26 апреля 2006 года трагически погиб заместитель командира Ленинградской военно-морской базы по воспитательной работе капитан 1 ранга Стадник Олег Анатольевич
Автор: Генерал-полковник В.Г. ДЕЙНЕКА, кандидат военных наук, командующий морской авиацией с 1994 по 2000 г
Анализ развития России как морской державы показывает, что наше государство всегда занимало лидирующие позиции в освоении Мирового океана. Начиная с Петра 1, океаны, близлежащие моря и прибрежные территории открывали и осваивали выдающиеся мореплаватели России. Это лидерство русских моряков во все времена не являлось самоцелью, а было продиктовано прежде всего геостратегическим положением нашего государства и его жизненными интересами. В результате такого освоения в прошлом все мы теперь являемся обладателями несметных богатств, расположенных в трёх океанах и 13 морях, омывающих более 38,8 тыс. км границ нашей территории.
МО-095, которым командовал выпускник ЧВВМУ 1941 г. старший лейтенант Василий Трофимович Юрченко, в течение всего июня 1942 г. нес под Севастополем дозорную службу. До этого он занимался конвоированием транспортов, но потом, после очередной проводки торгового судна, его оставили в Севастополе, где он и находился непрерывно до ночи на 1 июля.
В глубине страны, на реках и озерах, у Польши имелся еще свой военный и транспортный речной флот. Речное Адмиралтейство располагалось в Пинске (именно там находился в 1940 году штаб советской Пинской речной флотилии). В ведении ее командующего - речного адмирала - находилось: 6 речных бронепалубных мониторов, вооруженных 4 10-дюймовыми орудиями, дюжина речных канонерских лодок, 30 вооруженных моторных катеров. По рекам шныряли вооруженные транспорты и 165 судов различного класса. В небо поднимались гидросамолеты и глиссеры. То, что имелось, конечно, не соответствовало бравурным надеждам 20-х годов. Не было линкоров и тяжелых крейсеров, да и подлодок оказалось явно меньше. Польская экономика не могла «выдержать на плаву» такую армаду. Но, тем не менее, всего за два десятка лет «бывшие русские» моряки сумели сделать Польшу морской державой. Польше не досталось кораблей от России, зато из нее прибыли десятки опытнейших командиров, артиллеристов, минеров, штурманов, гидрографов, механиков и кораблестроителей, преподавателей ВМУ. Без них всего за 20 лет польский флот не вырос бы «с нуля» до серьезной военно-морской величины. Польские военные моряки были готовы к войне и с нацистской Германией, и с Советской Россией. Умели воевать на море. Но, глядя на политическую карту мира 1939 года, понимали, что в одиночку им не справиться с этими монстрами. Польские адмиралы верили в неизбежную англо-французскую помощь, как человек верит в завтрашний восход солнца. Их так воспитали в военно-морских академиях Англии и Франции. И когда в начале сентября 1939 года немецкие бомбардировщики бомбили Гдыню, а советские танки поползли к Пинску, польские моряки были просто парализованы коварством своих давних союзников из Западной Европы. Стерлись из истории героические прорывы в Англию польских кораблей-одиночек. Осталось только одно - горечь преданной страны. И сожаление о неиспользованных возможностях. Польских моряков, равно как и эстонских, латышских, литовских, начавших службу под Андреевским флагом, жаль даже более, чем русских белоэмигрантов. Судьба и время заставили их пережить двукратную эмиграцию, двукратно ломать жизнь и строить ее заново. Тяжкое испытание досталось им.
Автор: Александр КОЗЛОВ, участник боевого траления на Балтийском и Баренцевом морях, ветеран Великой Отечес
Морская мина, в отличие от сухопутной, содержит в себе до тонны взрывчатого вещества и способна пустить на дно самый большой корабль. Поэтому скрытое под водой грозное оружие широко применяется в минной войне на море с целью подрыва и уничтожения надводных кораблей, подводных лодок, гражданских судов и причальных сооружений. Минная война на морях СССР, начавшаяся в июне 1941 года, как неотъемлемая составляющая часть Великой Отечественной войны, непрерывно продолжалась до декабря 1957 года.
Тридцать два года назад в Ленинграде было основано литературное объединение «Путь на моря», ныне носящее имя своего создателя и первого руководителя Всеволода Борисовича Азарова. Это ЛИТО (крупнейшее в Питере) продолжает действовать. В настоящее время ЛИТО возглавляет председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России поэт Борис Орлов. Сейчас оно насчитывает семьдесят два человека, из которых почти треть являются членами Международной писательской