Геостратегическое положение обрекало Россию держать оборону на всех направлениях с учетом большего числа вероятных противников. Каждое ослабление ее в экономической, политической, дипломатической, идеологической области, ошибки в оценке обстановки тут же использовались для навязывания стране невыгодных договоров или военного решения споров.
Начиная с 1908 г. группа банков при всестороннем поощрении правительства попыталась создать частное военное судостроение. После железнодорожного строительства это наиболее крупный проект, в котором банки приняли самое активное участие. В результате в судостроении за несколько лет акционерный капитал вырос в десять раз. Наряду с русскими банками существенную роль в судостроении сыграли Банк Парижского союза, «Креди мобиле», бельгийсий банк «Сожерен», банкирские дома «Тальман и К», «Гинзбург и К». фирма «Шнейдер» и др.», т.е. программа привлекла значительные иностранные инвестиции.
В 1911 г. Морской министр предложил Николаю II закон о Российскаом императорском флоте, по которому требовалось два млрд. руб., в том числе на крупные корабли 1404 млн. руб., на легкие крейсера 354, на эсминцы 262.5, на подводные лодки 90.
Заправилы компаний стремились, как правило, к строительству именно крупных кораблей, постройка которых приносила наибольшую прибыль.
Однако обвинение банков в умышленном затягивании строительства подводных лодок не совсем корректно. Даже начальник главного управления кораблестроения считал, что подводные лодки “лишь засоряют завод, ибо стоимость постройки подводной лодки в десять раз меньше стоимости постройки броненосного крейсера”. По трем военно-морским программам накануне войны предполагалось построить лишь 30 подводных лодок. Казенные заводы в состоянии были построить запланированные лодки.
Крупные надводные корабли оставались основной ударной силой на море. Поэтому проект программы судостроения подводных лодок был рассмотрен лишь в 1915 г. До 1921 г. их количество должно было возрасти до 115, для чего необходимо было построить 85 подводных лодок, в т.ч. 57 за первые два года.
В то же время один из руководителей Учетно-ссудного банка М.С. Плотников выдвинул идею соединить минный завод «Лесснер» и строивший дизеля завод «Нобель» для создания небольшого специализированного завода, строившего подводные лодки. На что потребовалось бы 5-6 миллионов. Банк не входил в пятерку крупнейших, но найти такие деньги он мог.
Завод же «Ноблесснер» был учрежден лишь после получения заказа. В то же время Невский казенный завод мог построить все первоначально требуемые подводные лодки. Но были перекуплены все чертежники из отдела подводного плавания. Ушло 38 самых ценных специалистов. В результате этой интриги заказы на 8 из запланированных 12 подводных лодок первой очереди были переданы «Ноблесснер».
Это сначала несколько затормозило строительство лодок, но специализированный завод «Ноблесснер» впоследствии мог строить лодки и быстрее и дешевле. Строительство подводных лодок для Черноморского флота осуществляло общество «НавальРуссуд», которое патронировал Петербургский Международный банк, тесно связанный с Учетно-ссудным банком.
В феврале 1916 г. заказ на подводные лодки включал: 20 «Ноблесснер», 15 «Наваль-Руссуд», 16 казенный Балтийский завод (при содействии «Ноблесснер») и только 4 Русско-Балтийское общество, которое финансировала группа банков во главе с Русско-Азиатским банком. Таким образом, предприятия, финансируемые группой банков, в которую входил Учетно-ссудный банк, фактически монополизировали частное строительство подводных лодок, что во время войны было оправданным…
Не пора ли нашим банкам вспомнить уроки истории и обратить внимание на подводные силы, а не на покупку яхт, Фаберже или футбольных клубов?
Подполковник запаса
В. КРАСНОЯРОВ,
к.и.н., ст.научный сотрудник
музея «Кронштадтская крепость».