Среди коллективов, внёсших серьёзный вклад в копилку славных дел нашего Военно-Морского Флота, не последнее место занимает часть охраны водного района (ОВР) Кронштадтского гарнизона. Она была создана 15 июля 1941 года, и всю войну её люди и корабли героически решали возложенные на них задачи. Свидетельством этого является уже одно то, что семь представителей части были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Это - контр-адмирал Федор Пахальчук, капитан 1 ранга Георгий Оводовский, капитан 3 ранга Владимир Гуманенко, младший лейтенант Павел Чалов, мичманы Иван Ларин и Георгий Довиденко, старшина 2 статьи Николай Жуков…
Свидетелем того, как моряки-овровцы выполняли задание командования, является Исторический журнал, который ведется с момента создания части. Вот несколько выдержек из него. «6 мая 1943 г. Производилась операция по обеспечению войсковых перевозок из Ленинграда в Ораниенбаум. Все объекты благополучно, без потерь, прибыли в Ораниенбаум!» «18 мая 1943 г. Катера обеспечивали проводки ПЛ «С-9» из Ленинграда в Кронштадт. Противник вел арт. огонь по лодке на всем периоде, катера МО-109, 111, 113, 411 прикрывали ПЛ «С-9» дымзавесами… Жертв и повреждений от арт. обстрела противника не было. ПЛ «С-9» без повреждений прибыла в Кронштадт». «В ночь на 28 мая 1943 г. катера обеспечивали проводку ПЛ «Щ-318» и ПЛ «Щ-407» из Ленинграда в Кронштадт. Противник несколько раз открывал арт. огонь, пытался помешать движению лодок. Обеспечивающие катера (МО, ЗК, КМ) и самолет ставили дымзавесы. Попаданий снарядов и фугасов не было. Обе лодки прибыли в Кронштадт». «28 мая 1943 г. Катера несли дозор и производили траление. В ночь на 29.05.43 г. происходила операция по обеспечению перехода СКР «Туча» из Ленинграда в Кронштадт. СКР «Туча» шёл корабельным фарватером. Противник дважды открывал по кораблю арт. огонь, но безрезультатно, СКР «Туча» был плотно прикрыт дымзавесами с катеров МО, ЗК, МКМ и КМ и благополучно прибыл в Кронштадт». «10 июля 1943 г… Осуществлялась операция по проводке КЛ «Амгунь» из Ленинграда в Кронштадт. КЛ шла Корабельным фарватером с последующим выходом на Северный фарватер. Противник неоднократно открывал арт. огонь по КЛ, но наши катера все время прикрывали ее дымзавесами.
КЛ благополучно прибыла в Кронштадт без жертв и повреждений». Помимо всего прочего, личный состав ОВР постоянно занимался выполнением одной из своих главных задач - тралением. В результате этих операций с 1941 по 1945 годы было вытралено более 3000 мин. Были во время войны жаркие схватки с врагом, во время которых моряки-овровцы, как правило, оказывались на высоте. В результате этих боев потоплено более 30 кораблей противника, нанесены серьёзные повреждения 40 его кораблям, сбито более 20 самолетов, подавлено несколько береговых батарей, уничтожены 1000 вражеских солдат и офицеров. Война для моряков части не закончилась и после нашей Победы. Ведь в заливе оставалось еще очень много мин, и они не позволяли в полной мере осуществлять судоходство. Минная блокада Ленинграда была прорвана только в июне 1946 года, когда моряки части прорубили в минных полях Большого корабельного фарватера безопасный для плавания путь от Кронштадта в Южную Балтику. До 1971 года продолжалась активная борьба и с минами, и с другими взрывоопасными предметами в акватории Финского залива. Да, по сути, опасность столкновения с ними существует и сейчас. Совсем недавно, например, у пирса в Зеленогорске была обнаружена немецкая мина времен прошлой войны. Операцией по ее уничтожению руководил сам командир части капитан 1 ранга Игорь Агапов. Овровцы постоянно помнят о существующей опасности и, не жалея усилий, шлифуют свое ратное мастерство. Их практические навыки помогают им успешно решать ежедневно стоящие перед ними задачи: поддерживать оперативный режим в зоне ответственности, обеспечивать практику курсантов ВМУЗ, нести боевое дежурство, участвовать в испытаниях новых образцов техники и оружия.
|