на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Гвардеец остается в строю
Автор: Контр-адмирал В. КОЗЛОВ.   
К 90-летию гвардии старшины 1 статьи А.М. Елюшкина
Image 
Родился Аркадий в Зауралье 1 июля 1916 года. Через некоторое время родители перебрались в один из поселков Нижегородской области.
Оттуда в 1937 году он был направлен служить в ВМФ.
Подводные азы начал познавать в УКОППе им. С.М. Кирова по специальности моториста, знакомой с допризывной поры по работе на горьковском автозаводе. После восьмимесячной учебной обкатки, получил назначение на подводный минный заградитель Л-2 («Сталинец») Кронштадтского подплава.
Почти два года на практике осваивал особенности службы на лодке, успел прочувствовать и военное дуновение в советско-финляндской зимней кампании. Но вскоре Л-2 отправили на модернизационный ремонт в Ленинград. Нескольких моряков и среди них А. Елюшкина перевели на другую однотипную лодку Л-3 («Фрунзевец»), выходившую из ремонта. Это перемещение запомнилось ему печальным событием. В начавшейся войне с фашистской Германией Л 2 подорвалась на вражеских минах в первом же походе. Она затонула в Финском заливе со всем экипажем, спаслись только три человека. Среди погибших остались навечно в стальном корпусе друзья Аркадия и молодой, но уже известный в Ленинграде флотский поэт, штурман старший лейтенант Алексей Лебедев.
В зиму 1940 года Л-3 перешла в латвийский порт Либаву, предоставленный для базирования советских кораблей согласно пакту о взаимопомощи СССР и трех прибалтийских стран. Там экипаж под командованием капитана 2 ранга П.Д. Грищенко проводил послеремонтные испытания, а затем занимался боевой подготовкой. С началом второй мировой войны обстановка на Балтике обострялась с каждым месяцем. Несмотря на мирный договор с Германией, немецкие самолеты все чаще стали кружить вблизи мест базирования советских кораблей. Вскоре по флоту объявили «повышенную» готовность», корабли приняли дополнительный боезапас, подводники постоянно стали находиться в отсеках лодок. Ранним утром 22 июня на низкой высоте над либавской гаванью безнаказанно пролетела тройка германских самолетов, и послышались взрывы. Прозвучал сигнал воздушной тревоги.
В тот же день лодка вышла в море нести дозорную службу. Началась Великая Отечественная война. Аркадий Елюшкин прошел ее на подводном фронте от звонка до звонка мотористом Л-3 в самом «жарком» дизельном отсеке. Для ведения боевых действий Л-3 совершила восемь боевых походов в центральную и южную часть Балтийского моря. Каждый выход в море, как и возвращение в Кронштадт, сопровождались форсированием Финского залива, напичканного тысячами мин разных образцов (балтийцы образно называли залив «суп с клецками»). В самой узкой части он был перекрыт противолодочными рубежами с металлическими сетями и охранялся десятками катеров.
Почти половина из 40 наших лодок, погибших в боевых походах, навсегда осталась на грунте Финского залива. Л-3 была «везучей» лодкой. За войну она удачно выходила из самых острых боевых перипетий, уклонялась от внезапной торпедной атаки катеров, успешно уходила от вражеского преследования бомбивших ее кораблей, перенесла два подрыва на минах и даже таран вражеского корабля. В блокадную ленинградскую зиму, стоя у берега Невы, подводники этой лодки отражали своим огнем воздушных стервятников, да еще и обеспечивали электроэнергией близлежащие дома. Выдерживал металл, а главное - выстояли люди! Тому способствовала отличная подготовка мужественного, дружного экипажа, грамотные действия его командиров. Второй командир капитан 3 ранга В.К. Коновалов, сменивший ушедшего на повышение П. Грищенко, в конце войны удостоился высшей награды Героя Советского Союза.
28 вражеских судов на боевом счету экипажа этой прославленной лодки, получившей весной 1943 года почетное звание гвардейской. За боевые заслуги более 450 орденов и медалей получили гвардейцы, среди них шесть боевых орденов на груди Аркадия Михайловича. Это награды за непрерывное ответственное обслуживание им своего сложного заведования в боевых походах, за находчивость и смелость в невероятно сложной обстановке. Ни разу лодка не лишалась хода по вине мотористов, которыми в конце войны уже командовал старшина 1 статьи Аркадий Елюшкин.
«Я помню взрывы бомб глубинных, стремительный уход на глубину…» - эти слова из стихотворения А. Лебедева до сих пор близки юбиляру. Они иногда отзываются болью в сердце и приходят во сне, явью пережитого в те далекие военные годы.
После службы на флоте Аркадий работал мастером на ленинградском судостроительном заводе «Судомех». Трудолюбивого и сметливого специалиста вскоре пригласили в оборонный НИИ-33. Вначале он занимался там оборудованием инструментального цеха опытового завода, затем стал начальником этого цеха. А через десять лет возглавил производственный отдел института, проработав до конца 70-х годов. За трудовые успехи получал премии, многочисленные грамоты, благодарности. Как сам с гордостью отмечает юбиляр: «52 года труда на благо Отечества, из них 10 подводных!». И еще: «Идет седьмой десяток семейной жизни с моей Александрой Дмитриевной».
К 60-летию Великой Победы А.М. Елюшкин издал книгу «Приказано быть подводником» - с редакторской помощью автора этих строк. Давним было у ветерана желание написать о боевых делах экипажа своей гвардейской лодки, рассказать молодому поколению, как стал подводником и получил закалку на всю жизнь. К этому его обязывало и поручение боевых товарищей, с которыми происходили ежегодные, ставшие традиционными встречи. В неумолимом беге времени жизни все меньше оставалось в живых участников и свидетелей войны. Как замечает Аркадий Михайлович: «Было бы несправедливо унести с собой в небытие все пережитое в годы военного лихолетья, не опровергнуть некоторые скороспелые, а то и недобрые выводы и заключения современных сочинителей о святых и горьких деяниях советского народа, защитившего свое Отечество от нашествия фашистской нечисти».
Основой книги, кроме личной памяти о войне, стали походные записки матроса, затем старшины 1 статьи. Вел их моряк-подводник по свежим следам боевых походов, совершенных экипажем Л-3 за годы войны. Кроме того, он собирал печатные материалы из боевой деятельности балтийских подводников, составлял фотоальбом сослуживцев, уточнял с ними некоторые детали, вел переписку с иногородними товарищами. Книга подарена автором многим городским и воинским библиотекам.
Начиная с 60-х годов Аркадий Михайлович активно занимается общественной работой в составе Объединенного Совета ветеранов-подводников ВМФ (ОСВП). Здесь он более 20 лет выполнял обязанности казначея организации, ныне является ее почетным членом. Несмотря на возраст, он и теперь активно участвует в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения города, часто встречается с гражданскими и военными ребятами. При его содействии создан один из лучших городских морских музеев подводников в 201-й школе Фрунзенского района. В 1999 г. за большой вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи удостоен государственной награды - медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Эта почетная награда гвардейцу, заслуженному ветерану-подводнику и труда на девятом десятке жизни особо знаменательна. Сердечно поздравляем Аркадия Михайловича от всего подводного морского братства с юбилеем, желаем ему сохранения доброго здоровья, созидательной жизни и душевного благополучия!

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.