на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




На глубину - с реактором
Автор: Редакция   
В 1947 году в СССР был построен первый атомный реактор. В 1954 году в г. Обнинске начала работать первая в мире атомная электростанция.
А в 1952 г. специальным постановлением правительства были определены порядок и сборки создания первой отечественной атомной подводной лодки.
Image Не обошлось без казусов. Поначалу АПЛ проектировали в Министерстве среднего машиностроения. Получился странный корабль (не имеющий якоря) с огромным (в 3 отсека длиной) торпедным аппаратом, предназначенным для огромной торпеды-монстра с ядерным зарядом, предназначенной для уничтожения ВМБ противника. Главнокомандованию ВМФ с большим трудом удалось забраковать этот «проект». К сожалению, это стало одной из причин снятия со своего поста Главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова.
Тем временем в 1955 году в США был уже спущен на воду и прошел испытания первый в мире атомный подводный корабль «Наутилус». И по этому поводу в США шло шумное ликование, раздражавшее руководство СССР, требовавшее от инженеров и конструкторов ускорить разработку и строительство АПЛ.
Осуществить идею строительства отечественной ПЛ с неограниченной автономностью удалось коллективу СКБ-143 под руководством капитана 1 ранга В. Перегудова. Научное руководство проектом осуществлял академик А. Александров.
В своих воспоминаниях он впоследствии писал:
«Сначала, ввиду полного отсутствия отправных данных, мы договорились с В.Н. Перегудовым о примерных размерах установки, ее мощности и ориентировочном значении веса и положения центра тяжести, хотя ни один из нас не имел понятия, какое оборудование в отсеках будет стоять».
Тем не менее завершенный в начале 1953 года предэскизный проект подтвердил реальную возможность создания в ближайшее время отечественной атомной подводной лодки.
С февраля 1953 года В. Перегудов был назначен начальником СКБ-143, реорганизованного для проектирования первой отечественной атомной подводной лодки. Именно здесь раскрылся его талант главного конструктора, обладавшего огромным опытом проектирования и строительства подводных лодок, хорошими организаторскими способностями, объединившими усилия сотен организаций для решения государственной проблемы. При этом возглавляемый им коллектив встретился с огромными трудностями, преодолеть которые ему помогали его единомышленники, талантливые специалисты - В.П. Фуников, П.Д. Дегтярев, В.П. Горячев, Г.А. Воронич, Б.К. Разлетов, А.В. Угрюмов.
Нет возможности перечислить всех, кто участвовал в создании первого отечественного подводного атомохода. Необходимо отметить выдающиеся заслуги талантливого коллектива Северодвинского завода, где строился этот подводный атомоход, и его директора Е.П. Егорова, главного инженера В.И. Дубовиченко, главного строителя В.И. Вашанцева.
Создание корабля находилось под постоянным контролем руководства страны и флота: председателя СМ СССР Д.Ф. Устинова, его заместителя В.А. Малышева, министра судостроительной промышленности Б.Е. Бутомы и нового главкома ВМФ С.Г. Горшкова.
Закладка опытной атомной подводной лодки проекта 627 (заводской № 254) состоялась 24 сентября 1955 года. Спуск корабля на воду был произведен 9 августа 1957 года. В сентябре того же года начались комплексные швартовные испытания, а 14 сентября был произведен пуск корабельных реакторов.
Первым командиром опытного корабля проекта 627 шифр «Кит», получившего тактический номер К-3, еще в 1956 году был назначен опытный подводник, капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко.
В июле 1958 года К-3 была предъявлена для проведения ходовых испытаний правительственной комиссии под председательством вице-адмирала В.Н. Иванова. 4 июля 1958 года в 10 часов 03 минуты впервые в истории отечественного флота подводная лодка развила ход под атомной энергетической установкой.
Одновременно в СССР велись работы по созданию АПЛ, ядерный реактор которой в качестве теплоносителя использовал жидкий металл. Основным достоинством проекта 645 стало уменьшение габаритов, увеличение мощности и КПД установки. АПЛ пр. 645 под тактическим номером К-27 была включена в состав флота в 1963 г. Но потенциально высокая аварийность и сложность межпоходовой эксплуатации поначалу стали препятствием для дальнейшей постройки лодок этого типа.
Работы по созданию атомных ПЛ как носителей ракетного оружия велись в двух направлениях: ПЛ с крылатыми и ПЛ с баллистическими ракетами. Опыт, накопленный в ходе проектирования дизельных ракетных ПЛ (пр. В611, 629 и первой АПЛ пр. 627), сократил сроки реализации создания первого атомного подводного ракетоносца пр. 658, вооруженного тремя баллистическими ракетами с надводным стартом. Первая лодка проекта, К-19, вступила в строй 12 ноября 1960 г. Позднее одна ПЛ проекта была модернизирована под 6 ракет и получила обозначение пр. 701. Создание ПЛ с крылатыми ракетами велось на заводах в Комсомольске-на-Амуре (пр. 659) и в Северодвинске (пр. 675). ПЛ проекта 659 была вооружена шестью КР П-5, головная К-45 принята в состав флота 28 июня 1961 г., в конце 60-х они была модернизированы в торпедный вариант 659Т. Головная ПЛ пр. 675 (К-166) с 8-ю крылатыми ракетами П16 вошла в состав СФ в 1963 г. Всего АПЛ данного проекта построены серией в 29 единиц, и служили они более 30 лет.
К ПЛ, занявшим промежуточное место между 1-м и 2-м поколением, относится пр. 661. Этот уникальный корабль с корпусом из титана строился 11 лет и во всем, за исключением компановки двух ядерных реакторов по 177 Мвт, корабль 2-го поколения, вооруженный 10-ю КР «Аметист». Опытная эксплуатация ПЛ К-162 началась в 1970 г. На испытаниях она развила скорость 44,7 узла. Этот рекорд не перекрыт до сих пор.
На долю 1-го поколения выпало немало событий со словом «впервые». Достижение Северного полюса под водой и всплытие на нем, трансарктический подводный переход, групповая подводная кругосветка, дальние походы, послевоенные герои Советского Союза. На нем воспитано новое поколение подводников-«атомщиков» и получен бесценный опыт эксплуатации ПЛ с АЭУ, за который пришлось «заплатить очень дорого: ядерные и «обычные» аварии на К-19, К-3, К-8, К-11, К-27, К-431 с облучением и гибелью части личного состава; тяжелые пожары с жертвами на К-3, К-19, К-47, К-122, К-131, гибель К-8.
Наш корр.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.