Вот уже и 2005 год на дворе. Заканчивается пятый год выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
Пора подводить итоги этой работы. Видимо, совершенно не случайно итоги эти совпадают с празднованием шестидесятилетия Великой Победы. И, наверное, именно поэтому вспоминается мне майский день прошлого года. Мы, то есть несколько ветеранов-подводников, приглашены на празднование Дня Победы в 364-ю школу Фрунзенского района нашего города. Не профессиональные актеры, а самые обычные ученики самой обычной средней школы под аккомпанемент стаяроя Советского Союза, командира подводной лодки Евгения Осипова, именем которого назван музей в другой школе № 489 соседнего с Фрунзенским - Московского - района. Ее ученики отмечают этот день ежегодно в Мемориальном комплексе «Подвигу твоему, Ленинград» вместе с ветеранами войны, ветеранами флота, вдовами, детьми и внуками героев-подводников. На празднике под названием «Вечер-портрет» звучат военные песни, стихи, воспоминания, демонстрируется фильм «Подводники Балтики». Глядя на юных артистов, я, грешным делом, пытался представить их через несколько лет, когда встанет перед ними конкретная задача исполнения воинского долга в рядах армии и флота. Сохранят ли они в своих сердцах чувство патриотизма, так красочно демонстрируемое ими в праздничные дни? Хотелось бы, очень хотелось бы, чтобы они не растеряли это чувство… Не отравится ли их сознание сексуально-бандитскими фильмами и «бестселлерами»? Перестанут ли они бояться, как огня, военной службы? Смогут ли пронести через всю свою жизнь любовь к Родине? Вопросы, вопросы, вопросы…Откуда они, эти вопросы? А оттуда же откуда вопрос - зачем вообще нужен патриотизм? Вот ведь американцы-то четко отвечают на этот вопрос: «Я люблю свою Родину за то, что Родина любит меня!» И они, видимо, правы. А мы с вами можем ли в полной мере ощутить любовь Родины к себе? Положа руку на сердце, пока еще нет. Но очень надеемся, что все-таки когда-нибудь ощутим эту любовь. Ну а если говорить серьезно, то зачем вообще нужно воспитывать в себе и в других чувство патриотизма? Почему неправы те, кто начинают рассуждать о том, что нам вообще лучше бы превратиться в американскую колонию и жить, «как американцы - безбедно!». Трудно, очень трудно разбивать такое мнение. Но нужно! Не понимают подобные «философы», что превращение нашей страны в сырьевой придаток США, а людей в низкооплачиваемых рабов не сделают нашу жизнь счастливой. Это, конечно, грубое объяснение, но очень верное. Проблема патриотического воспитания многогранна. Борьба с «морской болезнью, вызванной качкой» шараханья от социализма к капитализму и обратно, требует (моряки об этом знают) только одного лекарства - работы! Можно, конечно, теоретизировать на тему патриотизма и патриотического воспитания. Можно возмущаться показом таких прославляющих бандитизм фильмов, как «Бригада», «Парни из стали», или обливающих грязью Вооруженные Силы, типа «ДМБ», или высмеивающих труд учителей «Ералашей» и рекламы пива и т.п. А можно заниматься трудной, но очень нужной конкретной работой. Для такой работы нужна любовь к людям, к молодежи, к детям. Нужно не жалеть своего личного времени. Нужно вкладывать в эту работу душу и сердце. И еще нужно не бояться правды. Нужно умело отделять зерна от плевел нашей истории и очищенные умело сажать в благодатную почву человеческих душ. Могу повторить еще раз: воспитание патриотизма - работа максимально конкретная! Она не терпит болтовни и лозунгов - заклинаний: «Ты должен любить Родину!» или «Надо любить Родину». Именно такой конкретной работой по патриотическому воспитанию занимается, например, член президиума Объединенного Совета ветеранов-подводников мой давний друг и однокашник по Ленинградскому военно-морскому подготовительному и Высшему военно-морскому училищу подводного плавания, бывший лучший «военрук» школ Ленинграда, в недавнем прошлом преподаватель - организатор Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 489-й средней школы города капитан 2 ранга в отставке Анатолий Петрович Чирков. Следует сказать, что в программе предмета ОБЖ проблема патриотизма присутствует. Но именно только «присутствует» в одном из разделов, называемом «Основы подготовки к военной службе». По складу своего характера и по требованию души патриота Анатолий Петрович, конечно же, не может быть этим удовлетворен. В «его» школе давно существует маленький по размеру (всего одна комната), но огромный по своему воспитательному значению Музей боевой славы подводных лодок типа «Щ» КБФ имени Героя Советского Союза Евгения Яковлевича Осипова. Функционирует музей в тесном взаимодействии с Центральным военно-морским музеем, Музеем бывшего ВВМУ Подводного плавания. Фонд музея - более трехсот экспонатов. Даже документальный фильм о наших подводниках, снятый во время войны, есть в этих фондах. Экспозиция музея постоянно обновляется и пополняется. Сейчас он рассказывает не только о «щукарях» времен войны, но и современных подводниках. Недаром практически ежегодно в наши военно-морские институты приходят выпускники 489 школы Московского района Санкт-Петербурга. О многом это говорит в нынешнее «пацифистское» время. Но речь в данном случае не о конкретном школьном музее. Речь о бескорыстной и, я бы сказал самоотверженной работе по патриотическому вообще и по военно-патриотическому воспитанию в частности, проводящейся в средних учебных заведениях. И это, видимо, не случайно: ведь невооруженным взглядом видно, что кто-то очень заинтересован в том, чтобы из наших детей вырастали не патриоты Родины, не активные производители материальных благ для своего народа, а мелкие лавочники и спекулянты, готовые на продажу этой Родины. К сожалению, в ряде школ, умышленно или неумышленно (по слепому недомыслию) работа по патриотическому воспитанию оказалась свернутой. Но все-таки, к счастью, произошло это далеко не во всех школах. В той же 489 школе военно-патриотическим воспитанием своих питомцев занимается не один А.П. Чирков. В этом направлении дружно работают и заместитель директора по воспитательной работе Светлана Васильевна Петрова, и сам директор Михаил Андреевич Данилов. В соседнем с Московским районом - Фрунзенском - работает, например, Музей балтийских «малюток» - подводных лодок типа «М» имени контр-адмирала Юрия Руссина. Это в той самой школе, о концерте в которой я написал вначале. Существование и работа этого музея во многом возможны благодаря энтузиазму заместителя директора этой школы Натальи Викторовны Корякиной. Не ошибусь, если скажу, что в большинстве школ патриотическая работа идет благодаря настоящему профессионализму и энтузиазму директоров, их заместителей по воспитательной работе и учителей ОБЖ. Таких, например, как Людмила Григорьевна Малышева из 201-й школы (Музей «ленинцев» - подводных лодок типа «Л», конкретно, подводного минного заградителя Л-3, имени ее командира - Героя Советского Союза В. Коновалова). Кстати, этой же лодкой командовал и известный балтийский подводник Петр Грищенко. Работает под руководством Ирины Николаевны Ржаной Музей подводников Балтики имени Н. Египко в 585-й школе. В Красносельском районе города уже много лет работает Музей юнг Северного флота, созданный в 369-й школе бывшим юнгой, участником войны, капитаном 1 ранга Леонидом Васильевичем Корякиным-Черняком, ныне, к великому сожалению, покойным… Существует в том же Московском районе нашего города, в школе № 508 Музей укрепрайонов Ленфронта имени маршала Л. Говорова… И это далеко не полный перечень музеев, вокруг которых ведется активная патриотическая работа. Но не только в школах, имеющих музеи, не забывают о важности патриотического воспитания. В Физико-математическом лицее № 366, например, истинным энтузиастом такой работы является заместитель директора по воспитательной работе Евгения Ивановна Кузьмина. Благодаря ее неуемной энергии и активной помощи бывшего директора лицея Валентины Николаевны Фадеевой и нынешнего директора Натальи Алексеевны Поповой, несмотря на громадную учебную нагрузку (лицей-то физико-математический!) лицеисты регулярно знакомятся с экспозициями многочисленных музеев города, имеющих патриотическую направленность, шефствуют над Мемориальным Чесменским кладбищем, где похоронены жители блокадного Ленинграда. А в самом лицее регулярно отмечаются памятные даты, связанные с войной, блокадой. награждениями и юбилеями ветеранов. Но все это в школах и учебных заведениях. А проводится ли такая работа на предприятиях, как сейчас принято говорить, «различных форм собственности»? Почему-то я в этом не очень уверен… Тут-то, видимо, значение Федерального закона - программы воспитательной работы, подведения итогов пятилетней работы в этом направлении трудно переоценить! Как это сказал в свое время светлой памяти «великий реформатор» Никита Хрущев? По-моему, к теме моего очерка очень подходит его фраза, ставшая афоризмом: «Наши цели ясны. Задачи определены. За работу, товарищи!» Только вот под «работой» следует понимать не лозунги, а продуманные до мелочей, без бандитизма, инфляции, обогащения одних за счет других, без предпочтения доллара или евро перед рублем настоящие, не декларируемые, а фактические, не заболтанные реформы. Тогда и патриотизм у россиян можно будет воспитывать не только в течение «пятилетки», а на протяжении всей их сознательной жизни. Капитан 1 ранга в отставке Рудольф Рыжиков.
|