежавших тем, кто уже никогда не вернется в Россию.
Конечно, среди русских эмигрантов были и ее родственники. Нина Петровна очень дорожит своим происхождением. Ведь ее прадедом по отцовской линии был Степан Иванович Рождественский, действительный статский советник, заведующий канцелярией Марии Федоровны, матери Николая II, а прадедом с материнской стороны - генерал-лейтенант Михаил Ипполитович Ван-дер-Шкруф, инспектор машинных команд Балтийского флота. А дедушка, Алексей Степанович Рождественский, выпускник Морского кадетского корпуса, на крейсере «Адмирал Нахимов» получил боевое крещение в Цусимском сражении. Они верой и правдой служили России, имели награды.
Но не только личной преданностью памяти своих предков руководствовалась Нина Петровна. Ностальгия по настоящему, по возвращению к истокам нравственности, увы, утраченным в наше непростое время, настойчиво подталкивала ее к той деятельности, которая и есть разумное доброе, вечное для русского человека. И во главу угла, и, это естественно, было поставлено православие - неотъемлемая часть души русских офицеров.
И в этом тоже просматривается существенная, давняя подоплека семьи Нины Петровны. С 1641 года служил Церкви ее прапрапрадед, священник г. Боровска, что в Калужской области. Прадед - Степан Иванович Рождественский - учился в духовной семинарии в Калуге, а его внук, Олег Алексеевич, дядя Нины Петровны, будучи уже в эмиграции в Америке, пел в церковном хоре, неоднократно делая пожертвования на строительство православных храмов. Так что ниточка, берущая начало из глубины веков, выдержав хаос революции, войн, давление процветающего в Советах атеизма, не прервалась, а вновь привела к храму.
Когда в начале 90-х Рождественская поселилась в США и стала прихожанкой, а в это время в России после перестройки грянула перестрелка. Друг ее дяди - некто И.Л. Новосельцев - организовал тогда общество «Сеятель» - из таких же, как он, верующих - эмигрантов. Члены этого общества делали все возможное, чтобы помочь своей Родине в очередное для нее жестокое время. В подвале церкви был создан склад, куда люди приносили продукты, вещи. Подвижник, и в том числе Рождественская, сортировали вещи, приводили их в порядок, раскладывали по коробкам. Из Нью-Йорка в г. Джексон приходили грузовики и увозили все это в порт для отправки водным путем в Россию. Не скупились для своих соотечественников даже пенсионеры…
Они также отправляли в Россию семена овощей, цветов, сельхозтехнику. Игорь Леонидович Новосельцев, несмотря на свой преклонный возраст, сам с этой целью посещал разные штаты и сам же бывал во вновь созданных монастырях в России. Ведь именно для монастырей все это и делалось.
А когда в Санкт-Петербурге строился храм Георгия Победоносца, русские американцы - даже те, которые родились за океаном, - не задумываясь вносили посильные пожертвования на благое дело. Во всем этом активное участие принимала и Н.П. Рожественская.
Уже потом, в России, она продолжила свою благотворительную деятельность. Александро-Невский храм, что находится в Сосновом Бору по Финляндской дороге, имеет для нее очень большое значение потому, что в нем не только ее прадед Ван-Дер-Шкруф молился, но и представители морской династии, участники Цусимского сражения. Прадед принимал участие в восстановлении храма после того, как храм в 1905 году сгорел. И как же было не задуматься, не огорчиться верной памяти о нем правнучке, когда, вернувшись из Америки, она застала его в весьма плачевном состоянии. И хотя службы в нем продолжались, впору было кричать SOS. Тогда Нина Петровна сделала все возможное - от себя лично деньги за продажу книги «Морские судьбы за границей» - передала в фонд восстановления святыни.
Нашелся и меценат, не желающий афишировать своё имя, - он выделил огромную сумму. Благое дело было сделано. В настоящее время храм полностью восстановлен, и прихожан в нём становится все больше.
Нельзя, конечно же, не вспомнить и историю возрождения уникальной церкви в кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, к чему Нина Петровна имеет тоже прямое отношение.
К решению помочь курсантам обрести свой храм ее подтолкнуло сочинение одного из них, в котором он откровенно признался, что в Бога верует, «ходит к Ксенюшке Блаженной, просит у нее защиты». Нина Петровна говорит: «Меня это не просто потрясло, я поняла, лёд тронулся, надо немедленно что-то делать, чтобы эти юные неокрепшие души выбрали в нашей земной жизни путь к храму, а не в кабак или в казино». Она твёрдо решила помочь кадетскому корпусу.
После смерти А.Б. Иордана, создавшего в свое время в Москве фонд возрождения кадетских корпусов в России, фонд был назван его именем.
Нина Петровна за помощью обратилась туда. Она стала хлопотать перед его вдовой - Марией Александровной, - с которой поддерживет дружеские отношения. Рождественская собрала всю информацию об этой церкви и совместно с начальником корпуса О.М. Ермоловым отправила в США. В конечном счете вопрос был решен положительно. Глубоко верующие сотрудники фонда выслали колоссальную сумму денег. Благодаря этому церковь в учебном заведении уже действует. Мальчики живут и учатся с Богом.
Обо всех нужных и полезных обществу делах, об интересных задумках такого интереснейшего человека, как Нина Петровна Рождественская, говорить можно бесконечно. Уму непостижимо, как много она успела сделать за 17 лет и как много еще хочет сделать.
Выставка «Русские в Шанхае», которая имела успех даже в Москве, выставка картин ныне покойного фон Зигерн-Корна - бывшего узника ГУЛАГа и теперь уже тоже бывшего эмигранта - все это ее души, рук и усилий дело.
В ближайшее время выйдет в свет историческая книга о Московском кадетском корпусе «Гардемарины», рукопись которой Н.П. Рождественская привезла из-за рубежа. Ее автор - А. Зернин, выпускник этого корпуса, жил и в Бизерте, и в Париже. А ныне покоится в Ницце.
Церкви Гатчинского дворца, где когда-то крестили ее маму, она собирается подарить икону, доставшуюся ей от фон Зиген-Корна, картины которого она уже передала музею того лагеря в Перми, где он отбывал свой срок.
Нина Петровна, пропустившая через свое сердце последние десятилетия столько необыкновенных судеб, имен и их самые неожиданные переплетения, абсолютно уверена в том, что Господь Бог ведет ее, помогает ей в поисковой работе. Именно поэтому перечень ее реализованных замыслов - бесконечен. Так же, как бесконечно широк круг людей, для которых и с помощью которых она должна еще что-то необходимое сделать. И это чувство высокой ответственности и неподдельной, целомудренной искренности в поступках, очевидно, тоже ей даровано свыше. Именно потому, что она не забывала дорогу к храму. Никогда.
Валерия ЛЕБЕДЕВА.