на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Гидроавиация и флот
Автор: Полковник В.Л. ГЕРАСИМОВ, Кандидат исторических наук.   
Одной из первых научных работ по советской морской авиации после передачи в марте 1920 года авиации флота в состав Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (РККВФ) стала статья видного военно-морского теоретика
М.А. Петрова «Гидроавиация и флот», опубликованная в № 3-6 журнала «Морской сборник» за 1921 год.
Теоретик русского и советского ВМФ Михаил Александрович Петров, в основном, верно в то время оценивал истинное положение дел и перспективы отечественной морской авиации в составе РККВФ. Чего только стоит только один небольшой фрагмент в начале его работы: «В прошлом, 1920, году состоялось полное слияние гидроавиации и авиации сухопутной; гидроавиация, как самостоятельная организация, перестала существовать, и ей было отведено ничтожно малое место в общей громадной схеме военной авиации Республики. Таким образом, гидроавиация лишилась важнейшего импульса для свободного развития.
В статье автор предпринял попытку оценить значение гидроавиации, требования, предъявляемые к ней, показать, как возложенные на гидроавиацию задачи предопределяют ее организационную структуру. «Красной нитью» через всю научную статью проходит авторская мысль, что «масштаб применения авиации, выводит ее из ряда вспомогательных средств войны - на значение первостепенных, могущих выполнять на войне самостоятельного значения задачи».
Говоря о путях прогресса авиации сухопутной, М.А. Петров, касаясь гидроавиации, делает упор на то, что ее дальнейшее развитие будет иметь свои, присущие только морской авиации особенности.
Эти особенности заключались, по его мнению, в том, что:
1)    в зависимости от очертания береговой линии (врезающейся в глубь территории страны, или проходящей далеко в стороне от жизненно важных центров), действия гидроавиации будут иметь разное значение;
2)    складывающаяся обстановка на сухопутном фронте, удаление тыла от фронта и его уязвимость с морского направления также окажут влияние на использование гидроавиации;
3)    насколько нашим флотом будет достигнуто «обладание морем», настолько будет зависеть роль и место гидроавиации в войне над морем.
Ведя речь о возможностях проведения военных действий между Англией, Америкой и Японией, М.А. Петров указывал на тот факт, что они не могут вестись без участия гидроавиации, «как базирующейся на флот, на море».
«Получивший господство на море, получает возможность им пользоваться как базой для могущественных эскадрилий гидро, и, следовательно, у него в руках большие возможности», - делал вывод отечественный военно-морской теоретик.
В зависимости от господства своего флота на данном морском театре военных действий (МТВД) - степени «владения морем» -  морская авиация, по мнению автора, как структура флота («базируясь на флот»), будет развивать самостоятельно свои действия вглубь противоборствующей страны и таким образом станет неразрывно связана с флотом.
Заканчивается работа М.А. Петрова таким абзацем: «Вопрос о пересмотре решения о подчинении гидроавиации должен быть поставлен на повестку дня. Годовой опыт соединения ее с сухопутной авиацией говорит за это».
Окончательный пересмотр этого решения в отечественном ВМФ наступил гораздо позже, когда в начале 1938 года морская авиация окончательно была передана в состав Военно-Морского флота.
На мой взгляд, актуальнейшая для периода становления советской морской авиации работа М.А. Петрова была не лишена двух принципиальных недостатков.
Первый заключается в том, что подводимая автором теоретическая база под самостоятельные действия гидроавиации с береговых аэродромов, была актуальной только для закрытых МТВД, какими являлись Балтийское и Черное моря, и не учитывала особенности применения гидроавиации на Севере и на Тихом океане.
Второй недостаток статьи «Гидроавиация и флот» заключается в не совсем корректной, даже с учетом условий того времени, трактовке автором понятия «гидроавиации», под которым автор подразумевал всю отечественную морскую авиацию. К сожалению, эта ошибка присуща и работам других авторов того периода развития морской авиации нашего Отечества, как, например, работе Н.М. Лебедева «Очерки гидроавиации» (1924 г.). Эта же принципиальная ошибка присуща и некоторым современным авторам. Так, в своей кандидатской диссертации «История развития и боевого применения гидроавиации отечественного Военно-Морского Флота (1910-1945 гг.)» капитан 1 ранга запаса А.Б. Григорьев утверждает, что «само понятие «гидроавиация» стало синонимом морской авиации». Жаль, что при написании диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Анатолий Борисович Григорьев не ознакомился со статьей  А. Алгазина «Современные тенденции морской авиации», опубликованной в журнале «Морской сборник», № 11 за 1925 год, и книгой Б. Лобач-Жученко «Базы морской авиации», вышедшей в «Авиоиздательстве» в том же, 1925 году. В этих научных трудах однозначно указывается на то, что гидроавиация является составной частью морской авиации. Последующая славная история отечественной морской авиации подтвердила правильность положений работ А. Алгазина и Б. Лобач-Жученко, опубликованных в далеком 1925 году.
Несмотря на указанные недостатки, работа М.А. Петрова «Гидроавиация и флот» имела большое значение для развития и строительства советской морской авиации в межвоенный период 1921-1941 гг.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.