на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Всерьёз о «подрезанных крыльях» Родины
Автор: По материалам конференции подготовил капитан 2 ранга А. ПЫЛАЕВ.   
25 марта в Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова состоялась весьма представительная и содержательная конференция «История, перспективы развития и боевого применения авианесущих кораблей ВМФ России». Окончательная формулировка Решения конференции была принята недавно. Полный текст официального Решения будет опубликован в июньском специальном выпуске «Оборонный заказ» ко II Военно-морскому салону. В сегодняшнем материале будут приведены цитаты из обширного приложения к Решению. Эта информация действительно нуждается в серьёзном внимании флотского руководства.
Image
Инициатором прошедшей конференции выступило общественное объединение «Общественность в защиту флота». В работе форума приняли участие представители Генерального штаба ВС РФ, Российской академии наук, Военной академии Генерального штаба, Военно-морской академии, военно-морских учебных заведений, научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро, предприятий судостроительной промышленности. Стоит отметить участие крупных военно-морских деятелей России: адмирала в отставке И. Касатонова (в недавнем прошлом первый заместитель Главнокомандующего ВМФ), адмирала в отставке В. Селиванова (в недавнем прошлом начальник Главного штаба ВМФ), генерал-полковника в отставке В. Дейнеки (в недавнем прошлом командующий авиацией ВМФ). Открыл конференцию контр-адмирал в отставке В. Роговой, в прошлом начальник отдела подготовки ракетных крейсеров стратегического назначения Управления боевой подготовки Северного флота, ныне Председатель Правления общественного объединения «Общественность в защиту флота».
Как было отмечено, в последние годы ведется немало дебатов на тему: какой флот нужен России и нужен ли вообще? Оценки и предложения носят зачастую умозрительный и эмоциональный характер. Решение этой проблемы может быть найдено лишь на пути системного научного анализа задач Вооруженных Сил России и места ВМФ в решении этих задач в рамках единой боевой системы, каковой являются Вооруженные Силы РФ.
Организаторы конференции определили её целью формирование единства взглядов на роль и место авианосных соединений в общей концепции применения ВМФ России и выработку рекомендаций Командованию ВМФ по определению облика авианосного соединения на перспективу до 2025 года.
Задачами конференции были:
1. Оценить военные угрозы России с океанских и морских направлений в первой четверти XXI века.
2. Определить задачи и вклад авианесущих кораблей (авианосцев) в боевой потенциал морских сил общего назначения ВМФ в обеспечении обороноспособности страны с морских направлений и защиты национальных интересов России в Мировом океане.
3. Определить основные направления прогнозирования оптимального облика авианосного соединения ВМФ России первой четверти XXI века.
Уровень докладов, прозвучавших на конференции, можно оценить как очень высокий. Было приведено множество весомых аргументов в пользу дальнейшего развития авианосного флота России, в том числе и с позиций экономической эффективности. И в военное время, в качестве гаранта боевой устойчивости и живучести корабельных соединений, и в мирное время, как эффективный инструмент политического влияния и охраны экономических интересов, - сбалансированный, включенный в продуманную систему обеспечения, авианосный флот всегда оправдает затраты на своё создание. Сверх того: государство, продуктивно работающее над созданием и развитием авианосцев, автоматически обеспечивает мощное развитие целого ряда отраслей науки и высокотехнологического производства, что само по себе даёт стратегические преимущества на десятилетия вперёд.
Приходится повторять эти аксиоматические истины, ибо реальная экономическая политика России сегодня внушает опасения не только о будущем авианосного флота, но и о перспективах модернизации Вооруженных Сил в целом.
Из приложения к Решению конференции:
«Одобренный Советом безопасности РФ 23 ноября 1999 г. проект «Военно-морской стратегии» предусматривает продолжение разработки авианосца нового проекта как основного ядра экспедиционных формирований морских мобильных сил быстрого развертывания для участия в миротворческих операциях, проводимых в удаленных районах Мирового океана, однако эти первоочередные работы не получили экономического обеспечения. По авианосцу нового проекта ни задания на разработку, ни финансирования до сих пор так и нет.
Тем же документом определено, что «целью военно-технической политики России должно быть недопущение критического и технологического отставания от передовых государств по основным направлениям развития вооружения и военной техники ВМФ». Допущенный за годы реформ перерыв в пополнении боевого состава Военно-Морского Флота России новыми кораблями, судами океанской зоны, а также сокращение его корабельного состава к снижению оперативных возможностей нашего флота по решению возложенных на него задач в этой зоне в 3-4 раза. Такое положение наглядно подтверждает наличие крайне критического отставания нашего Военно-Морского Флота по кораблям океанской зоны не только от ведущих, но и менее значительных морских держав.
В океанской и дальней морской зонах успешность действий сил флота без корабельной авиации с авианосцев в современных условиях вооруженной борьбы на море не может быть обеспечена. Без авианосцев боевая устойчивость корабельных группировок флота, действующих даже в пределах досягаемости авиации берегового базирования, потребует столь значительного состава авиационных сил и средств поддержки данных группировок, что окажется нереальной при длительном выполнении этой задачи.
Утверждение Президентом России 4 марта 2000 г. «Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 г.», а 27 июля 2001 г. «Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 г.» не остановило дальнейшую деградацию флота, так как не изменило крайне неудовлетворительного положения с его финансированием и не обеспечило вывода флота из опасного состояния системного кризиса.
В первом из этих, к сожалению, неработающих директивных документов декларируется, что основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют в числе прочих авианесущие корабли. На самом деле в боевом составе Тихоокеанского флота таких кораблей нет с 1993 г., а в составе Северного флота находится единственный в Военно-Морском Флоте России тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435 «Адмирал Кузнецов».
В Морской доктрине Российской Федерации, отмечается, что «для успешной реализации национальной морской политики решающее значение имеет экономическое обеспечение морской деятельности Российской Федерации, которое включает гарантированное выделение необходимых объемов ассигнований для выполнения государственных программ в области строительства и развития военной составляющей морского потенциала РФ».
В доктрине особо подчеркивается, что «Российская Федерация намерена решительно и твердо укреплять свои позиции среди ведущих морских держав». Однако ведущие морские державы мира, кроме Росcии, принимают конкретные действенные меры по реализации объявленной ими морской политики и укреплению своих позиций в Мировом океане.
Если отношение государственной власти России к Военно-Морскому Флоту не изменится, то он к 2010-2015 гг. может необратимо утратить свое значение как один из главных видов Вооруженных Сил Российской Федерации, и превратится в некрополь оставшихся одиночных кораблей отдельных классов - памятников Военно-Морскому Флоту Советского Союза как бывшей великой морской державы XX века, внесшей достойный вклад в сохранение мира на земле в годы «холодной войны».
В приложении к Решению конференции дана расширенная историческая справка о развитии идей отечественного авианосного флота. Объём публикации позволяет привести лишь некоторые важные этапы.
«В комплексных межотраслевых научно-исследовательских работах 1968-1972 годов было сделано оперативно-тактическое и военно-экономическое обоснование разработки проекта авианосца и авиационного вооружения. Аванпроект авианосца (пр. 1160) представлял собой широкое (около 900 документов) проектное исследование вариантов корабля этого класса с водоизмещением в пределах 40-100 тыс. т. с различными типами вооружения и главных энергетических установок. В составе аванпроекта и других материалах КНИР «Ордер» впервые в нашей стране были определены оптимальная структура авиационного и радиоэлектронного вооружения авианосца, разработчики и поставщики новых образцов вооружения и специального оборудования для создания авианосцев, разработаны и согласованы проекты заданий на их разработку. Одновременно с аванпроектом авианосца ведущими ОКБ Минавиапрома были разработаны аванпроекты корабельных самолетов катапультного взлета: истребителя, штурмовика и противолодочного самолета. КНИР «Ордер» и эти аванпроекты легли в основу последующих работ 1971-1991 гг. по созданию кораблей авианосного типа ВМФ СССР и корабельной авиации для них.
Выполненные работы подтвердили возможность реализации программы создания к 1986 г. трех первых автономных авианосцев отечественного флота, оптимального варианта по критерию «стоимость-эффективность», с самолётами катапультного взлета. Выполнение этой программы имело целью нейтрализовать американские программы строительства новейших атомных авианосцев типа «Нимиц», что значительно сократило бы отставание в боевых возможностях морских сил общего назначения нашего ВМФ.
Однако вместо принятия предложения о создании атомных авианосцев политическим руководством страны в результате переоценки реальной эффективности самолетов вертикального взлета и посадки и возможностей авиационной промышленности был принят ряд непоследовательных и необоснованных решений. Без учета представленных результатов КНИР «Ордер» по оперативно-техническому и военно-экономическому обоснованию авианосца было принято решение о закладке в 1975 г. третьего противолодочного крейсера типа «Киев» с вооружением его более совершенным, чем штурмовики, самолетами вертикального взлета и посадки - истребителями. Разработка корабельного противолодочного самолета была прекращена.
Только в 1976 г. вышло постановление о строительстве по новому пр. 1153 двух атомных больших крейсеров с авиационным вооружением, со сдачей флоту в 1982-1985 гг. На них планировалось сокращение количества летательных аппаратов по сравнению с рекомендованным для создания авианосца пр. 1160. В 1978 г. разработка пр. 1153 была прекращена с принятием решения о строительстве четвертого тяжелого авианесущего крейсера типа «Киев» с самолетами вертикального взлета и посадки - истребителями и разработке проекта пятого неатомного тяжелого авианесущего крейсера с дальнейшим сокращением состава авиационного вооружения.
В 1982-1990 гг. был построен пятый тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» с самолетами-истребителями трамплинного взлета, летно-конструкторские испытания которых были начаты в ноябре 1989 г. В 1988 г. был спущен на воду второй тяжелый авианесущий крейсер этого типа «Варяг». После смены руководства Министерства обороны и Генерального штаба с задержкой на 12 лет началось проектирование тяжелого атомного авианесущего крейсера с трамплином и катапультами (близкого по составу вооружения к авианосцу, рекомендованному в 1973 г.), который был заложен с наименованием «Ульяновск» в 1988 г. В том же году началась разработка корабельного самолета радиолокационного дозора и наведения Як-44 РЛДН катапультного взлета.
В 1988 г. производство штурмовиков вертикального взлета и посадки типа Як-38 было прекращено из-за сложности эксплуатации и низкой боевой эффективности. Опытные экземпляры новейших самолетов вертикального взлета и посадки - истребителей Як-141 начали летно-морские испытания на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Горшков» лишь осенью 1991 г., но после аварии одного самолета были прекращены и больше не возобновлялись».
Как известно, уже во времена президентства Ельцина, вся техническая документация по истребителю вертикального взлёта Як-141 была продана американской авиакосмической компании «Локхид-Мартин». До сих пор российскому обществу не объявлены имена «героев торговли», осуществивших эту «глубоко патриотическую» сделку. Тем временем труды ещё советских учёных и инженеров нашли широкое применение в разработке перспективного американского истребителя USF.
Закрыв программу скоростных «вертикалок», Россия так и не обрела крупные авианосцы с катапультами. Вот что об этом сказано в приложении к решению конференции:
«К 1991 г. был создан научно-технический и производственный задел, обеспечивающий строительство полноценных авианосцев с базированием истребителей Су-33, превосходящих по своим летно-техническим характеристикам лучшие зарубежные образцы палубной авиации. Однако создать необходимые для полной реализации боевых возможностей авианосца корабельные самолеты радиолокационного дозора и наведения, разведки и целеуказания, а также многоцелевой истребитель МиГ-29К авиационная промышленность не успела».
В 1992 г. работы по созданию корабельных самолетов МиГ-29К, Як-141 и Як-44 РЛДН для авиации ВМФ были прекращены.
В итоге той недальновидной политики, которая проводилась военно-политическим руководством России после распада СССР, и непринятия мер по финансированию Военно-Морского Флота России в необходимом объеме под флагом проведения военной реформы в течение последних 15 лет идет обвальное сокращение корабельного состава и морской авиации отечественного флота, разрушение его береговой инфраструктуры и невосполнимая потеря квалифицированных кадров. При этом количество авианесущих кораблей, составляющих основу морских сил общего назначения, сократилось до одного.
Потенциальными задачами-строителями авианесущих кораблей в СССР (после проведения необходимых реконструктивных мероприятий) являлись три завода: Черноморский судостроительный завод в Николаеве, Балтийский завод в Ленинграде и ПО «Севмаш» в Северодвинске. Попытки создания нового специализированного судостроительного комплекса в Ленинграде (на базе заводов Балтийского или им. А.А. Жданова) не увенчались успехом из-за чрезмерных затрат. Сооружаемый в Северодвинске новый эллинг, габариты которого были определены исходя из возможности постройки в нем авианосцев пр. 1160, был достроен в объеме, допускающем постройку в нем только крупных атомных подводных лодок типа «Акула», и специализирован на подводном кораблестроении.
В целом затраты на создание в СССР в 1971-1991 гг. пяти тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев» и «Адмирал Кузнецов» (с учетом затрат на НИОКР, развитие производственной базы и т.п.) заведомо не вышли за пределы 10% в общей структуре затрат на военное судостроение (доля затрат на создание подводных лодок в этот период составила 55%).
Все усилия по дальнейшему наращиванию в составе флота количества авианосцев оказались бы бесплодными без одновременного развития в ВМФ соответствующей судоремонтной базы. Построенные авианосцы стали бы, как первые тяжелые авианесущие крейсера типа «Киев», кораблями одного межремонтного цикла и перестали бы оставаться боеспособными через 7-10 лет после вступления в строй.
Проекты всех наших построенных и недостроенных авианесущих кораблей разрабатывались одним головным предприятием - Невским ПКБ с привлечением обширной контрагентуры.
Невское ПКБ совместно с ПО «Севмаш» выполняет большой объем работ по превращению тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец для ВМС Индии, что позволяет также частично восстановить прежние контрагентские связи, необходимые для реализации данного проекта. Остались дееспособными также и большинство ведущих институтов бывшего Минсудпрома - участников разработки проектов наших авианесущих кораблей, что создает предпосылки для успешного проектирования нового авианосца для ВМФ России.
Сегодня в нашей стране для строительства авианосца водоизмещением не менее 50000-55000 т потенциально могут рассматриваться Балтийский завод в Санкт-Петербурге и ПО «Севмаш» в Северодвинске после проведения ряда реконструктивных мероприятий. На северном театре имеется возможность проведения послепостроечного докования корабля. Окончательно место постройки авианосцев в России должно быть выбрано по результатам технико-экономического обоснования, выполняемого в составе военно-экономического обоснования авианосного соединения Военно-Морского Флота России первой четверти XXI века.
Проектирование и строительство в нынешних условиях нового авианосца после допущенного 20-летнего перерыва представляет собой чрезвычайно сложную задачу, к решению которой нужно серьезно подготовиться, не ожидая 2010 г., для чего необходимо провести комплекс мероприятий, обеспеченных финансированием. Это зависит лишь от политического решения руководства страны, направленного на возрождение нашего флота.
Длительный перерыв в проектировании, строительстве и эксплуатации авианесущих кораблей приведет к снижению обороноспособности страны и потере кадров, имеющих опыт создания и эксплуатации таких кораблей и корабельной авиации, разработчиков и поставщиков специфических образцов вооружения и технических средств. При задержке принятия решения о возобновлении строительства авианосцев после такого перерыва придется затратить значительно больше средств и времени для создания вновь всей указанной сложной системы с неизбежными недостатками и ошибками, сопровождающими отсутствие постоянного наращиваемого опыта.
Наличие Военно-Морского Флота в составе Вооруженных Сил России - объективная и исторически подтвержденная необходимость, одно из непременных условий ее безопасности, защиты национальных интересов, экономического и культурного развития. Флот - один из важнейших атрибутов государственности. Сегодня он как никогда нуждается в поддержке и конкретной помощи со стороны государства. Его внутренние резервы исчерпаны, без государственной помощи и поддержки он обречен на гибель.
Судьба Военно-Морского Флота России зависит от политического решения руководства страны».
 
 
След. »


поиск


подписка

ОК






самосвалы Челябинск


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.