- Издательский центр «Марка» выпускает конверт и почтовые марки, посвященные 100-летнему юбилею подводных сил. На них будут изображены атомные ПЛ второго и третьего поколения. Спецпогашение проводится в Североморске и в Санкт-Петербурге
- В 1970 г. выпускалась почтовая марка, посвященная первой атомной советской ПЛ К-3 «Ленинский комсомол». Лодка строилась по проекту главного конструктора В.Н. Перегудова, первым ее командиром был Л.Г. Осипенко. Оба они удостоились высшей награды Золотой Звезды Героя (в 1959 г.). За первый поход К-3 к Северному полюсу в 1962 году второй командир лодки Л.М. Жильцов, старший в походе А.Н. Петелин и инженер-механик Р.А. Тимофеев тоже стали Героями. А весь экипаж награжден ордена ми и медалями. АПЛ более 30 лет находилась в составе СФ, в 1991 г. выведена в отстой на утилизацию.
По ходатайству общественности подводных сил «Комсомолец» определен для переоборудования и установки в Петербурге в качестве музея. Большая подготовительная работа в этом направлении проведена заинтересованными организациями, в т.ч. ветеранскими. Дело осталось за малым - найти средства для перевода лодки с СФ в морскую столицу и установки на определенное городом место. К сожалению, пока ни спонсоры, ни власти в этом направлении положительных шагов не сделали. А время идет, юбилеи проходят, уходят и те, кто был у истоков создания и освоения атомного подводного первенца.
- В 1973 г. выпускалась почтовая марка, посвященная другому «первенцу» ПЛ - Д-3 «Красногвардеец». Это одна из лодок первой советской серии типа «Д», заложенных весной 1927 г. на ленинградском Балтийском заводе (Д-1, Д-2, Д-3), еще три подобных лодки строились в г. Николаеве. Они ознаменовали начало советского подводного кораблестроения. Лодки создавались конструкторами под руководством Б.М. Малинина, он же был заведующим постройкой лодок на Балтийском заводе.
Д-3 осенью 1931 г. вошла в состав Балтфлота, а в 1933 г. переведена вместе с Д-1 и Д-2 на Северную военную флотилию, где подводники осваивали суровый северный театр, совершали арктические походы. Во время войны лодка под командованием Ф.В. Константинова и М.А. Бибеева потопила 8 вражеских судов и 2 повредила. Одна из первых в истории ВМФ Д-3 стала Краснознаменным и Гвардейским кораблем.
- В 2005 г. выпускались почтовый конверт и четыре марки с изображением подлодок довоенной постройки типа «М» (малютки) серии 6-бис, «С» (средняя) серии 9-бис, «Щ» (щука) Х-бис серии, «К» (крейсерская) 14 серии. Первый день спецпогашения состоялся в Санкт-Петербурге 3 марта 2005 г.
Лодки типа «М» Х-бис серии (20 ед. 1934-1936 гг.) строились по проекту группы инженеров-конструкторов во главе с Б.М. Малининым и А.Н. Асафовым для мелководной Балтики, а также из расчета возможности железнодорожной перевозки их на Дальний Восток для усиления Тихоокеанского флота (водоизмещение надв. - 160 т., длина 37 м, автон. 10 сут., ТА и 1х45-мм орудие, экипаж - 17 чел.). Как и более совершенные «малютки» XII серии (всех около 80 ед.), принимали участие в советско-финляндской и Отечественной войнах и в войне с Японией.
Эти лодки вели разведку, высаживали диверсионные группы, осуществляли навигационно-гидрографическое обеспечение, несли дозорную службу, искали врага и наносили торпедные удары по их судам. На них прошли первую боевую подводную выучку многие будущие адмиралы и прославленные командиры. Всем подводникам хорошо известны «малюточники» Н.И. Морозов, Ю.С. Руссин, Н.И. Виноградов, Е.Г. Юнаков, П.П. Ветчинкин, Г.М. Егоров, А.И. Маринеско и др.
Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов отмечал в своих воспоминаниях: «… Они были созданы явно не для тихоокеанских просторов с тамошними штормами и циклонами. А службу им приходилось нести наравне с другими лодками… Каждому свое время. Не будь «малюток», не появились бы и атомные лодки».
Средние ПЛ «С» 9-бис серии начали строить с осени 1937 г. В их проектировании участвовал коллектив ленинградских конструкторов под руководством С.Г. Туркова.
Вся серия насчитывала до 1948 г. 54 ед. К началу войны вступили в строй 20 ПЛ, 18 были еще в стадии постройки. При надводном водоизмещении
837 т и длине 77,7 м «эски» имели скорости 19,7\8,7 узл., дальность плавания 8200\139 миль, вооружены 6 ТА (4 н и 2 к) х533-мм (12 торпед), 1х100 и
1х45-мм орудия, экипаж - 5 чел.
Их боевая эффективность оказалась самой высокой из всех типов довоенных лодок. Пять были награждены орденом Красного Знамени, гвардейскими стали две лодки, при этом С-56 (командир Герой Советского Союза Щедрин Г.И.) удостоилась стать Краснознаменной и гвардейской. В 1975 г. она установлена на пьедестале «Вечной славы» во Владивостоке (как музей). Кстати, в 60-х гг. выпускалась марка, посвященная С-56.
Командиры некоторых лодок стали Героями: С.П. Лисин, И.Ф. Кучеренко, Б.А. Алексеев, А.И. Маринеско. Героическому экипажу лодки С-13 также была посвящена персональная почтовая марка, выпущенная в 1996 г.
ПЛ типа «Щука» Х-бис серии (9 ед.) вступали в строй ВМФ до конца войны по проекту Б.М. Малинина. Водоизмещение - около 600 т, длина 58 м, скорость 14\8 узл., дальность 4500\100, 6ТА (4 н. и 2 к) х533-мм (10 т-д),
2х45-мм орудия, экипаж 40 чел.
Особо отличилась в войну из таких лодок Щ-406. Ее наградили орденом Красного Знамени, а командира Е.Я. Осипова - Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Крейсерские лодки типа «К» 14-й серии (11 ед.) вошли в состав практически всех трех воюющих флотов в 1940-1941 гг. Проект контр-адмирала М.А. Рудницкого. Водоизмещение
1487\2100 т, длина 97 м, скорость 21\10,3 узл., дальность плавания 1497\176 миль, вооружена 6 НТА и
4 КТАх533-мм (24 т-ды), 2х100 и
2х45-мм орудия, могли принять 20 мин, экипаж 60 чел. Мощные по тому времени океанские лодки превосходили зарубежные по многим показателям. К-52 и К-21 награждены за успешные боевые действия орденами Красного Знамени, соответственно их командиры И.В. Травкин и Н.А. Лунин стали Героями Советского Союза. Гвардейской объявлена К-22.
В.К. КОСЕНКОВ,
ветеран-подводник, член клуба моряков подводников Санкт-Петербурга.