на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Деятельность Рос НТО Судостроителей им. академика А.Н. Крылова в 2002 - 2006 гг
Автор: Редакция   
ОТ РЕДАКЦИИ. Как сообщалось в нашем спецвыпуске «Оборонный заказ», № 15, 6-10 сентября с.г. в Санкт-Петербурге состоятся два взаимосвязанных события: III съезд НТО судостроителей и I Российская научно-практическая конференция судостроителей. Это позволит объединить интеллектуальный потенциал и наиболее перспективные технологии передовых отечественных предприятий и организаций судостроительной отрасли, обеспечивающих конкурентоспособность продукции отечественного судостроения.
В.Л. АЛЕКСАНДРОВ,
президент Рос НТО
Судостроителей
им. Академика А.Н. Крылова

Image Работа НТО за отчетный период была направлена на реализацию уставной деятельности с учетом решений предыдущего съезда - конференции (июнь 2002 г.), резолюции первого съезда инженеров России, а также постановлений и решений Съездов, пленумов и конференций Международного и Российского Союзов НИО и Рос НТО Судостроителей им. Академика А.Н. Крылова.
В июне 2002 года был проведен съезд НТО, на котором был избран новый состав руководящих органов, а также определен состав 21-й научно - технической секции и утверждены их руководители - крупные ученые по соответствующим направлениям.
Сразу после проведения съезда перед новым руководством НТО встала задача в сохранении нашей штаб-квартиры на Невском, 44. Необходимо было продлить аренду. При этом основным условием, которое поставила Городская комиссия КУГИ, - провести капитальный ремонт помещений с полной заменой тепловых и электрических сетей, и со сроком окончания ремонтных работ в мае 2003 года, к дню празднования 300 - летия Санкт-Петербурга.
Такой ремонт был нами проведен в установленный срок. В его финансировании участвовали многие предприятия отрасли. Особенно хотелось бы отметить: ФГУП «Адмиралтейские верфи»; ФГУП НПО «Аврора»; ФГУП ЦКБ и Т «Рубин»; ФГУП «Северное ПКБ»; ОАО СФ «Алмаз»; ОАО «Эра»; ФГУП ЦНИИ «Электроприбор»; ФГУП ЦМКБ «Алмаз».
С 2002 года заработал выбранный на съезде Президиум НТО, который восстановил традицию общества в конце текущего года разрабатывать тематический план Центрального правления НТО на следующий год.
Годовой Тематический план НТО включает три раздела:
1.    Организация работы научно-технических секций, семинаров и конференций, участие в форумах, конференциях и выставках;
2.    Международное сотрудничество со странами СНГ и дальнего зарубежья;
3.    Подготовка научных кадров, издательская деятельность и организационные вопросы.
В 2002 году вышло постановление Президиума НТО о ежегодном проведении отчетного Пленума Центрального Правления НТО с привлечением представителей регионов. С 2003 года началось регулярное проведение таких Пленумов в середине года, в Санкт-Петербурге, на базе нашей штаб-квартиры.
В 2002 году был создан редакционно-издательский совет при НТО из представителей СПбГМТУ, научных, проектных и производственных судостроительных предприятий с целью формирования программы издания учебной, справочной, научно-технической и исторической литературы по судостроению. Такая программа была сформирована до 2008 года и действует до сих пор, являясь базовой основой по выпуску литературы по судостроению.
В ее рамках на сегодняшний день издано:
1. Учебники для вузов по следующим направлениям:
- проектирование кораблей;
- управление судостроительными предприятиями в условиях рыночной экономики и др.
2. Монографии по вопросам проектирования, технологии изготовления, информационным системам управления и др.
3. Альбомы, справочники и другая научно-техническая литература.
4. Исторические издания, посвященные академикам А.Н. Крылову и В.Г. Шухову; двулогия, посвященная 300-летию Адмиралтейских верфей; книга о морском министре царского флота адмирале Иване Алексеевиче Шестакове; о министре СССР - судостроителе Бутоме Б.Е. и др.
2003 год характеризовался подготовкой и участием НТО судостроителей в Международной научно-практической конференции в Москве: «Инженерное искусство в развитии цивилизации», посвященной 150-летию со дня рождения выдающегося русского инженера Владимира Григорьевича Шухова.
В рамках этой конференции Центральное Правление организовало и провело в июне 2003 года секцию Судостроения, на которой были разработаны предложения по стимулированию инженерно-инновационной деятельности и творческого труда специалистов судостроительной отрасли с учетом рыночных отношений. Предложения направлены в Москву и были включены в решения Международной конференции. Представители НТО участвовали в работе конференции в Москве с докладом о влиянии творчества Владимира Григорьевича Шухова и Алексея Николаевича Крылова на развитие отечественного судостроения.
В августе 2003 года Центральное правление НТО судостроителей организовало и провело в Санкт-Петербурге первый съезд инженеров Северо-Запада России на базе Университета технологии и дизайна. Были привлечены все крупные промышленные предприятия Санкт-Петербурга и Северо-Запада.
В съезде участвовали лидеры Профсоюзов, Губернаторы Новгородской, Вологодской, Калининградской и Архангельской областей. Съезд выработал рекомендации по повышению значимости инженерного труда в рамках проблем Северо-Запада, которые направил в оргкомитет 1-го съезда инженеров России. Была принята резолюция съезда, куда вошли в том числе и следующие важнейшие позиции:
- создание на Северо-Западе центра прикладной инженерной науки;
- проведение мониторинга дееспособности предприятий Северо-Запада;
- принятие в Госдуме закона о развитии отечественного судостроения;
- стимулирование труда ученых прикладных инженерных наук и изобретателей;
- подготовка кадров по конкретным производственным программам.
Резолюция направлена в оргкомитет 1-го съезда инженеров России, на котором судостроение было представлено большой делегацией руководителей и ведущих специалистов отрасли (30 человек).
Съезд принял резолюцию, которая определила стратегические задачи развития инженерного дела в России на пять лет. 
В 2003 году Президиум НТО принял решение об увековечении памяти первого в мире училища корабельной архитектуры. Мемориальная доска была изготовлена по согласованному эскизу с Военно-морским институтом и исторической секцией НТО и установлена на фасаде исторического здания, рядом с Никольским собором.
Совместно с НТО на базе ЦНИИ регулярно проводятся конференции, посвященные памяти академиков-судостроителей: А.Н. Крылова (Крыловские чтения), Бубнова И.Г. и Шиманского Ю.А., посвященные проблемам мореходных и прочностных качеств судов, а также корабельной гидромеханики.
2004 год прошел под флагом 300-летия старейшего судостроительного предприятия России «Адмиралтейские верфи». К этому юбилею была приурочена научно-практическая конференция: «Роль и значение Адмиралтейских верфей в научно-техническом развитии Российского и мирового судостроения». В работе конференции приняли участие судостроители практически от всех регионов России, а также друзья и коллеги от зарубежных стран. Конференция приобрела статус крупного Международного форума, на котором были приняты важные решения не только для развития предприятия, но и всего судостроения России, имея в виду инновационное развитие отрасли.
Для реализации решений 1-го съезда инженеров России в июне 2004 года состоялось совместное заседание президиума и Центрального Правления НТО судостроителей в рамках Пленума ЦП НТО, посвященное приоритетным направлениям деятельности НТО. Пленум поддержал инновационный путь развития предприятий отрасли, как главное условие модернизации экономики и ускорения темпов экономического роста, и поручил ЦП НТО осуществление методической и научно-технической координационной поддержки при разработке и конкурсном прохождении наиболее значимых проектов, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной судостроительной продукции.
В июле 2004 года на базе НТО была сформирована рабочая группа из специалистов ЦНИИ академика А. Н. Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей», ЦНИИ «Электроприбор», Адмиралтейских верфей, Морского регистра судоходства и др., которая в период с августа по октябрь подготовила проект НИОКР «Арктическое судостроение». Целью проекта является:
1. Научно-техническая поддержка судоходства и судостроения, обеспечивающая освоение арктического шельфа и транспортное обеспечение вывоза добываемых углеводородов из Северных и Северо-Западных районов России.
2. Обеспечение конкурентоспособности судов ледового класса, предназначенных для работы в арктических морях и замерзающих неарктических морях Северо-Западного бассейна для преодоления конкуренции стран Юго-Восточной Азии, в том числе обеспечение:
- ледовой прочности и надежности корпусов судов;
- приемлемых условий обитаемости на судах по параметрам вибрации и шума;
- долговечности корпусных сталей и покрытий, предназначенных для работы в ледовых условиях;
- подготовки инженеров-разработчиков, эксплуатационного и судоводительского персонала для создания и эксплуатации судов и судового оборудования в условиях ледового плавания;
- экологической защиты окружающей среды в ледовых условиях.
Научным руководителем проекта по решению Президиума НТО назначен президент НТО, профессор Александров В.Л., соруководителями по соответствующим научным направлениям академики Пашин В.М. и Горынин И.В. Тема направлена Миннауки в департамент инновационных проектов для участия в конкурсе. Вопрос мы отслеживаем, но в Москве рассмотрение и конкурсное прохождение инновационных проектов связывают с реструктуризацией отрасли, которая должна, в основном, закончиться в этом году.
Выполняя решения предыдущего съезда НТО аппарат Центрального Правления в октябре 2004 года закончил совместную работу с Российским союзом научных и общественных организаций (г. Москва) по привлечению в НТО судостроителей новых предприятий и организаций регионов России, связанных с судостроением. Всего членами НТО стали более 50% регионов России, что сделало возможным преобразовать Межрегиональную структуру НТО во Всероссийскую общественную организацию. Были откорректированы устав и учредительные документы НТО, получено согласие родственников А.Н.Крылова на дальнейшее использование его имени, и весь пакет был рассмотрен в Министерстве Юстиции РФ, которое зарегистрировало новое название общества: «Российское научно-техническое общество судостроителей им. Академика А.Н. Крылова». Таким образом, с конца 2004 года мы вернули себе статус Всероссийского общества судостроителей.
НТО судостроителей придавало и будет придавать в дальнейшем большое значение международному сотрудничеству, как необходимому условию деятельности общественных организаций российского уровня, так как нам интересен опыт зарубежных коллег по обеспечению конкурентоспособности продукции на международных рынках, а также их опыт подготовки и переподготовки инженерных кадров.
Первым значительным шагом в этом направлении было подписание от имени НТО в 2004 году в Лондоне Соглашения о сотрудничестве с Институтом кораблестроения, науки и технологии в сферах взаимного интереса, связанного с научным развитием морской техники, науки и технологии.
Мы стараемся поддерживать тесные связи и сотрудничество с нашей главной штаб-квартирой в Москве, Международным и Российским Союзом НИО. Представители НТО судостроителей регулярно участвуют в Международных практических семинарах, организуемых Международным союзом НИО, с докладами от секции судостроения на пленарных и секционных заседаниях семинара. Такие семинары были проведены в Италии, Греции, Испании, Мальте, Португалии, с привлечением послов и консулов России, а также руководителей инженерных обществ этих стран и от Европейского союза.
Такие контакты позволили ознакомиться с опытом развития промышленности в этих странах и определить совместное направление в инженерной деятельности в сфере бизнеса и подготовки персонала.
В 2005 году основное внимание научно-техническая общественность Санкт-Петербурга и России уделила методической и координационной поддержке судостроительной отрасли. Совместно с ведущими судостроительными предприятиями была закончена разработка новой редакции законопроекта «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся нормативно-правовых условий для развития судостроительной промышленности».
Меры по корректировке действующего законодательства направлены на создание на судостроительных предприятиях России условий, равных с зарубежными конкурентами. Эти меры стимулируют строительство гражданских судов на отечественных верфях и обеспечивают создание в России современных технических средств, необходимых для освоения отечественного шельфа и устойчивой работы Северного Морского пути, т.е. создаются нормальные условия, стимулирующие строительство флота на отечественных предприятиях.
Правительство РФ в апреле 2005 года внесло в Госдуму законопроект, касающийся создания Российского международного реестра судов. Этим законопроектом для Министерства транспорта и российских судоходных компаний создаются условия приобретения морских транспортных судов иностранной постройки без НДС и таможенных пошлин при условии их регистрации в Российском международном Реестре судов и плавании под российским флагом. Закон актуален и важен для России, но сохранение при этом действующих условий строительства отечественных транспортных и промысловых судов для внутреннего рынка (без освобождения от НДС и таможенных пошлин за ввоз комплектующего и технологического оборудования и др. мер) будет означать прямую дискриминацию предприятий отечественного судостроения и усилит неравенство экономических условий их работы по сравнению с зарубежными конкурентами.
Предлагаемый нами законопроект будет обеспечивать значительных рост ежегодных объемов гражданского судостроения для внутреннего рынка, что позволит провести необходимую модернизацию производства и техническое перевооружение российских верфей для обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, восстановления позиций России как одной из ведущих морских держав.
Все эти соображения мы изложили в письме Губернатору СПб В.И. Матвиенко и вместе с законопроектом передали ей лично. Валентина Ивановна, заинтересованно и с пониманием отнеслась к данной проблеме и обещала ознакомить с этими материалами Президента РФ В.В. Путина.
В настоящее время законопроект успешно прошел рассмотрение и был одобрен комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства СПб.
Второй вопрос, который также интересует научно-техническую судостроительную общественность - это проблема, связанная с поиском новых форм управления отраслью, т.е. с ее реструктуризацией. На сегодняшний момент утверждена концепция структурных преобразований судостроительной промышленности России.
В 2005 году на очередном пленуме Центрального Правления, который состоялся в июне в Шуваловском дворце, были приняты приоритетные направления деятельности Рос НТО Судостроителей, в том числе:
- содействовать в утверждении Правительством РФ стратегии развития отрасли до 2030 года, разработанной научными центрами ЦНИИ им. Академика А.Н. Крылова, ЦНИИ технологии судостроения, ЦНИИ «Курс» и поддержанной ведущими судостроительными предприятиями;
- в период реструктуризации отрасли содействовать в сохранении накопленного научно-технического потенциала во вновь образуемых интегральных структурах;
- оказывать содействие в реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.04 г, № 1585 о подготовке и переподготовке кадров для отрасли в соответствии с утвержденной программой на 2004 - 2008 гг;
- принять участие в Научно-техническом конгрессе в Москве «Безопасность - основа устойчивого развития регионов и мегаполисов», в ноябре 2005 года и выступить там с докладом «Развитие судостроения - важнейшее условие обеспечения национальной безопасности»;
- провести на базе Рос НТО судостроителей в июне 2006 года юбилейные мероприятия, посвященные 140-летию Русского технического общества.
2005 год также ознаменовался активным участием НТО в Международном военно-морском салоне и выставке «Нева-2005». На салоне мы провели презентации по итогам Всероссийской конференции «Информационные технологии в судостроении-2005».
В том же году делегация Центрального Правления посетила судостроительные предприятия Северного региона в г. Северодвинске. Был составлен протокол взаимодействия Центрального Правления НТО и предприятий Северодвинского судостроительного и судоремонтного Комплекса государственного Российского центра атомного судостроения (ГРЦАС). В протоколе были определены и действуют в настоящее время условия взаимодействия Центрального Правления НТО с руководством инженерно-технических служб, первичными организациями НТО предприятий Северодвинского судостроительного комплекса, правлением региональной Архангельской общественной организации НТО судостроителей.
В процессе реализации плана мероприятий по участию Президиума ЦП Рос НТО судостроителей в основных направлениях деятельности Международного и Российского Союза НИО на 2005 год мы участвовали в конкурсе на соискание Золотой медали имени В.Г. Шухова, а также во Всероссийском конкурсе «Инженер года». Инженерами 2005 года от судостроения стали по номинации «профессиональный инженер»:
Дульнев Андрей Иванович (ЦНИИ им. Академика Крылова);
Тукнянин Алексей Николаевич (СПб МБМ «Малахит»);
по номинации «Инженерное искусство «Молодых»:
Аверьянов Дмитрий Леонидович (СПб МБМ «Малахит»).
2006 год прошел под флагом международного форума, посвященного 140-летию Русского технического общества. НТО судостроителей было образовано в один год с Российским техническим обществом в Санкт-Петербурге в 1866 году в виде входящего в него отдела «Кораблестроения, морской техники, артиллерии и оружейного производства».
Поэтому предложение Президиума НТО судостроителей о проведении юбилея РТО в Санкт-Петербурге было поддержано Союзом НИО (г. Москва) и мы его провели в актовом зале Смольного в июне 2006 года.
В работе форума приняли участие представители всех научно-технических обществ России. В нашем докладе на форуме был показан вклад известных членов НТО - кораблестроителей Бубнова И.Г, Беклемишева М.Н., Афанасьева В.И., Боклевского К.П., Брикс Ф.А., Пио-Ульского Г.Н., Тимошенко С.П. и Крылова А.Н. в развитие судостроения в России, а в дальнейшем и в СССР. Показана роль академика А.Н. Крылова в сохранении и развитии научно-технического общества судостроителей в период реконструкции судостроительной промышленности в 30-40-е годы XX века. Подчеркнута роль НТО судостроителей, как главной общественной организации отрасли.
В 2006 году Президиум НТО рассмотрел на расширенном заседании результаты работы научно-технических секций. Было отмечено, что из 21 секции - 19 работают достаточно эффективно. Две секции: «Эксплуатационная безопасность судов» и «Защита металлов от коррозии» практически не работают. Было принято решение о слиянии этих секций с успешно работающими секциями соответственно: «Судоремонта и технической эксплуатации» и «Судостроительные материалы». Кроме того, учитывая интенсивное развитие информационных технологий и их применение в различных системах управления, было принято решение о создании еще одной научно-технической секции «Управление судостроительным производством» (руководитель, к.т.н. Богданов А.Е. (Адмиралтейские верфи).

Таким образом, в настоящее время при Центральном Правлении НТО судостроителей работают 20 научно-технических секций, охватывающих все основные научные направления в судостроении, в том числе:
1. Мореходные качества судов - рук. д.т.н., проф. Русецкий Александр Алексеевич (ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова);
2. Проектирование судов - рук. д.т.н., проф. Гайкович Александр Иосифович (СПб ГМТУ);
3. Прочности и конструкции судна - рук. к.т.н., доцент Шишенин Евгений Александрович (ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова);
4. Судовых энергетических установок - рук. к.т.н., с.н.с. Багерман Анатолий Захарович (ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова), к.т.н., доцент Румб Виктор Карлович (СПб ГМТУ);
5. Технология судостроения - рук. к.т.н. Горбач Владимир Дмитриевич (ЦНИИ ТС); к.т.н, Марголин Григорий Залманович;
6. Электроэнергетических систем - рук. д.т.н., проф. Иванов Евгений Алексеевич (СПб ГМТУ);
7. Приборостроения - рук. д.т.н., проф. Нелепин Рональд Аполлонович (СПб ГМТУ);
8. Судоремонта и технической эксплуатации - рук. д.т.н. проф. Бавыкин Георгий Викторович, (СПб ГМТУ);
9. Морская навигация, гидрография, геофизика и гидрометеорология - рук. д.т.н. проф. Иванов Борис Евгеньевич
(ГНИИНГИ МО РФ);
10. Автоматизация морского транспортного флота - рук. д.т.н. проф. Корчанов Виктор Михайлович (НПО «Аврора»);
11. Судостроительные материалы - рук. д.х.н. проф. Николаев Герман Иванович (ГУП ЦНИИ КМ «Прометей»);
12. Электромагнитная совместимость судовых технических средств - к.т.н. Варшевский Александр Алексеевич (СПб ГМТУ);
13. Судового машиностроения - рук. д.т.н. с.н.с. Суслов Валерий Федорович (ЦНИИ СМ);
14. Акустика в судостроении - рук. д.т.н., проф. Попков Владимир Иванович (ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова);
15. История судостроения - рук. Козырь Виталий Викторович (НТО судостроителей им. акад. А.Н.Крылова);
16. Экономики и управления - рук. д.э.н., проф. Алехин Михаил Юрьевич (СПб ГМТУ);
17. Экономики и охраны труда - рук. Леонова Галина Ивановна;
18. Обучающие тренажеры - д.т.н., проф. Мартынов Николай Павлович (ВМИИ);
19. Современные технологии подготовки и переподготовки кадров - рук. к.т.н., доцент Проценко Геннадий Васильевич (СПбГМТУ);
20. Управление судостроительным производством - рук. к.т.н. Богданов Александр Евгеньевич (Адм. верфи).
В 2006 году большое внимание президиум ЦП НТО уделил вопросам разработки концепции инновационных проектов по базовым и критическим военным и специальным технологиям, вошедшим в перечень критических технологий РФ, утвержденных Президентом России.
При Центральном Правлении НТО были созданы рабочие группы, куда вошли представители Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова, 1-го Центрального научно-исследовательского института, ФГУП «Адмиралтейские верфи», Государственного Российского центра атомного судостроения (ГРЦАС), ЦМКБ «Алмаз», ОАО «Транзас», ЦНИИ «Электроприбор», ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова и др. По результатам работы рабочих групп были представлены для обсуждения концепции по 7 проектам:
- «Разработка метода создания конструкций с повышенными полифункциональными свойствами на основе высокомодульного углепластика для постройки кораблей специального назначения».
- «Перспективные высокомореходные малые надводные корабли с качественно улучшенными тактическими, техническими и эксплуатационными характеристиками при ограниченной трудоемкости и стоимости постройки».
- «Совершенствование «стелс»-технологий применительно к надводным кораблям и судам, а также к их боевым и техническим средствам с целью создания скрытых и высокоэффективных надводных сил Военно-Морского Флота».
- «Внедрение и развитие технологий информационной поддержки жизненного цикла кораблей и судов ВМФ, направленных на оптимизацию их функциональных и стоимостных характеристик».
- «Исследование возможности использования технологий двойного назначения при создании и эксплуатации энергетических установок в судостроении».
Обсуждение инновационных проектов было организовано на совместном выездном заседании президиума Центрального правления НТО и экспертного совета при Главкоме ВМФ РФ на базе Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова.
Все темы получили одобрение и были рекомендованы на представление на конкурс на соискание средств государственной поддержки по двум направлениям:
1. В качестве ведущей научной школы в определенной области знаний по перечню, утвержденному Министерством образования и науки РФ;
2. По научным направлениям критических технологий, соответствующим утвержденным разделам Правительством РФ.
1-е полугодие 2007 года прошло под флагом юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения двух выдающихся судостроителей, бывших министров судостроительной промышленности СССР Егорова Михаила Васильевича (17.01.1907 г.) и Бутомы Бориса Евстафьевича (11.05.1907 г.).
В журнале «Судостроение» были опубликованы статьи Александрова В.Л. и Козыря В.В., посвященные памяти министров. Президиум НТО на базе СПбМБМ «Малахит» организовал конференцию, посвященную памяти Б.Е. Бутомы и совместно с Советом ветеранов судостроения мы провели юбилейные мероприятия в Москве. Активисты НТО, ветераны судостроения откликнулись на наш призыв и активно участвовали в работе конференции, выступив с воспоминаниями об этих выдающихся руководителях. НТО, совместно с режиссером Учителем В.Б., отсняли 20-минутный фильм, посвященный памяти Б.Е. Бутомы, который был показан на конференции. Всего в Санкт-Петербурге и Москве в юбилейных мероприятиях приняли участие около 500 человек. Президиум НТО учредил памятную медаль «Б.Е. Бутома 1907-2007», которой были награждены более 150 активистов НТО и ветеранов судостроения в Санкт-Петербурге, Москве и регионах России. Сейчас выходит в свет брошюра о Б.Е. Бутоме в издательстве «Морвест» автора-составителя Сыроежиной Ю.И.
Центральное Правление НТО активно работает с комитетами правительства Санкт-Петербурга. В этом году мы выиграли конкурс и получили грант от Комитета образования и высшей школы по созданию сайта НТО, включающего всю историческую информацию о нашем старейшем обществе в России, а также основные научно-технические направления нашей деятельности в настоящее время и на перспективу.
Активно работаем с Комитетом внешних связей по направлению международного сотрудничества со странами Балтии: Финляндия, Эстония, Германия, Швеция, Норвегия. В настоящее время мы подготовили международный вариант проекта по Арктическому судостроению и представили на английском языке в комитет для рассмотрения в комиссии Европейского Союза.
Президиум, аппарат НТО, руководители и члены научно-технических секций приняли участие в работе Морского Салона. В рамках салона под эгидой НТО успешно прошла международная конференция на базе СПбГМТУ «SUB SEA Tech 2007», посвященная передовым подводным технологиям. В работе конференции приняли участие отечественные и зарубежные ученые, специалисты по современным проблемам гидродинамики, конструкторы подводных аппаратов, производственники, технологи и др.
Таким образом, за пять прошедших лет Центральное правление и аппарат НТО проделали достаточно большую организационную и научно-техническую работу по реализации решения предыдущего съезда:
• отремонтированы помещения НТО на Невском, 44, решен вопрос аренды с городской комиссией КУГИ;
• закончена работа по привлечению региональных организаций в НТО. В результате, с октября 2004 года, Межрегиональная общественная организация НТО судостроителей им.академика А.Н. Крылова реорганизована в Общероссийскую общественную организацию «Российское научно-техническое общество судостроителей им. академика А.Н. Крылова»;
• ежегодно проводится работа по привлечению региональных отделений к участию в годовых тематических планах ЦП НТО, а также представители ЦП НТО за отчетный период участвовали в научно-технических конференциях и научных мероприятиях в регионах; были составлены и подписаны протоколы о совместной работе с Архангельским отделением, организовано новое отделение на о. Сахалин, активно идет работа с Ленинградским областным отделением;
• региональное отделение старается сохранить первичные организации НТО, где они есть, и возобновить, где они утрачены. Первичные организации НТО работают на крупных предприятиях Санкт-Петербурга, Северодвинска, на отдельных предприятиях в Москве, и свою работу строят по планам региональных отделений.
Однако работа по созданию первичных организаций НТО и привлечению индивидуальных членов на всех предприятиях и организациях отрасли до сих пор не завершена. Как показала практика, вопрос о возобновлении первичных организаций НТО и привлечении индивидуальных членов может успешно решаться на базе научно-технических советов и советов молодых специалистов предприятий, путем участия в различных местных конкурсах и конкурсах на звание «Инженер года», с определенным премиальным фондом. Новому составу центрального правления, совместно с руководителями региональных отделений, следует продолжить эту работу.
Одна из функций НТО - это рассмотрение и экспертное заключение научно-технических разработок, представленных на соискание государственных премий и премий Правительства РФ, по тематике, связанной с судостроением.
В 2005-2006 гг. мы рассмотрели две такие работы. Рассмотрение проводилось временными научно-техническими советами НТО, сформированными на базе научно-технических секций по профилю представляемой тематики, и с привлечением исполнителей, заказчика, инспекционных организаций и представителей министерства. Заключения НТС по рассмотренным работам были направлены в Москву. В результате обе работы получили поддержку, а коллективам присвоены премии Правительства РФ. Первая работа представлена на НТС, образованной на базе научно-технической секции «Судовые энергетические установки», по теме: «Разработка принципиально новых высокопроизводительных турбокомпрессорных установок авиационной компактности (1кт/кВт) при стационарном ресурсе (100000 часов), внедрение и широкое серийное производство и создание на их основе энергокомплексов тяжелых кораблей, атомных ледоколов, металлургических и химических комбинатов, превышающих мировой уровень» (головное предприятие ОАО «Кировский завод»).
Вторая работа представлена на НТС, образованном из 3-х научно-технических секций: «Технология судостроения»; «Судостроительные материалы»; «Судовое машиностроение», по теме: «Создание и масштабное внедрение в машиностроение высокоресурсных крупногабаритных экологически чистых узлов трения скольжения, с высокими приборотехническими свойствами» (головное предприятие ФГУП ЦНИИКМ «Прометей»).
Конечно, приоритетными направлениями деятельности НТО были и остаются вопросы содействия инновационному пути развития предприятий отрасли, которые перекликаются с резолюцией 1 съезда инженеров России.
Перспективы развития отечественного судостроения как в военном, так и в гражданском секторах находятся в области высоких технологий. Эти технологии, позволяющие строить сложную конкурентоспособную судовую технику, базируются на комплексе кораблестроительных дисциплин, составляющих современную судостроительную науку.
Важнейшим направлением деятельности ученых и инженеров- кораблестроителей является развитие информационных компьютерных технологий проектирования. В настоящее время одним из решающих факторов обеспечения конкурентоспособности на рынках гражданских судов является возможность в кратчайшие сроки адаптировать достижения научно-технического прогресса в судостроении к требованиям заказчиков, что могут обеспечить современные САD/CAM-системы. Вторым фактором конкурентных преимуществ верфи служит возможность поддерживать в течение жизненного цикла эксплуатационные качества судов, т.е. создать условия для гарантийного и сервисного обслуживания. Это обеспечивается применением CALS-технологий. Именно эти направления необходимо осваивать нашим проектным институтам и предприятиям, в чем НТО судостроителей может оказать существенную поддержку.
Не менее важным направлением для повышения конкурентоспособности отечественных верфей является проведение коренной технической модернизации судостроительных предприятий. Как показывает практика, сложность задач технической реконструкции предприятий требует знаний передовых судостроительных технологий, опыта зарубежных верфей, современной логистики. Например, разработка проекта модернизации производственно-технологического комплекса надводного судостроения «Адмиралтейских верфей», которая осуществляется в настоящее время, потребовала от всего инженерного корпуса предприятия предельной реализации профессионального потенциала. Большую помощь нам оказали ученые ЦНИИТС, что является примером творческого содружества.
Для отечественного судостроения коренная техническая реконструкция предприятий является важнейшим направлением, которое позволяет сократить длительность строительства гражданских судов и обеспечить тем самым сопоставимость этого параметра конкурентоспособности с зарубежными верфями.
Будущему составу Центрального Правления и руководству НТО надо обратить на эти темы свое внимание с целью активного участия в их реализации. Необходимо продолжить практику работы с молодежью. Устанавливать новые профессиональные конкурсы с премиальным фондом на предприятиях отрасли от имени НТО, а так же поддерживать старые, испытанные временем (Крыловские и Бубновские чтения, звание «Инженер года» по номинации «Молодые инженеры» и др.)
За 140 лет своего существования судостроительная отрасль в России и СССР неоднократно перестраивалась, менялись состав и структура предприятий, их профиль работы, а научно-техническое общество судостроителей всегда оставалось почти в неизменном виде оплотом научно-технической мысли, объединяющей инженеров - судостроителей нашей страны. Давайте сохраним эту традицию.
 

 
След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.