Нынешние реалии нашего Военно-Морского Флота заставляют особое внимание уделить тренажерной подготовке личного состава командных пунктов флотов и соединений кораблей, слушателей академии, Высших офицерских классов ВМФ и тренажерному обучению курсантов военно-морских командных и инженерных институтов. Восстановление боеспособности и боеготовности флота зависит в том числе и от внедрения в практику тренажерного обучения и тренажерной подготовки. В связи с этим стоит вспомнить уже наработанный опыт тренажерного обучения курсантов училища им. М.В. Фрунзе (ныне - Санкт-Петербургский военно-морской институт) в 1974-1982 годах нагрупповом радиолокационном тренажере (ГРЛТ).
Этот тренажер обеспечивал одновременное обучение 24-28 курсантов, т.е. всего учебного класса, в составе расчетов 4 ГКП кораблей. В реальном масштабе времени решались задачи маневрирования и управления кораблем для безопасного расхождения с другими кораблями и судами по данным корабельной радиолокации - как раз те задачи, отработка которых каждым курсантом во время учебной практики и стажировки не представлялась возможной. Тренажер позволял также «управлять» кораблем при совместном плавании, решать задачи прибрежной навигации по данным РЛС, выполнять задачи поиска подводных лодок «противника», задачи траления и проводки корабля за тралами, а также уклоняться от атак противника. На каждом индикаторе кругового обзора РЛС тренажера мог быть установлен любой из восьми масштабов освещения обстановки - с радиусом ее отображения от 64 до 0,5 мили. На трех ГКП в их ИКО был реализован режим относительного движения, а на четвертом - режим истинного движения. Генератор береговой черты тренажера обеспечивал отображение береговой черты, в любом из упомянутых масштабов, для 16 районов Мирового океана. Можно было также вводить параметры рыскания корабля, его маневренные элементы-параметры инерции и циркуляции. Для своего времени этот тренажер был весьма неплохим. Однако первое время, до 1976/77 учебного года, ГРЛТ использовался лишь эпизодически, на 2-часовых занятиях и упражнениях в рамках действующих программ обучения по кафедре тактики кораблей ВМФ, в состав которой была включена лаборатория тренажера. Это было связано с тем, что для организации оптимального, на наш взгляд, непрерывного понедельного тренажерного обучения курсантов следовало сократить время на учебную практику 4 курса и стажировку курсантов 5 курса на неделю в 8-м и неделю в 9-м семестрах. На такое сокращение практики и стажировки командование училища тогда не решилось. Поэтому тренажер использовали в эти годы по классам, по 2-4 часа на класс в семестр, и на тактико-специальных учениях курсантов выпускных курсов, опять-таки не более 2-4 часов на класс. Разумеется, эффективность такого обучения была невелика: курсанты не приобретали устойчивых умений и навыков, которые можно было получить при понедельной работе на тренажере на 4 и 5 курсах и постоянном, что немаловажно, составе обучающих. Крайне мал был и коэффициент полезного использования тренажера: отношение времени обучения на нем к общему учебному времени в 8 и 9 семестрах не превышало 0,05-0,10. Поэтому с 1976/77 учебного года по инициативе нового начальника училища вице-адмирала В. Платонова и его заместителя капитана 1 ранга Л. Кудина начался новый этап тренажерного обучения курсантов. С одобрения Главнокомандующего ВМФ СССР было организовано непрерывное в течение года использование тренажера - с понедельным в 8-м и 9-м семестрах, по скользящему графику, поклассным обучением курсантов на ГРЛТ - за счет разрешенного ГК ВМФ сокращения сроков учебной практики и стажировки.
Для реализации такого варианта тренажерной подготовки была образована отдельная общеучилищная дисциплина «Тренажерное обучение курсантов маневрированию и управлению кораблем» - сокращенно ОД ТОКМУ. Для нее был выделен постоянный обучающий состав из преподавателей кафедр кораблевождения, морской практики и тактики кораблей. В распоряжение ОД ТОКМУ была передана лаборатория ГРЛТ со всем ее персоналом. Общее руководство новой структурой было возложено на заместителя начальника училища по учебной и научной работе, что обеспечило достаточно высокий статус ОД ТОКМУ и, главное, исключило, на мой взгляд, ведомственный подход к формированию программ тренажерного обучения, и к его проведению - тот подход, который вполне объясним при включении лаборатории ГРЛТ в состав одной из кафедр училища. Начальником училища был утвержден упомянутый скользящий график поклассного тренажерного обучения курсантов командных специальностей и утверждены программы обучения, разработанные постоянным обучающим составом ОД ТОКМУ. Был узаконен и 100-процентный охват курсантов обучением по программе ТОКМУ - за счет исключения в течение недели тренажерного обучения всех других видов занятий и обеспечения самоподготовки в эту неделю только в интересах ТОКМУ. Кроме того, все курсанты класса были освобождены в это время от службы нарядов. Основное время обучения было выделено на отработку умений и навыков курсантов по выполнению своих обязанностей в составе расчета ГКП корабля в ходе маневрирования по данным РЛС, что в полной мере отвечало предназначению ГРЛТ. Определенное время, порядка 15-20%, отводилось на решение задач прибрежной навигации, совместного плавания, поиска подводных лодок, траления, проводки кораблей за тралами, а для штурманов-подводников - и определению параметров движения целей по пеленгам. Программы ТОКМУ были согласованы с программами других кафедр училища и базировались, таким образом, на знаниях курсантами основ решения задач тренажерного обучения и на начальных умениях решать эти задачи.
В соответствии с действующими на флоте нормативами была разработана система оценки действий всех номеров расчета ГКП корабля, особенно действий командира корабля, штурмана и вахтенного офицера, а также отработана система докладов и команд. В программно-методических материалах ТОКМУ были предусмотрены и меры морально-психологической подготовки курсантов к решению ответственных задач в реальном масштабе времени, а также способы отработки командно-методических навыков. С этой целью уже к концу первого семестра работы ОД ТОКМУ на курсанта, выполнявшего на упражнении роль командира корабля (смена номеров расчета ГКП корабля производилась по скользящему графику), стали возлагать задачу оценки, при разборе итогов упражнения, действий подчиненных ему номеров расчета. Окончательную же оценку действиям «командира» корабля, в том числе и его умению объективно оценивать работу «подчиненных», давал, разумеется, руководитель тренажерного обучения (их на класс было два), а курсант имел возможность сравнить свои оценки с оценками старшего товарища. При этом, как показал опыт, курсантские оценки приходилось корректировать не так уж часто, что свидетельствовало не только о высоком чувстве ответственности курсантов за качество решаемых ими на тренажере задач, но и об их интересе к процессу тренажерного обучения. По завершении недели тренажерного обучения его итоги подводились руководителем ОД ТОКМУ в присутствии, как правило, не только командира курсантской роты, но и начальника факультета или его заместителя. Не раз в подведении итогов участвовали В.В. Платонов или Л.В. Кудин. Разумеется, все это способствовало улучшению качества ТОКМУ и в том числе - повышению качества работы обучающего состава и персонала лаборатории ГРЛТ. Коэффициент полезного использования тренажера превысил 70%. Уже к концу второго года работы постоянный обучающий состав ОД ТОКМУ - офицеры Ю.Ф. Мозолев, С.И. Глухов и автор этих строк - разработал «Частную методику тренажерного обучения курсантов маневрированию и управлению кораблем». В ней были изложены цели, задачи и особенности ТОКМУ, программы обучения на ГРЛТ курсантов штурманской, противолодочной и минно-тральной специальностей, планы вводных занятий, всех упражнений - с освещением способов их проведения, заданий на самостоятельную подготовку к очередному дню обучения, а также таблицы оценки действий номеров расчета ГКП корабля при маневрировании для расхождения с другими кораблями и судами, а также при определении параметров движения целей. Эта таблица была известна всем обучаемым. Частная методика ТОКМУ оставалась основой тренажерного обучения в течение ряда лет, по меньшей мере - до 1982 г. Обучение маневрированию и управлению кораблем в реальном масштабе времени позволило существенно улучшить тактическую, морскую и морально-психологическую подготовку курсантов. У них активно формировались умения, навыки и развивались способности к выполнению обязанностей вахтенного офицера и штурмана, развивались командирские качества. Обучение курсантов по программе ТОКМУ позволило приблизить характер учебного процесса в училище к характеру будущей корабельной службы выпускников, сократить сроки их становления на флоте в качестве вахтенных офицеров, штурманов и командиров малых кораблей (катеров). Это обучение дало такую практическую подготовку по маневрированию и управлению кораблем, какую иным путем и в столь короткий срок вряд ли можно получить. Об эффективности ТОКМУ говорили и многочисленные отзывы командиров кораблей о наших выпускниках. Однако после образования к 1981/82 учебному году новой кафедры «Боевая подготовка и управление кораблем» (БП и УК), смены руководства училища и обучающего состава на этой новой, как бы уже рядовой, кафедре стал проявляться упомянутый выше ведомственный подход. Этот подход сказался в оснащении ГКП всех 4 кораблей тренажера сигнальными мачтами, флагами, сигнальными шарами и в переносе затем акцента тренажерного обучения на подготовку курсантов к действиям вахтенного офицера надводного корабля в условиях хорошей видимости, т.е. к тому обучению, которое достаточно полно проводилось на учебных катерах.
Но самым сильным ударом по сложившейся к тому времени практике ТОКМУ оказался переход от непрерывной понедельной работы каждого курсанта 4 и 5 курсов на ГРЛТ по программе ТОКМУ к эпизодическим занятиям и упражнениям на ГРЛТ, т.е. возврат к неэффективной практике 1974-1976 годов. История умалчивает, из-за ряда реорганизаций всистеме руководства военно-морским образованием, было ли получено разрешение Главкома ВМФ на такое «преобразование» тренажерного обучения. Однако факт остается фактом: проверенная и одобренная во всех инстанциях, в том числе командирами кораблей, практика обучения курсантов маневрированию и управлению кораблем в реальном масштабе времени по данным радиолокации была предана забвению. В современных условиях сокращения навигационной практики на учебных кораблях полагаем необходимым возродить непрерывное тренажерное обучение курсантов по навигации, маневрированию и управлению кораблем, назовем его сокращенно ТОНМУ, для курсантов ВМИ командного профиля и непрерывное, на каждом навигационном тренажере, обучение курсантов военно-морских инженерных институтов. Тренажеры для такого, в принципе начального, обучения не следует усложнять, нообеспечить в них реализацию электронных карт, программ многостороннего маневрирования, возможности ввода и учета всего диапазона параметров своих и зарубежных кораблей и судов - необходимо. Может быть, стоит реализовать и наглядное отображение ракурсов встречных и догоняемых кораблей и судов. Думается, что не вредна была бы при разработке и при формировании общего заказа кооперация ВМФ с ММФ, ведомствами рыболовного флота и другими ведомствами, имеющими суда и корабли. Разумеется, требования к тренажерам по обучению навигации, маневрированию и управлению кораблями и к разработчикам этих тренажеров, их пользователям и обучающему составу знать следует. Но при этом надо, на наш взгляд, исходить из требований обеспечения боеготовности кораблей и ВМФ в целом, а не из корпоративных коммерческих стандартов монополистов тренажеростроения. Предварительный анализ возможных ситуаций с ТОНМУ показал, что в каждом ВМИ командного профиля целесообразно иметь 4 тренажера: два - для индивидуального решения каждым курсантом, в составе класса, задач навигации, один тренажер по решениюзадач маневрирования и управления кораблем, в составе расчетов 4-х ГКП кораблей, и четвертый - для обеспечения курсового и дипломного проектирования (он же - резервный), создав в данном ВМИ отдельную общеучилищную кафедру ТОНМУ с наличием на каждом тренажере минимум 4-х руководителей ТОНМУ. В военно-инженерных институтах достаточно, по моему мнению, иметь по одному-два тренажера ТОН, не считая других, специализированных, применительно к профилю подготовки курсантов, тренажеров - с обеспечением также практически непрерывного их использования в учебном процессе. А кооперация с другими министерствами и ведомствами позволит обеспечить тот солидный заказ для промышленности, какой будет ей и выгоден. При этом разработку ОТЗ и сопровождение создания тренажеров, на всех этапах этой работы, не стоит, по нашему убеждению, всецело передоверять самим фирмам ВПК, которые не только утверждали, что «им лучше известно, что нужно флоту», но и не раз пытались реализовать это утверждение.
|