НОВЫЙ ВЕКТОР На расширенном заседании Государственного совета 8 февраля нынешнего года Президент Российской Федерации Владимир Путин, говоря о выборе дальнейшего пути России, заявил о необходимости выработки долгосрочной стратегии на период до 2020 года. Единственно реальной названа стратегия инновационного развития, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала. Результатом должно стать вхождение России в число мировых лидеров. Этот путь амбициозен, потребует максимальных усилий от всех институтов общества, но альтернативы у нас нет. Мы переходим от периода выживания к периоду развития. Ставится задача добиться кардинальных перемен в экономике и социальной сфере страны, достичь качественного улучшения жизни.Вооруженные Силы не могут стоять в стороне и должны включиться в выполнение задачи, поставленной Верховным Главнокомандующим.
Чтобы эффективно противостоять современным вызовам и угрозам, нужна мобильная, компактная и высокопрофессиональная армия. Иными словами, нам необходимы Вооруженные Силы нового типа, армия, входящая в пятерку лучших армий мира, в том числе по основным социально-экономическим показателям.
Такая задача ставится перед армией впервые. По указанию министра обороны Анатолия Сердюкова еще в июле 2007 года разработана «Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года». Ее основной целью является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны и развитию человеческого капитала.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения задач улучшения культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; повышения безопасности военной службы; улучшения жилищных условий семей военнослужащих; повышения размеров и улучшения качества предоставления денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу и пенсий гражданам, уволенным с военной службы; обеспечения социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Здесь есть три важных момента. Первый - приоритетность задач. Безусловно, с точки зрения сегодняшних проблем порядок должен быть иной: денежное довольствие, жилье и т.д. Однако в долгосрочной перспективе мы должны поставить во главу угла всестороннее развитие личности - в культурном, физическом и профессиональном отношении. Поэтому впервые приоритетной определена задача улучшения культуры, досуга, спорта, быта и т.п. При этом все задачи решаются комплексно.
Второй - задача обеспечения социальной защиты. Она является интегрирующей, поскольку системно включает в себя элементы других задач. Выделение ее сделано с целью акцентировать адресное внимание на самых социально незащищенных группах, что сделано впервые.
Третий - впервые результаты реализации Стратегии представлены в виде конкретных целевых значений. Они обоснованы аналогичными показателями социального развития армий ведущих государств, а также логикой и экспертными оценками. И еще одно важное обстоятельство. В настоящее время по поручению Президента России осуществляется подготовка Концепции социально-экономического развития России до 2020 года. Все задачи, которые определены в качестве главных в Стратегии социального развития Вооруженных Сил, являются приоритетными направлениями и в общегосударственной Концепции.
Какими должны стать итоги реализации Стратегии к 2020 году? Военнослужащие по контракту становятся средним классом страны, денежное довольствие солдата (матроса) первого тарифного разряда будет превышать среднюю заработную плату по стране на 25 процентов. Военные пенсии составят 80 процентов от объема денежного довольствия.
Доля военнослужащих, имеющих право на жилье и признанных нуждающимися в обеспечении жильем, снизится до 5 процентов, а размер компенсации за наем жилья вырастет до размера рыночной стоимости найма.
Военная медицина выйдет на уровень мировых стандартов, и доля военнослужащих, у которых отсутствуют заболевания (практически здоровые), составит 90 процентов и более. Каждый второй военнослужащий будет иметь спортивный разряд. Военные кадры получат качественное образование, конкурентоспособное на рынке труда, а доля повысивших квалификацию офицеров и государственных гражданских служащих составит 33 процента от каждой категории.
Все военнослужащие будут иметь доступ в Интернет, а в каждой казарме (общежитии) в зоне неустойчивого приема будет спутниковое телевидение или кабельная телевизионная сеть.
Планируется, что все социальные услуги впервые будут доступны для всех в полном объеме независимо от места прохождения военной службы, а все результаты можно реально измерить. Это обеспечит повышение престижа и привлекательности военной службы, укомплектованности, профессионализма, боеготовности, а в конечном счете будет способствовать укреплению обороноспособности страны.
Критериями достижения генеральной цели в целом по Вооруженным Силам станут 100-процентное выполнение заявленных задач и повышение удовлетворенности личного состава профессиональной служебной деятельностью до 90 процентов и более. И еще один немаловажный момент. Гражданское общество впервые сможет принять участие в контроле за ходом выполнения мероприятий и программ, обеспечивающих реализацию Стратегии. Армия становится по-настоящему открытой. А это уже другая, на ином качественном уровне система управления социальным развитием Вооруженных Сил, требующая от каждого органа военного управления, от каждого военнослужащего самоотдачи в достижении поставленных целей. Одним из условий успешной реализации Стратегии является максимальная степень участия государственных органов власти всех уровней, а также гражданского общества. Принятие данной Стратегии - это только начало большой и сложной работы. Главное - реализация конкретных программ, определяющих содержание каждой задачи.
I. Общие положения Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется Стратегия) представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Министерства обороны Российской Федерации1, других федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального развития Вооруженных Сил.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности и социального развития. Стратегия является составной частью системы национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию преобразований в указанных сферах, осуществляемых в Российской Федерации на период до 2020 года.
Стратегия развивает соответствующие положения Военной доктрины, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года, конкретизирует применительно к военно-социальной сфере установки Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации с учетом национальных интересов в области обороны и социального развития.
Положения Стратегии опираются на комплексную оценку состояния военно-социальной сферы и прогноз ее развития, на научно обоснованное определение объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения социального развития Вооруженных Сил, а также на системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем, отечественного и зарубежного опыта военного социального строительства.
Положения Стратегии являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем социального развития Вооруженных Сил.
Стратегией определяются генеральная цель, задачи, ожидаемые результаты, принципы реализации, этапы и приоритеты, комплекс основных мероприятий, необходимые условия, риски и механизм контроля социального развития Вооруженных Сил. Положения Стратегии могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической и социально-экономической обстановки, характера, масштаба и содержания социальных проблем, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в указаниях по социальному развитию Вооруженных Сил и в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности и социального развития Российской Федерации.
II. Основные проблемы военно-социальной сферы Строительство и развитие Вооруженных Сил на современном этапе нацелено на достижение новых качественных показателей в области повышения боевой готовности и обеспечения обороноспособности страны, защиты ее политических и экономических интересов, а также социальной защищенности самих военнослужащих и членов их семей.
Модернизация ключевых компонентов формирования и функционирования Вооруженных Сил, включая комплектование, профессиональную подготовку личного состава, техническое оснащение и материальное обеспечение, предъявляет новые требования ко всей военно-социальной сфере и направленности социального развития Вооруженных Сил.
В последнее время государством уделяется все большее внимание вопросам социального развития Вооруженных Сил, повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в военно-социальной сфере, в том числе вытекающие из новых задач военного строительства.
Так, размеры денежного довольствия военнослужащих и заработной платы лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и тенденции их изменения обусловливают усиление социальной напряженности, снижение мотивации к военной службе, отток кадров, особенно молодых специалистов. Средние темпы роста денежных доходов семей военнослужащих в 1,2 раза ниже, а доля семей военнослужащих, имеющих денежные доходы на одного члена семьи менее прожиточного минимума, в 1,6 раза выше, чем в целом по Российской Федерации. Вследствие этого не удовлетворены своим материальным положением свыше 60 процентов военнослужащих. Несовершенство существующей системы исчисления военных пенсий ведет к увеличению разрыва между темпами роста пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и денежного довольствия военнослужащих.
Остро стоит жилищная проблема. Свыше 122 тысяч военнослужащих и членов их семей нуждаются в жилье. Почти тридцать процентов семей офицеров и прапорщиков не обеспечены служебным жильем. Около 40 процентов военнослужащих не удовлетворены своими жилищными условиями. Главная причина этого - отсутствие собственного жилья. Семьи военнослужащих находятся в очереди на получение жилья пять - шесть лет. Денежная компенсация за поднаем (найм) жилья военнослужащим не покрывает в полном объеме их фактические затраты на эти цели по всей территории дислокации воинских частей и учреждений Министерства обороны. Нерешенность жилищной проблемы военнослужащих приводит к их досрочному увольнению с военной службы и снижает привлекательность военной профессии.
Более половины военнослужащих не удовлетворены доступностью, полнотой и качеством медицинских услуг и медицинского обеспечения в целом. Свыше четверти военнослужащих отмечают изношенность материально-технической базы военно-медицинских учреждений, нехватку современного медицинского оборудования. Треть военнослужащих и более 40 процентов лиц гражданского персонала сталкиваются с отсутствием нужных медикаментов и лекарств, а также завышенными ценами на них. До сих пор не сформирована и не функционирует система медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими сложных и опасных учебных и боевых задач. Менее половины военнослужащих оценивают свое здоровье как удовлетворительное, что свидетельствует о недостаточности мер по профилактике заболеваний и охране здоровья военнослужащих. Условия прохождения военной службы не соответствуют государственным стандартам, нормам и требованиям безопасности, вследствие чего ежегодно в Вооруженных Силах отмечается высокий уровень гибели и травматизма военнослужащих при исполнении ими обязанностей воинской службы.
Продолжает снижаться уровень военно-профессиональной подготовки военнослужащих. Система военно-профессиональной ориентации молодежи является неэффективной, а сеть военно-учебных заведений - неоптимальной и высоко затратной. Устаревшая учебно-материальная база и недостаточный уровень научно-педагогического потенциала большинства военных вузов снижают качество подготовки выпускников. Более 45 процентов из них завершают обучение на «удовлетворительно», а около 15 процентов отчисляются в процессе учебы или в первые годы военной службы.
Не отвечает современным требованиям и система дополнительного профессионального образования. Отсутствие заинтересованности военнослужащих в повышении своей квалификации привело к тому, что более 30 процентов офицеров не соответствуют требованиям к занимаемой воинской должности. Стабильно низкой остается доля военнослужащих, имеющих повышенную классную квалификацию. В Вооруженных Силах отмечается низкий уровень удовлетворенности качеством и доступностью предоставляемых культурно-досуговых и информационных услуг. Многие услуги сферы культуры остаются недоступными в отдаленных и закрытых военных городках. При этом недостаточно эффективно используются возможности, предоставляемые глобальной информационной сетью Интернет. На чрезвычайно низком уровне находится материально-техническая обеспеченность культурно-досуговых учреждений. Только восемь процентов из них оснащены современными техническими средствами (кинопрокат, звуковещание и др.), около половины учреждений находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. В войсковых библиотеках до 80 процентов книжного фонда устарело. Как следствие сложившейся ситуации, оказываемые культурно-досуговые и информационные услуги не отвечают возрастающим потребностям военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, а у значительной части военнослужащих практически отсутствует возможность заполнения своего свободного времени культурным досугом.
Результаты проверок воинских частей и военно-учебных заведений Министерства обороны свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и по контракту. Так, средний уровень физической подготовленности военнослужащих в 12 процентах управлений и воинских частей, участвовавших в данных проверках, оценивается как «неудовлетворительный», в 65,5 процента - лишь как «удовлетворительный». Среди выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования в 2007 г. каждый пятый получил неудовлетворительные оценки, почти каждый второй был оценен лишь на «удовлетворительно». Молодые офицеры не только имеют слабые методические навыки в проведении учебных занятий, но и сами недостаточно физически подготовлены.
На предприятиях военной торговли во многих случаях отмечаются как недостаточный ассортимент реализуемых товаров и услуг, так и превышение цен на отдельные их виды в сравнении с иными торговыми организациями. Это приводит к неудовлетворенности военнослужащих и членов их семей качеством предоставляемого торгово-бытового обслуживания. Граждане, уволенные с военной службы, а также члены их семей испытывают трудности в социальной адаптации к условиям гражданской жизни. Не в полной мере удовлетворяется постоянно растущая потребность увольняемых военнослужащих в переподготовке по гражданским специальностям и содействии в трудоустройстве.
Сохранение негативных тенденций, сложившихся в социальной сфере Вооруженных Сил, может повлечь за собой: в ближайшей перспективе - ухудшение морально-психологического состояния военнослужащих, снижение уровня воинской дисциплины, значительное снижение престижа и привлекательности военного образования, рост социальной напряженности в семьях военнослужащих, увеличение числа чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью военнослужащих в мирное время; в среднесрочной перспективе - рост численности увольняемых до истечения срока службы (контракта), отсутствие желающих заключать контракты, поступать в военно-учебные заведения, суворовские и нахимовское военные училища и кадетские корпуса, снижение укомплектованности воинских частей и учреждений до критического уровня; в долгосрочной перспективе - снижение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил ниже критического уровня, усиление угрозы потери суверенитета и территориальной целостности России.
Для кардинального улучшения состояния военно-социальной сферы необходима реализация системы государственных мер долгосрочного характера. В этих целях разработана Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года.
III. Генеральная цель задачи Генеральной целью Стратегии является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны и развитию человеческого капитала.
В рамках достижения генеральной цели Стратегии планируется решение следующих задач: 1. Улучшение культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; 2. Совершенствование профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих; 3. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; 4. Повышение безопасности военной службы; 5. Улучшение жилищных условий семей военнослужащих; 6. Повышение размеров и улучшение качества предоставления денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил и пенсий гражданам, уволенным с военной службы; 7. Обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
IV. Ожидаемые результаты К 2020 году в России в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития должно быть обеспечено устойчивое повышение благосостояния российских граждан, укрепление национальной безопасности и динамичное развитие экономики, что позволит стране войти в число лидеров - пятерку ведущих стран мира. В связи с этим Вооруженным Силам Российской Федерации по важнейшим социально-экономическим показателям требуется достигнуть уровня лучших армий мира, что неразрывно связано с последовательным внедрением инноваций, значительным ростом инвестиций в человеческий капитал и формированием эффективных институтов гражданского контроля за состоянием военно-социальной сферы и достижением необходимого уровня благосостояния.
Для определения основных конечных общественно значимых результатов реализации Стратегии к 2020 году применяется следующая система индикаторов: индикаторы достижения генеральной цели: повышение индекса социального развития Вооруженных Сил (доля индикаторов задач, по которым достигнуты целевые значения, среди всех индикаторов задач) до 100 процентов; повышение удовлетворенности военнослужащих профессиональной служебной деятельностью до уровня 90 процентов и более; повышение удовлетворенности лиц гражданского персонала Вооруженных Сил профессиональной служебной деятельностью и трудом до уровня 90 процентов и более; индикаторы решения задач:
1) в части улучшения культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей: культура и досуг: увеличение доли свободного времени военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей, занятого потреблением услуг культуры, до 30 процентов и более; повышение обеспеченности военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей учреждениями культуры и досуга независимо от места дислокации соединений и воинских частей до 100 процентов (в соответствии с нормами обеспеченности, установленными Министерством обороны); установление полного (100 процентов) соответствия учреждений культуры и досуга и оказываемых ими услуг стандартам, нормам и правилам в указанной сфере; повышение удовлетворенности военнослужащих качеством и доступностью предоставляемых услуг в сфере культуры и досуга до уровня 90 процентов и более; физкультура и спорт: увеличение доли военнослужащих, сдавших нормативы по физической подготовке на «хорошо» и «отлично», до уровня 90 процентов и более; увеличение доли военнослужащих, имеющих спортивный разряд, до уровня 50 процентов и более; увеличение доли военнослужащих, занимающихся в свободное от военной службы время физической культурой и спортом не менее 5 часов в неделю, до 100 процентов; повышение обеспеченности воинских частей, военных образовательных учреждений профессионального образования, организаций Вооруженных Сил спортивными объектами до 100 процентов (в соответствии с нормами, установленными Министерством обороны); увеличение доли спортивных объектов, обеспеченных спортивным имуществом, оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями Министерства обороны, до 100 процентов; повышение удовлетворенности военнослужащих организацией системы физической подготовки и спорта в Вооруженных Силах до уровня 90 процентов и более; информационное обслуживание: обеспечение всех военнослужащих доступом в сеть Интернет; повышение обеспеченности доступа в сеть Интернет во всех библиотеках культурно-досуговых центров (Домов офицеров) (из расчета одна абонентская точка на 100 читателей); обеспечение приема телевизионного и радиосигнала спутниковыми приемными комплексами или кабельной сетью во всех общежитиях и казармах для личного состава; повышение удовлетворенности военнослужащих и гражданского персонала доступностью и качеством информационных услуг до уровня 90 процентов и более; торгово-бытовое обслуживание: установление полного (100 процентов) соответствия торгово-бытовых предприятий и оказываемых ими услуг стандартам, нормам и правилам в указанной сфере; обеспечение всех воинских частей пакетом услуг торгово-бытовых предприятий в соответствии с требованиями, установленными Министерством обороны; обеспечение в торгово-бытовых предприятиях Министерства обороны цен на товары и услуги на уровне 15-20 процентов ниже региональных (при соответствии установленному уровню качества); достижение удовлетворенности военных потребителей организацией торговли, общественного питания и быта на уровне 90 процентов и более;
2) в части профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих: достижение соответствия уровня профессионального образования и квалификации военнослужащих квалификационным требованиям к занимаемой воинской должности для 100 процентов офицерского состава; увеличение доли офицеров, повышающих квалификацию, в 3,8 раза (до 33 процентов от общей численности офицерского состава Вооруженных Сил); доведение доли офицеров, проходящих профессиональную переподготовку, до 5,5 процента; увеличение доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих право на получение повышенной классной квалификации, до 65 процентов; достижение соответствия уровня профессионального образования и квалификации государственных гражданских служащих квалификационным требованиям к замещаемой должности для 100 процентов государственных гражданских служащих; доведение доли государственных гражданских служащих, повысивших свою квалификацию, до 33 процентов; повышение удовлетворенности военнослужащих и государственных гражданских служащих качеством и доступностью образовательных услуг до уровня 90 процентов и более;
3) в части медицинского и санаторно-курортного обеспечения: увеличение доли военнослужащих, у которых отсутствуют заболевания или имеются некоторые отклонения в состоянии здоровья без тенденции к прогрессированию, не оказывающие какого-либо влияния на работоспособность, до уровня 90 процентов и более; сокращение доли военнослужащих, имеющих хронические заболевания без нарушения или с незначительным нарушением функций органов и систем, не снижающие работоспособность, до 5 процентов; сокращение доли военнослужащих, имеющих хронические заболевания с умеренным или выраженным нарушением функций органов и систем, снижающие их работоспособность, до 5 процентов; повышение среднего возраста офицеров, признанных по состоянию здоровья негодными к военной службе, до 45,6 года; повышение обеспеченности санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом лиц, нуждающихся в нем по медицинским показаниям, до уровня 90 процентов и более; обеспечение медико-психологической реабилитацией и организованным отдыхом отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на их здоровье (летный состав, дежурные силы ВМФ, РВСН, КВ, ВДВ и т.д.), на 100 процентов; обеспечение полного (100 процентов) выделения установленной квоты на льготные путевки в военные санатории для гражданского персонала Вооруженных Сил; повышение доли многодетных семей, получивших бесплатное санаторно-курортное лечение, до 100 процентов; повышение удовлетворенности военнослужащих качеством и доступностью медицинских и санаторно-курортных услуг до уровня 90 процентов и более; повышение удовлетворенности качеством отдыха детей военнослужащих в детских оздоровительных лагерях до уровня 90 процентов и более; повышение удовлетворенности качеством услуг в ведомственных дошкольных образовательных учреждениях до уровня 90 процентов и более;
4) в части повышения безопасности военной службы: снижение гибели военнослужащих более чем в 3,8 раза, что в расчете на 1 тысячу военнослужащих составит менее 0,17 человека; снижение травматизма с трудопотерями в 3 раза, что в расчете на 1 тысячу военнослужащих составит менее 5 человек; создание условий прохождения военной службы на уровне лучших мировых стандартов безопасности; повышение удовлетворенности военнослужащих условиями безопасности прохождения военной службы до уровня 90 процентов и более;
5) в части жилищного обеспечения: обеспечение семей всех военнослужащих, имеющих право на получение постоянного жилья, соответствующими жилыми помещениями; обеспечение семей всех военнослужащих, имеющих право на получение служебного жилья, соответствующими помещениями; снижение доли военнослужащих, имеющих право на жилье и признанных нуждающимися в обеспечении жильем, до 5 процентов от общей численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; увеличение размеров денежной компенсации военнослужащим и членам их семей за поднаем (найм) жилья до величины рыночной стоимости найма; повышение удовлетворенности военнослужащих решением жилищной проблемы и оказанием услуг в жилищно-коммунальной сфере до уровня 90 процентов и более;
6) в части денежного довольствия военнослужащих, заработной платы гражданского персонала и пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей: превышение размеров денежного довольствия военнослужащих на 25 процентов по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны; достижение 80-процентного размера пенсий граждан, уволенных с военной службы, от объема денежного довольствия военнослужащих; обеспечение равенства средней заработной платы лиц гражданского персонала воинских частей и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и средней заработной платы работников отраслей экономики страны; увеличение доли выплат денежного довольствия военнослужащим, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100 процентов; увеличение доли выплат заработной платы лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100 процентов; увеличение доли выплат пенсий гражданам, уволенным с военной службы, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100 процентов; увеличение доли страховых выплат и единовременных пособий членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100 процентов;
7) в части обеспечения социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей: повышение полноты и доступности информации о социальных гарантиях и компенсациях (вся информация о социальных гарантиях и компенсациях должна быть размещена на сайте Министерства обороны в течение 10 рабочих дней с момента принятия/изменения соответствующих нормативных правовых актов); повышение удовлетворенности военнослужащих предоставлением социальных гарантий и компенсаций до уровня 90 процентов и более;
в том числе по приоритетным социально значимым категориям: дети: ликвидация бедности семей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, имеющих детей; охват воспитанников воинских частей и детей военнослужащих различными формами отдыха и оздоровления на уровне 75 процентов и более; увеличение доли поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования среди воспитанников воинских частей и детей военнослужащих, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, до уровня 60 процентов и более; повышение удовлетворенности доступностью и качеством услуг (медицинских, санаторно-курортных, культурно-досуговых и др.), предоставляемых детям военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также воспитанникам воинских частей, до уровня 90 процентов и более; увеличение доли выпускников суворовских военных, Нахимовского военно-морского, Московского военно-музыкального училищ и кадетских корпусов Министерства обороны, поступивших в военно-учебные заведения, до уровня 90процентов и более; ветераны военной службы: ликвидация бедности среди ветеранов военной службы; повышение обеспеченности санаторно-курортным лечением и необходимой медицинской помощью ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, нуждающихся в них по медицинским показаниям, до 70 процентов и более; полный (100 процентов) охват ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий мероприятиями ежегодной диспансеризации; обеспечение своевременности, правильности и полноты выплат пенсий, компенсационных выплат и ежемесячных пособий ветеранам военной службы;
члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца: ликвидация бедности семей военнослужащих, потерявших кормильца; обеспечение своевременности, правильности и полноты выплат пенсий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат и ежемесячных пособий, а также оплаты проезда членов семьи к месту погребения (захоронения) военнослужащего; охват семей погибших военнослужащих всеми формами отдыха и оздоровления на уровне 75 процентов и более; обеспечение всех семей военнослужащих, потерявших кормильца, нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответствующим жильем; повышение удовлетворенности членов семей погибших военнослужащих предоставлением социальных гарантий и компенсаций до уровня 90 процентов и более;
жены (мужья) военнослужащих: увеличение доли жен (мужей) военнослужащих, обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования по заочной или дистанционной форме в вузах, до 15 процентов и более;
социальная адаптация: снижение уровня безработицы среди граждан, уволенных с военной службы, до уровня общей безработицы по стране и ниже; увеличение доли военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, получивших гражданскую профессию в период службы с выдачей документа государственного образца о начальном профессиональном образовании, до 2 процентов и более; повышение доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, использовавших право внеконкурсного поступления и обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, до 5 процентов и более; увеличение доли военнослужащих, прослуживших не менее двадцати лет по контракту, получивших гражданскую специальность путем профессиональной переподготовки и трудоустроенных по гражданской специальности, до 40 процентов и более; повышение удовлетворенности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, получивших гражданскую профессию в период военной службы, качеством и доступностью обучения до уровня 90 процентов и более. Реализация Стратегии позволит обеспечить удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей.
В результате военнослужащие получат достойное денежное содержание, жилищное обеспечение, качественное образование, конкурентоспособное на рынке труда, медицинское, культурно-бытовое, информационное и иное социальное обслуживание независимо от места прохождения военной службы.
Гражданский персонал Вооруженных Сил получит возможность зарабатывать на уровне работников аналогичных профессий гражданского сектора экономики, проходить лечение в системе военно-медицинских учреждений, регулярно повышать свою квалификацию.
Ветераны военной службы получат достойную пенсию, составляющую не менее 80 процентов от объема денежного довольствия по последней воинской должности, а также возможность в полном объеме использовать систему военно-медицинских учреждений. Члены семей военнослужащих будут иметь возможность реализовать культурные, образовательные и бытовые запросы на уровне лучших мировых стандартов в любой точке Российской Федерации. Семьи, потерявшие кормильца, получат достойную страховую выплату, возможность бесплатного оздоровительного отдыха детей и получения ими высшего или среднего профессионального образования.
Итогом реализации Стратегии станет достижение качественно нового уровня социального развития Вооруженных Сил, соответствующего аналогичным параметрам пяти лучших армий мира и отвечающего повышенным требованиям как к личному составу (к уровню его профессиональной, физической, психологической и интеллектуальной подготовки), так и к эффективности исполнения военнослужащими своих профессиональных задач по защите политических и экономических интересов Российской Федерации. Это будет способствовать укреплению обороноспособности страны, развитию человеческого капитала, формированию высокопрофессионального корпуса военнослужащих, являющихся примером подражания для молодежи и гордости населения страны.
V. Принципы реализации Реализация Стратегии основывается на следующих основных принципах: законность, которая подразумевает: строгое, точное и неуклонное соблюдение требований действующего законодательства всеми участниками мероприятий Стратегии; единообразное понимание требований военно-социального законодательства всеми органами государственного и военного управления, должностными лицами, а также военнослужащими, лицами гражданского персонала, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; системность, подразумевающая, что все направления социального развития Вооруженных Сил рассматриваются в их взаимосвязи; адресность, которая обязывает учитывать в ходе реализации мероприятий Стратегии нужды и запросы конкретного человека; гласность и открытость, требующие объективного освещения в средствах массовой информации содержания Стратегии, контроля процесса ее реализации со стороны гражданского общества. Это будет способствовать повышению подотчетности органов военного управления, предсказуемости военно-социальной политики и своевременному внесению необходимых корректировок в мероприятия Стратегии; соответствие уровня предоставляемых военнослужащим и гражданскому персоналу социальных гарантий потребностям обеспечения военной безопасности и ресурсным возможностям государства. Данный принцип означает реализацию потребностей в военно-социальной сфере с учетом уровня развития национальной экономики; приоритетность и согласованность направлений развития военно-социальной сферы. Это предусматривает выбор конкретных мероприятий Стратегии и установку последовательности их осуществления исходя из задач соответствующего этапа развития государства и Вооруженных Сил, а также складывающейся военно-политической и социально-экономической обстановки; ориентация на основные заинтересованные стороны: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации - ориентация Стратегии на внесение вклада в достижение приоритетных целей социально-экономического развития страны, определяемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; получатели социальных гарантий, компенсаций, услуг - включение показателей удовлетворенности получателей качеством и доступностью услуг по различным направлениям социального развития Вооруженных Сил, что позволит не только отслеживать динамику значений данных показателей, но и выявлять главные причины неудовлетворенности и, как следствие, определять меры по их устранению; военнослужащие и лица гражданского персонала Российской Федерации, участвующие в реализации Стратегии - включение показателей удовлетворенности военнослужащих профессиональной служебной деятельностью и удовлетворенности лиц гражданского персонала трудом; общественные организации - выделение в явном виде основных категорий (военнослужащие, члены семей военнослужащих, граждане, уволенные с военной службы, ветераны военной службы и др.), интересы которых представляют данные организации, и определение результатов для указанных категорий, которые будут получены в рамках реализации Стратегии; ориентация на выявление, изучение и использование лучшей мировой практики с целью систематического совершенствования организационно-правовых механизмов социального развития Вооруженных Сил; ориентация на эффективное взаимодействие в рамках реализации Стратегии между структурными подразделениями Министерства обороны, между Министерством, подведомственными ему федеральными агентствами, родами и видами войск, военными округами, флотами, с другими федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с организациями коммерческого и некоммерческого секторов экономики, а также министерствами обороны других стран и международными организациями в целях объединения усилий и опыта для достижения генеральной цели и решения задач Стратегии; применение программно-целевого метода в рамках реализации Стратегии. Данный принцип означает, что по всем направлениям реализации Стратегии будет разработан комплекс программ, обеспечивающих достижение генеральной цели и решение задач Стратегии. По каждой программе будут определены ожидаемые результаты и целевые индикаторы, характеризующие степень их достижения, перечень программных мероприятий, а также соответствующая система управления реализацией программы.
|