Рано утром у причала на Английской набережной стоял, готовый к походу, большой катер Ленинградской военно-морской базы под символическим названием «Победа». Провожать катер пришли представители «Фонда поддержки ветеранов флота» и сети магазинов «Квартал», которые пожелали счастливого плавания и вручили каждому ветерану подарки. Впереди был многочасовой поход к острову Мощный с заходом в Кронштадт.
Так начинался мемориальный поход участников минной войны, ветеранов соединений Охраны водных районов и бригад траления Балтийского флота для отдания воинских почестей погибшим боевым товарищам. В составе группы ветеранов были председатель Объединенного Совета ветеранов Военно-Морского Флота нашего города контр-адмирал Б.В. Смирнов, начальник штаба Совета ветеранов соединений Охраны водных районов и бригад траления С.К. Васильев, члены Совета ветеранов минной войны и другие. Пасмурная погода, временами дождь и свежий ветер не испортили настроения ветеранам. В кают-компании шел оживленный разговор. Многие не часто встречались на берегу, а здесь сама обстановка располагала к дружеской беседе и воспоминаниям юности, прошедшей под звуки взрывов морских мин. Незаметно пролетело время, и вот уже катер подходит к причальной стенке гавани в Кронштадте, где нас ожидают воспитанники Морского кадетского корпуса. Короткое знакомство, и кадеты со своим воспитателем А.А. Тимофеевым перешли на борт катера. Плавно отойдя от стенки и набирая скорость, катер вышел на просторы Финского залива. За кормой тают очертания острова Котлин, а в кают-компании продолжается знакомство кадетов с ветеранами, переходящее в рассказы о боевой юности и минной войне, которая длилась долгие одиннадцать лет, а отдельные экземпляры мин попадались вплоть до 1972 г. Вот что рассказал заместитель председателя Совета ветеранов Н.Н. Колесник кадетам: - Финский залив стал ареной ожесточенной минной войны еще за несколько дней до начала боевых действий на сухопутном фронте. С 18 июня 1941 г. морские дозоры КБФ неоднократно замечали подозрительные группы иностранных судов на морских коммуникациях, ведущих от наших военно-морских баз. Как стало вскоре известно, это были замаскированные под торговые суда германские минные заградители, которые осуществляли скрытую постановку неконтактных мин. Уже 22 июня на одной из таких мин подорвался пароход «Рухну», а еще через два дня - крейсер «Максим Горький» и эсминец «Гневный». Взрывом мин боевым кораблям оторвало носовую часть, причем эсминец затонул. Затем на минах стали подрываться другие корабли и суда, в том числе тральщики. Было замечено, что суда с деревянным корпусом реже подрываются на минах. Вскоре удалось разоружить новую секретную немецкую мину и выяснилось, что она реагирует на стальной корпус корабля. Для борьбы с этими минами стали применять деревянные баржи, загруженные металлоломом, а впоследствии на баржи стали устанавливать электрогенераторы и специальную обмотку для создания мощного магнитного поля. Только освоили новый способ траления, как на минах стали подрываться суда с деревянными корпусами. Оказывается, немцы пошли на новую хитрость: создали акустические мины, реагирующие на шум винтов. Затем у врагов появились комбинированные магнитно-акустические мины, а в самом конце войны - и гидродинамические мины, реагирующие на малейшее изменение давления воды, вытесняемой корпусом движущегося корабля. А ведь помимо этих были еще и «обычные», якорные с сюрпризами, которые представляли для тральщиков большую опасность. Только до 1945 г. при разминировании подорвался 41 тральщик, а в послевоенный период, до 1957 г., - еще 29, из них 17 погибли вместе с экипажами. О своем опыте минной войны С.И. Кошубляк, М.П. Костылев и другие рассказали: основные свойства морских мин - их постоянная и длительная боевая готовность. Особо опасными были неконтактные мины, реагирующие на магнитные и акустические поля корабля, которые оснащались приборами кратности. Корабли могут проходить по нескольку раз над ней, и только на 15 раз мина сработает. Поэтому, особенно в первые годы после войны, приходилось тралить одни и те же места по нескольку раз. Большую опасность представляли и всплывшие мины, которые сорвались с якорей. Течением и ветром их заносило на протраленные фарватеры и ночью, в темное время суток, было трудно заметить. В 1954-1972 гг. было уничтожено 168 плавающих мин и еще 95 мин уничтожено на берегу. Бывший флагманский минер Кронштадтской военно-морской базы С.К. Васильев рассказал несколько эпизодов своих боевых будней. У стенки Морского завода, где стояли 12 кораблей резерва, была обнаружена мина, которая, плавно покачиваясь на волнах, застряла между деревянными сваями причала. Обследовав «находку», определил: это отечественная мина образца 1926 г., с ударно-механическим взрывателем, имеет заряд тротила весом 200 кг., разоружить ее на месте невозможно. Был вызван катер ОВР. Затем на маленькой шлюпке с одним матросом-добровольцем на веслах подошли к мине, зацепили ее тросом и осторожно подвели к катеру, который отвел ее на Восточный рейд. Там произвели подрыв. Другой случай. В морском канале проводили дноуглубительные работы. Земснаряд поднял ковшом донную мину. Работы прекратили. Движение по каналу закрыли. Людей вывели. Осмотрев мину, Васильев обнаружил, что лежит она очень удачно - запальным патроном вверх. Осторожно вывернув патрон, мину перегрузили на плотик, вывели в залив и там подорвали. Всего во время дноуглубительных работ было уничтожено 26 мин. И еще один эпизод. Во время большого отлива на отмели форта Шанц, вблизи казарм караульного помещения, был обнаружен предмет, напоминающий буй. Солдаты быстро приспособились, стоя на нем, стирать портянки… Предмет оказался сорванной с якоря морской миной с зарядом тротила весом 300 кг. Обезвредить мину было невозможно. Всю команду солдат отвели в глубь острова, окна в казарме открыли, а мину подорвали на месте. Вот вам и портянки! Так закончил рассказ С.К. Васильев. За годы войны в водах Финского залива воюющие стороны выставили более 70000 мин. Летом 1944 г. Финляндия вышла из войны и по договоренности с Советским Союзом своими силами протралила шхерный фарватер в своих территориальных водах, что обеспечило выход в Ботнический залив и далее в Балтийское море наших подводных лодок и легких надводных сил - катеров и тральщиков под проводкой финских лоцманов. Ушел еще целый год после окончания войны, чтобы протралить узкий фарватер для прохода кораблей и судов из Ленинграда в Балтийское море. Только 5 июня 1946 г. поступило известие Гидрографического отдела КБФ мореплавателям об открытии Большого корабельного фарватера для плавания судов от Кронштадта до выхода в открытое море. Это заслуга советских морских тральщиков. Команды катеров-тральщиков состояли, в основном, из моряков, списанных с боевых кораблей по ранению, и мальчишек-подростков, принятых в морскую семью в блокадном Ленинграде. Еще подростками, едва переступив порог детства, в свои неполные 15-17 лет они уже вступили на палубу катеров и с риском для жизни, начиная с 1944 г., вплоть до 1957 г., участвовали в боевом тралении в Финском заливе. Честь им и слава, и вечная память погибшим. Многие участники минной войны, рассказывает В.Ф. Галкин, были награждены боевыми орденами и медалями, а четыре моряка-балтийца, участники боевых тралений, удостоены высших наград Родины. Звания Героя Советского Союза с вручением Золотой Медали и ордена Ленина были присвоены командиру дивизиона тральщиков капитану 3 ранга С.Е. Пахольчуку, командиру дивизиона тральщиков капитан-лейтенанту Г.Я. Оводовскому, командиру катерного тральщика гвардии-мичману И.Я. Ларину, командиру катерного тральщика, старшине 1 статьи Г.М. Давиденко. В открытом море, в соответствии с требованиями Корабельного устава об отдании почестей, с борта катера «Победа» были спущены на воду два венка в память о моряках Балтики и экипажах минных тральщиков, погибших во время боевых действий в 1941-1957 гг. Ветераны и кадеты, сняв головные уборы, молча стояли вдоль борта и на корме, а команда катера приспустила Военно-морской флаг. При расставании в Кронштадте с кадетами ветераны напомнили им слова Петра Великого: «Оборону флота и сего места держать до последней возможности, как наиглавнейшее дело!». Возрождение флота во многом зависит от самих флотских людей, от сегодняшнего поколения, от вас, кадеты. Военная профессия, профессия моряка, требует знаний, умения, сноровки и опыта. Все это дается постепенно, упорным трудом, шаг за шагом. Сейчас вы учитесь, и у вас постепенно накопится опыт. Перенимайте опыт ветеранов. Чем больше будете знать и уметь, тем легче будет служить флоту и Родине. Мемориальный поход участников минной войны, ветеранов соединений Охраны водных районов и бригад траления дважды Краснознаменного Балтийского флота для отдания воинских почестей погибшим боевым товарищам состоялся благодаря финансовой и моральной поддержке Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга (председатель А.Н. Ржаненков) и некоммерческой организации «Фонд поддержки ветеранов флота» (генеральный директор Б.Е. Богданов). Катер предоставило командование Ленинградской военно-морской базы. |