Морская мина, в отличие от сухопутной, содержит в себе до тонны взрывчатого вещества и способна пустить на дно самый большой корабль. Поэтому скрытое под водой грозное оружие широко применяется в минной войне на море с целью подрыва и уничтожения надводных кораблей, подводных лодок, гражданских судов и причальных сооружений. Минная война на морях СССР, начавшаяся в июне 1941 года, как неотъемлемая составляющая часть Великой Отечественной войны, непрерывно продолжалась до декабря 1957 года.
Особенно жестокой она была на Балтике. Только в Финском заливе, в том числе на кронштадтских морских рейдах, в Ленинградском морском канале и реке Неве, было поставлено 70 тысяч мин. Из-за значительного усиления фашистами минных заграждений в осенне-зимний период 1942-1943 гг. Ленинград оказался в морской минной блокаде. С продвижением фронта на запад в мае 1944 года соединения минных тральщиков Балтийского флота начали интенсивные боевые действия по уничтожению минных заграждений. Во время Таллинской наступательной операции для траления привлекались до десяти дивизионов тральщиков КБФ. В течение мая - декабря 1944 г. они уничтожили 1015 мин и 307 минных защитников. Уничтожение мин велось постоянно, но в период войны их было уничтожено только около 5%. Основной объем операций боевого траления был выполнен в послевоенный период. Скрытое в глубинах минное оружие противника и после 9 мая 1945 года продолжало уничтожать корабли и суда, их экипажи. Мины рвались и в тралах, и под кораблями, увеличивая счет боевых потерь Великой Отечественной войны в кораблях и людях (в период после 9 мая 1945 года при боевом тралении на минах подорвались 29 наших тральщиков. 17 из них затонули вместе с экипажами). Минная блокада Ленинграда, длившаяся более трех лет, была прорвана 5 июня 1946 года, когда минно-тральные силы Балтийского флота пробили в минных полях главной водной артерии Финского залива - Большом корабельном фарватере - безопасный для плавания путь от Кронштадта до фарватера Таллин - Хельсинки и далее в Балтийское море. Действия Балтийского флота по уничтожению минных заграждений официально закончились в конце 1957 года, после того были уничтожены боевые мины в основных районах и фарватерах моря, в портах и гаванях. Однако в отдельных, сложных для траления, районах боевые действия по уничтожению вражеских мин продолжались до1963 года. В период 1958-1964 гг. обнаружено и уничтожено 157 сорванных штормами с якорей «плавающих» мин.
К этому времени не обнаруженные в глубинах моря мины по своим временным и техническим характеристикам превратились во «взрывоопасные предметы», практически не влияющие на безопасность судоходства, но не исключающие явления так называемого остаточного риска при постановке судов на якорь, дноуглубительных работах. Так, в процессе дноуглубительных работ на Ленинградском морском канале неоднократно имели место случаи подъёма ковшами земснарядов морских мин, авиабомб, артснарядов, представляющих серьезную опасность не только для дноуглубительных аппаратов и их экипажей, но и для крупнотоннажных судов, следующих по каналу с предельной осадкой.
В целях максимального снижения остаточного риска в районах и фарватерах моря, в береговой полосе необходимо было постоянно вести разведывательный поиск не уничтоженных, сорванных штормами с якорей «плавающих» и выброшенных на берег мин, донных мин и уничтожать эти и другие взрывоопасные предметы (авиабомбы, артснаряды и т.д.), поднятые земснарядами. В поиске постоянно участвовали посты наблюдения и связи флота, пограничники, морская авиация. Директивой Главного морского штаба ВМФ от 8 июня 1964 г. была сформирована 317-я минно-испытательная партия (впоследствии переименованная в 448-ю минно-торпедную группу Ленинградской военно-морской базы), в задачи которой входило разоружение и уничтожение морских мин всех образцов, уничтожение (совместно с личным составом 53 отдельного морского инженерного взвода морской инженерной службы ЛенВМБ) обнаруженного в морской зоне Ленинграда и Кронштадта боезапаса сухопутных войск: авиабомб, артснарядов, пехотных мин, - и специальная подготовка водолазов для производства взрывоопасных работ. Сложность и опасность выполнения этой боевой задачи состояла в том, что вражеские мины, установленные на разной глубине, были различных типов, с различными типами взрывателей, предусматривающих взрыв мины при ее разоружении. Новые донные мины врага не имели аналогов во всем мире. Морские минеры-балтийцы с честью выполнили эту боевую задачу, тем самым спасли корабли и суда, их экипажи, сохранили ценные народнохозяйственные грузы.
В период 1964-1971 гг. в морской зоне Ленинграда личным составом 448 МТГ уничтожено 19 «плавающих» и выброшенных на берег морских мин, обнаруженных пограничниками (5 мин), охотниками (4), местным населением (2), гидрографами (2), другими службами (6). Кроме «плавающих» и выброшенных на берег якорных мин, была обнаружена бакенщиками немецкая донная неконтактнаямина «РМБ» в районе Ивановских порогов на реке Неве, на мелководье, в 150 м от уреза воды. Мина уничтожена подрывом. При подрыве сдетонировала. Кроме того, восемь минных защитников типа «Д2», обнаруженные гидрографами в районе западной части острова Западный Березовый, уничтожены специалистами 317-й группы боевых минеров. При проведении дноуглубительных работ извлечено с грунта 17 донных неконтактных и якорных мин. Из них - земснарядами типа «Нева» - 11 мин, земснарядом «Беломорская» - 5, земснарядом «ВМ-115» - 1 мина. При подрывах все мины сдетонировали, кроме мины образца 1926 г., которая сдетонировала частично. За этот период также были обнаружены и уничтожены другие взрывоопасные предметы: авиабомбы - 171, глубинные бомбы - 4, артснаряды - 267, гранаты - 14, противотанковые мины - 6, минометные мины - 135, взрыватели - 46, запалы «УЗРГ» - 5. Следует особо отметить героические действия моряков-минеров мичманов Е. Гончарова, С. Иванова и П. Николаева при ликвидации большого количества мин в зоне защитных сооружений Ленинграда от наводнений. На предполагаемой минно-артиллерийской позиции времен первой мировой войны минерами-водолазами было обнаружено 78 вошедших в грунт старых морских мин, образца 1905-1916 гг. Изъеденные ржавчиной, с оборванными электрическими кабелями морские мины представляли большую опасность при их извлечении из грунта и ликвидации. Десятки раз погружаясь в мутной воде на дно, отважные минеры справились с этой трудной задачей. Все мины были уничтожены. Постоянный поиск и уничтожение опасных предметов военного времени в морской зоне Ленинграда продолжались до 1971 года, когда количество обнаруживаемых предметов значительно сократилось. Боевая служба морских минеров опасна, а в глубинах моря непредсказуема как в военное, так и в мирное время. И сегодня не исключена возможность обнаружения этих опасных находок - скрытых водой посланников прошедшей войны. За уничтожение и разоружение морских мин и проявленные при этом стойкость, мужество и мастерство приказом ГК ВМФ группа ветеранов-минеров награждена знаком воинской доблести «За боевое траление». Среди награжденных ветераны - ликвидаторы морских мин капитан 2 ранга Туниянц Г.А., капитан 3 ранга Успенский В.Г., мичман Иванов С.М., старшина 2 статьи Чегринец и другие. Водолазы-подрывники всегда готовы пойти на риск и на подвиг - таковы их профессиональные боевые качества. |