на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




«Курск» нас многому научил
Автор: Интервью взял Капитан 1 ранга в отставке Б.ОРЛОВ.   
Пять лет назад в Баренцевом море погибла атомная подводная лодка «Курск» вместе с экипажем. Это трагическое событие потрясло не только Россию, но и весь мир. Выдвигались различные версии гибели подводного корабля. Причем некоторые журналисты писали даже об участии инопланетян. Но вот «Курск» подняли со дна моря. Провели тщательное расследование катастрофы. Появилась официальная версия. Казалось бы, страсти должны были улечься. Однако этого не произошло. К примеру, недавно по канадскому телевидению показали многосерийный документальный фильм о катастрофах подводных лодок. В двух сериях, посвященных «Курску», иностранные журналисты приходят к выводу, что российскую подводную лодку потопили американцы. Эта версия выдвигалась и раньше. Особенно ее придерживались падкие на сенсации журналисты. Перед очередной трагической годовщиной я встретился с председателем Клуба моряков-подводников капитаном 1 ранга запаса Игорем Курдиным и задал ему ряд вопросов.

Image

 - Игорь Кириллович, какова была ваша первоначальная версия гибели «Курска»?
- В первые дни после трагедии в Клубе моряков-подводников собрались флотские офицеры, бывшие командиры кораблей и соединений, представители конструкторских бюро. Присутствовал при этом и генеральный конструктор торпеды, которой производилась стрельба. Мы тщательно проанализировали ситуацию. Появилась версия, согласно которой самопроизвольно взорвалась торпеда в носовом отсеке, затем по цепной реакции взорвался весь боезапас. Это в результате привело к гибели «Курска» и его экипажа.
После подъема подводной лодки со дна и тщательного прокурорского расследования в 2002 году появилась официальная версия. Она полностью совпала с нашей, выдвинутой сразу после гибели подводной лодки.
- А как Вы относитесь к мнению тех, кто возлагает вину за гибель российского корабля на иностранные подводные лодки?
- За эти пять лет мы встречались и с американскими адмиралами, и с командирами подводных лодок, и с военно-морскими атташе и выяснили, что действительно в районе учений присутствовали три атомные подводные лодки: две Соединенных Штатов - «Мемфис» и «Толедо» - и английская подлодка. В свое время мы написали письмо президенту США и премьер-министру Великобритании от имени родственников погибших моряков с вопросом, причастны ли их подлодки к событиям в Баренцевом море, и получили ответ, что их субмарины не имеют никакого отношения к гибели «Курска». Кто-то может сказать, что они врут, но я думаю, что это не так. Есть объективные данные анализа всей ситуации (поверьте, они обсуждались многократно, и не на уровне кухонных застолий, а с профессионалами), и я уверен, что английская и американские лодки не имеют к гибели «Курска» никакого отношения. Английская подлодка находилась в Норвежском море, а американские - одна выходила из Баренцева моря, другая шла ей на смену. Это повседневная практика. Во времена «холодной войны» две-три американские подлодки находились в районе Баренцева моря в международных водах и вели слежение за нашими лодками с целью выявления фактора развертывания их в районе Атлантики. Мы знали об этом и всегда учитывали это. И наши лодки тоже  находились недалеко от берегов Америки с той же самой целью. Но сейчас мы такую практику не проводим. Мы не можем держать группировку подводных лодок у берегов США. И не потому, что мы такие миротворцы, а потому, что нет у нас этих лодок. Американцы, зная о проведении учений, поставили своим подлодкам задачу вести наблюдение, слежение, оценивать обстановку, выявить тактику действия наших сил - и подводных, и надводных. С точки зрения тактики, не было никакой необходимости одной подводной лодке, которая отслеживает весь район, садиться на хвост «Курску», выполнявшему штатную задачу, ничем не отличающуюся от задач других кораблей. «Курск» был одним из многих, участвовавших в учениях.
Теперь с точки зрения безопасности. Американцы на такую малую глубину, а там было всего 108 метров, никогда не пойдут. Под килем должен быть определенный запас глубины, и лодка такого класса никогда не пойдет на мелководье. И последнее. Американские противолодочные торпеды МК-48 наводятся на максимальный шум, который издает лодка, двигаясь под водой, то есть на винты. Ученые, которые проанализировали характер повреждений на «Курске», заявили, что был взрыв торпеды, но внутри.
Я считаю, что американцы не причастны к гибели «Курска» и не потому, что они такие хорошие, а потому что это показывает объективный анализ ситуации.
- Игорь Кириллович, до сих пор идут споры о том, сколько времени были живы подводники, оказавшиеся в кормовом отсеке...
- Анализ повреждений корабля и других факторов свидетельствует - не более восьми часов. Те же, кто утверждают обратное и говорят, что более восьми часов, строят свои версии, как правило, на домыслах и сплетнях, не имеющих ничего общего с реальными событиями…
- За консультациями в Клуб моряков-подводников часто обращаются представители не только отечественных общественных организаций и средств массовой информации, но и зарубежных. Всегда ли Вы излагаете свою точку зрения на то или иное событие?
- Только в том случае, если хорошо знаю суть проблемы. Если же у меня возникают какие-либо сомнения, я даю обратившимся телефоны и адреса специалистов-профессионалов. Люди должны получать только достоверную информацию. Клуб моряков-подводников - это не общество сказочников. Мы дорожим своей репутацией.
- Не кажется ли Вам, что катастрофа «Курска» заслонила катастрофы других отечественных подводных лодок?
- Пять лет назад, узнав о трагедии, мы начали сбор средств для семей погибших членов экипажа. Это естественный человеческий порыв. Мы собрали и передали им около трех миллионов рублей.
Ваш вопрос, конечно же, правомерен. Задают его многие подводники. И не только подводники.
После гибели «Курска» к нам в клуб приехала вдова старпома подводной лодки К-129 Ирина Журавина и спросила меня: «Почему им все, а нам ничего?» И, честно скажу, я не мог ответить на ее вопрос.
- Прошло пять лет со дня гибели подводной лодки. Сделало ли главное командование и правительство необходимые выводы?
- «Курск» нас многому научил. В первую очередь, реально оценивать обстановку и давать с самого начала взвешенную объективную информацию. Недавний подъем батискафа «Приз» и спасение его экипажа - подтверждение тому.
Помощь, предложенная экипажу иностранными государствами, была принята сразу. И это сыграло положительную роль. Главное - были спасены люди. А ведь, как известно, самое ценное, что есть в мире - это человеческая жизнь.
Ситуацию постоянно комментировал командующий Тихоокеанским флотом. По его лицу было видно, как он переживает за случившееся. Министр обороны вылетел на Дальний Восток к завершению операции по спасению батискафа «Приз».
Бесспорно, были сделаны серьезные выводы после гибели «Курска». И этого, я думаю, оспаривать никто не станет.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.