Все-таки удивительно: человек год назад покинул наш грешный мир, а кажется, он с нами. Он - на своих удивительно чистых, пронизанных синевой и проникнутых романтикой моря и парусов картинах. Он - в теплых воспоминаниях своих друзей и коллег, в памяти зрителей театра Балтфлота, которому Анатолий Николаевич Юрков - артист, музыкант, художник, поэт - служил верой и правдой много лет. Выставку его жизнеутверждающей живописи организовали коллеги по творческому цеху, художники содружества «Гавань» во главе с председателем - полным тезкой Юркова - Анатолием Николаевичем Чепурным. Но не только хорошо известные кронштадтские художники - Юрий Ступица, Федор Ливиндир, Сергей Гаврилов, Сергей Колесниченко, Дмитрий Климычев, Василий Попов, Федор Баллах, -директор фонда поддержки творчества мастеров Татьяна Сартакова и другие приняли участие в памятной выставке. На торжественном ее открытии присутствовали и коллеги Юркова по сцене - артисты театра Балтфлота В. Филиппов, З. Терскова, Г. Ткач, О. Бережная, его сын Максим.
Выставку открыла заведующая библиотекой Матросского клуба Нина Федоровна Попова. Она подробно охарактеризовала автора представленных в художественном салоне картин. Охарактеризовала и как человека, и как личность творческую, неординарную, настойчивую в стремлении исчерпывающе выражать свои чувства. Написанные на одном дыхании его картины - это, действительно, и романтика, и философия, и гимн морю. На них преобладающая тема - морская, водная стихия - вполне объяснима, потому что родился А.Н. Юрков в Латвии, в г. Резекне, на берегу Балтийского моря, жил на Дальнем Востоке, затем - в Лиепае и в Кронштадте, то есть - всегда у моря, неизменно восхищаясь его красотой и воплощая ее на холсте.
Анатолий Николаевич был профессиональным артистом и профессиональным музыкантом. Но он был и художником, хотя соответствующего образования не имел. Писать картины он начал по-настоящему в 90-е годы. Но делал это так стремительно, с таким воодушевлением, что поразил вскоре всех своих друзей новым фонтанирующим талантом. Об этом подробно рассказал А.Н. Чепурной. Всегда отличавшийся глубокой внутренней дисциплиной, высокой требовательностью к себе, Юрков всю свою тонкую непростую душу вкладывал в щедрые сочные мазки. Именно поэтому у него и небо говорящее, и море, и сопки, и храмы. По большому счету, этот исключительно искренний, добрый человек был верующим, и у него, художника-любителя, есть чему поучиться даже тем, у кого имеется диплом об окончании Художественной академии.
Очень тепло в этот день памяти вспоминала Юркова актриса театра Балтфлота Зинаида Терскова. Высокого, стройного, голубоглазого, элегантного человека, с неизменным чувством юмора, легко влившегося в творческий коллектив театра и верой и правдой служившего Мельпомене много лет.
Немало интересных деталей из жизни и творчества Юркова рассказал и другой актер - Владимир Филиппов. Забавные эпизоды, неизменно случающиеся с любой артистической натурой, наделенной к тому же щедрым чувством юмора, яркие моменты, которые вольно или невольно запоминаются окружающим и которые своим присутствием, участием создают такие, как Юрков, люди, не умеющие жить скучно… Все это - вылилось в выразительный словесный портрет человека, оставившего после себя столь заметный след.
В. Филиппов рассказал также о том, каким прекрасным пианистом был Анатолий Николаевич. Он сочинял музыку и песни. Он писал стихи. Он великолепно фотографировал, и когда театр Балтфлота находился еще в Латвии, он в одном из фотоконкурсов занял 2-е место в республике.
А художником он стал в эпоху перемен, что было совсем непросто, но оказалось важной, нужной, прекрасной страницей его биографии.
- Он вообще много кем стал, - с чувством искренней признательности сказал в заключение В. Филиппов и прочитал в унисон душевному отклику одно из лучших стихотворений Тютчева.
А потом все потянулись к картинам, главный мотив которых, на мой, непрофессиональный взгляд, - радость. Радость человеческого бытия, ощущения божественной красоты природы - моря, неба, солнца.
Названия многих произведения Юркова подтверждают это. Например, картина «Навстречу солнцу», запоминающаяся штормом, сражающихся с ним красных парусов судна и брызжущего, ликующего солнца. Удивительна по силе эмоционального восприятия и такая картина, как «Камчатского солнца закат» - с краешком солнца, как полглаза, выглядывающего из-за сопки. И все это - на фоне зелено-голубой воды. Есть на его полотнах и пейзажи Заполярья, и ставшего ему родным Кронштадта. «Утро в Кронштадте» - картина, может быть написанная не по художественным канонам, но поражает не только неожиданным ракурсом изображения Морского Собора, но и потоком солнечных лучей, льющихся с небес благотворно, с величайшей щедростью!
Очевидна в картинах А.Н. Юркова и философия. Название одной из них, на которой изображены лишь утес и одинокое судно, говорит само за себя - «Диалог»… Диалог со временем, с вечностью вел и сам художник, и в этом поиске истины может убедиться зритель, побывав в Матросском клубе на замечательной выставке. Среди картин А.Н. Юркова можно увидеть и его портрет, написанный А.Н. Чепурным. Портрет необычный, не камерный. Человек, изображенный на нем в профиль, идет по улице - в куртке, в шапке. Он курит, он торопится. Торопится жить и делать что-то полезное. Он и сейчас, наверное, продолжает свой путь.
фотография А.Н. Юркова
портрет А.Н. Юркова, написанный А.Н.Чепурным
художники творческого объединения «Гавань»,
художник театра Балтфлота В. Вишневская, актрисы театра О. Бережная и Г. Ткач;
художник Сергей Колесниченко беседует с Максимом Юрковым