Работа НТО за отчетный период была направлена на реализацию уставной деятельности с учетом решений предыдущего съезда - конференции (июнь 2002 г.), резолюции первого съезда инженеров России, а также постановлений и решений Съездов, пленумов и конференций Международного и Российского Союзов НИО и Рос НТО Судостроителей им. Академика А.Н. Крылова.
В июне 2002 года был проведен съезд НТО, на котором был избран новый состав руководящих органов, а также определен состав 21-й научно - технической секции и утверждены их руководители - крупные ученые по соответствующим направлениям.
Сразу после проведения съезда перед новым руководством НТО встала задача в сохранении нашей штаб-квартиры на Невском, 44. Необходимо было продлить аренду. При этом основным условием, которое поставила Городская комиссия КУГИ, - провести капитальный ремонт помещений с полной заменой тепловых и электрических сетей, и со сроком окончания ремонтных работ в мае 2003 года, к дню празднования 300 - летия Санкт-Петербурга.
Такой ремонт был нами проведен в установленный срок. В его финансировании участвовали многие предприятия отрасли. Особенно хотелось бы отметить: ФГУП «Адмиралтейские верфи»; ФГУП НПО «Аврора»; ФГУП ЦКБ и Т «Рубин»; ФГУП «Северное ПКБ»; ОАО СФ «Алмаз»; ОАО «Эра»; ФГУП ЦНИИ «Электроприбор»; ФГУП ЦМКБ «Алмаз».
С 2002 года заработал выбранный на съезде Президиум НТО, который восстановил традицию общества в конце текущего года разрабатывать тематический план Центрального правления НТО на следующий год.
Годовой Тематический план НТО включает три раздела:
1. Организация работы научно-технических секций, семинаров и конференций, участие в форумах, конференциях и выставках;
2. Международное сотрудничество со странами СНГ и дальнего зарубежья;
3. Подготовка научных кадров, издательская деятельность и организационные вопросы.
В 2002 году вышло постановление Президиума НТО о ежегодном проведении отчетного Пленума Центрального Правления НТО с привлечением представителей регионов. С 2003 года началось регулярное проведение таких Пленумов в середине года, в Санкт-Петербурге, на базе нашей штаб-квартиры.
В 2002 году был создан редакционно-издательский совет при НТО из представителей СПбГМТУ, научных, проектных и производственных судостроительных предприятий с целью формирования программы издания учебной, справочной, научно-технической и исторической литературы по судостроению. Такая программа была сформирована до 2008 года и действует до сих пор, являясь базовой основой по выпуску литературы по судостроению.
В ее рамках на сегодняшний день издано:
1. Учебники для вузов по следующим направлениям:
- проектирование кораблей;
- управление судостроительными предприятиями в условиях рыночной экономики и др.
2. Монографии по вопросам проектирования, технологии изготовления, информационным системам управления и др.
3. Альбомы, справочники и другая научно-техническая литература.
4. Исторические издания, посвященные академикам А.Н. Крылову и В.Г. Шухову; двулогия, посвященная 300-летию Адмиралтейских верфей; книга о морском министре царского флота адмирале Иване Алексеевиче Шестакове; о министре СССР - судостроителе Бутоме Б.Е. и др.
2003 год характеризовался подготовкой и участием НТО судостроителей в Международной научно-практической конференции в Москве: «Инженерное искусство в развитии цивилизации», посвященной 150-летию со дня рождения выдающегося русского инженера Владимира Григорьевича Шухова.
В рамках этой конференции Центральное Правление организовало и провело в июне 2003 года секцию Судостроения, на которой были разработаны предложения по стимулированию инженерно-инновационной деятельности и творческого труда специалистов судостроительной отрасли с учетом рыночных отношений. Предложения направлены в Москву и были включены в решения Международной конференции. Представители НТО участвовали в работе конференции в Москве с докладом о влиянии творчества Владимира Григорьевича Шухова и Алексея Николаевича Крылова на развитие отечественного судостроения.
В августе 2003 года Центральное правление НТО судостроителей организовало и провело в Санкт-Петербурге первый съезд инженеров Северо-Запада России на базе Университета технологии и дизайна. Были привлечены все крупные промышленные предприятия Санкт-Петербурга и Северо-Запада.
В съезде участвовали лидеры Профсоюзов, Губернаторы Новгородской, Вологодской, Калининградской и Архангельской областей. Съезд выработал рекомендации по повышению значимости инженерного труда в рамках проблем Северо-Запада, которые направил в оргкомитет 1-го съезда инженеров России. Была принята резолюция съезда, куда вошли в том числе и следующие важнейшие позиции:
- создание на Северо-Западе центра прикладной инженерной науки;
- проведение мониторинга дееспособности предприятий Северо-Запада;
- принятие в Госдуме закона о развитии отечественного судостроения;
- стимулирование труда ученых прикладных инженерных наук и изобретателей;
- подготовка кадров по конкретным производственным программам.
Резолюция направлена в оргкомитет 1-го съезда инженеров России, на котором судостроение было представлено большой делегацией руководителей и ведущих специалистов отрасли (30 человек).
Съезд принял резолюцию, которая определила стратегические задачи развития инженерного дела в России на пять лет.
В 2003 году Президиум НТО принял решение об увековечении памяти первого в мире училища корабельной архитектуры. Мемориальная доска была изготовлена по согласованному эскизу с Военно-морским институтом и исторической секцией НТО и установлена на фасаде исторического здания, рядом с Никольским собором.
Совместно с НТО на базе ЦНИИ регулярно проводятся конференции, посвященные памяти академиков-судостроителей: А.Н. Крылова (Крыловские чтения), Бубнова И.Г. и Шиманского Ю.А., посвященные проблемам мореходных и прочностных качеств судов, а также корабельной гидромеханики.
2004 год прошел под флагом 300-летия старейшего судостроительного предприятия России «Адмиралтейские верфи». К этому юбилею была приурочена научно-практическая конференция: «Роль и значение Адмиралтейских верфей в научно-техническом развитии Российского и мирового судостроения». В работе конференции приняли участие судостроители практически от всех регионов России, а также друзья и коллеги от зарубежных стран. Конференция приобрела статус крупного Международного форума, на котором были приняты важные решения не только для развития предприятия, но и всего судостроения России, имея в виду инновационное развитие отрасли.
Для реализации решений 1-го съезда инженеров России в июне 2004 года состоялось совместное заседание президиума и Центрального Правления НТО судостроителей в рамках Пленума ЦП НТО, посвященное приоритетным направлениям деятельности НТО. Пленум поддержал инновационный путь развития предприятий отрасли, как главное условие модернизации экономики и ускорения темпов экономического роста, и поручил ЦП НТО осуществление методической и научно-технической координационной поддержки при разработке и конкурсном прохождении наиболее значимых проектов, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной судостроительной продукции.
В июле 2004 года на базе НТО была сформирована рабочая группа из специалистов ЦНИИ академика А. Н. Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей», ЦНИИ «Электроприбор», Адмиралтейских верфей, Морского регистра судоходства и др., которая в период с августа по октябрь подготовила проект НИОКР «Арктическое судостроение». Целью проекта является:
1. Научно-техническая поддержка судоходства и судостроения, обеспечивающая освоение арктического шельфа и транспортное обеспечение вывоза добываемых углеводородов из Северных и Северо-Западных районов России.
2. Обеспечение конкурентоспособности судов ледового класса, предназначенных для работы в арктических морях и замерзающих неарктических морях Северо-Западного бассейна для преодоления конкуренции стран Юго-Восточной Азии, в том числе обеспечение:
- ледовой прочности и надежности корпусов судов;
- приемлемых условий обитаемости на судах по параметрам вибрации и шума;
- долговечности корпусных сталей и покрытий, предназначенных для работы в ледовых условиях;
- подготовки инженеров-разработчиков, эксплуатационного и судоводительского персонала для создания и эксплуатации судов и судового оборудования в условиях ледового плавания;
- экологической защиты окружающей среды в ледовых условиях.
Научным руководителем проекта по решению Президиума НТО назначен президент НТО, профессор Александров В.Л., соруководителями по соответствующим научным направлениям академики Пашин В.М. и Горынин И.В. Тема направлена Миннауки в департамент инновационных проектов для участия в конкурсе. Вопрос мы отслеживаем, но в Москве рассмотрение и конкурсное прохождение инновационных проектов связывают с реструктуризацией отрасли, которая должна, в основном, закончиться в этом году.
Выполняя решения предыдущего съезда НТО аппарат Центрального Правления в октябре 2004 года закончил совместную работу с Российским союзом научных и общественных организаций (г. Москва) по привлечению в НТО судостроителей новых предприятий и организаций регионов России, связанных с судостроением. Всего членами НТО стали более 50% регионов России, что сделало возможным преобразовать Межрегиональную структуру НТО во Всероссийскую общественную организацию. Были откорректированы устав и учредительные документы НТО, получено согласие родственников А.Н.Крылова на дальнейшее использование его имени, и весь пакет был рассмотрен в Министерстве Юстиции РФ, которое зарегистрировало новое название общества: «Российское научно-техническое общество судостроителей им. Академика А.Н. Крылова». Таким образом, с конца 2004 года мы вернули себе статус Всероссийского общества судостроителей.
НТО судостроителей придавало и будет придавать в дальнейшем большое значение международному сотрудничеству, как необходимому условию деятельности общественных организаций российского уровня, так как нам интересен опыт зарубежных коллег по обеспечению конкурентоспособности продукции на международных рынках, а также их опыт подготовки и переподготовки инженерных кадров.
Первым значительным шагом в этом направлении было подписание от имени НТО в 2004 году в Лондоне Соглашения о сотрудничестве с Институтом кораблестроения, науки и технологии в сферах взаимного интереса, связанного с научным развитием морской техники, науки и технологии.
Мы стараемся поддерживать тесные связи и сотрудничество с нашей главной штаб-квартирой в Москве, Международным и Российским Союзом НИО. Представители НТО судостроителей регулярно участвуют в Международных практических семинарах, организуемых Международным союзом НИО, с докладами от секции судостроения на пленарных и секционных заседаниях семинара. Такие семинары были проведены в Италии, Греции, Испании, Мальте, Португалии, с привлечением послов и консулов России, а также руководителей инженерных обществ этих стран и от Европейского союза.
Такие контакты позволили ознакомиться с опытом развития промышленности в этих странах и определить совместное направление в инженерной деятельности в сфере бизнеса и подготовки персонала.
В 2005 году основное внимание научно-техническая общественность Санкт-Петербурга и России уделила методической и координационной поддержке судостроительной отрасли. Совместно с ведущими судостроительными предприятиями была закончена разработка новой редакции законопроекта «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся нормативно-правовых условий для развития судостроительной промышленности».
Меры по корректировке действующего законодательства направлены на создание на судостроительных предприятиях России условий, равных с зарубежными конкурентами. Эти меры стимулируют строительство гражданских судов на отечественных верфях и обеспечивают создание в России современных технических средств, необходимых для освоения отечественного шельфа и устойчивой работы Северного Морского пути, т.е. создаются нормальные условия, стимулирующие строительство флота на отечественных предприятиях.
Правительство РФ в апреле 2005 года внесло в Госдуму законопроект, касающийся создания Российского международного реестра судов. Этим законопроектом для Министерства транспорта и российских судоходных компаний создаются условия приобретения морских транспортных судов иностранной постройки без НДС и таможенных пошлин при условии их регистрации в Российском международном Реестре судов и плавании под российским флагом. Закон актуален и важен для России, но сохранение при этом действующих условий строительства отечественных транспортных и промысловых судов для внутреннего рынка (без освобождения от НДС и таможенных пошлин за ввоз комплектующего и технологического оборудования и др. мер) будет означать прямую дискриминацию предприятий отечественного судостроения и усилит неравенство экономических условий их работы по сравнению с зарубежными конкурентами.
Предлагаемый нами законопроект будет обеспечивать значительных рост ежегодных объемов гражданского судостроения для внутреннего рынка, что позволит провести необходимую модернизацию производства и техническое перевооружение российских верфей для обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, восстановления позиций России как одной из ведущих морских держав.
Все эти соображения мы изложили в письме Губернатору СПб В.И. Матвиенко и вместе с законопроектом передали ей лично. Валентина Ивановна, заинтересованно и с пониманием отнеслась к данной проблеме и обещала ознакомить с этими материалами Президента РФ В.В. Путина.
В настоящее время законопроект успешно прошел рассмотрение и был одобрен комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства СПб.
Второй вопрос, который также интересует научно-техническую судостроительную общественность - это проблема, связанная с поиском новых форм управления отраслью, т.е. с ее реструктуризацией. На сегодняшний момент утверждена концепция структурных преобразований судостроительной промышленности России.
В 2005 году на очередном пленуме Центрального Правления, который состоялся в июне в Шуваловском дворце, были приняты приоритетные направления деятельности Рос НТО Судостроителей, в том числе:
- содействовать в утверждении Правительством РФ стратегии развития отрасли до 2030 года, разработанной научными центрами ЦНИИ им. Академика А.Н. Крылова, ЦНИИ технологии судостроения, ЦНИИ «Курс» и поддержанной ведущими судостроительными предприятиями;
- в период реструктуризации отрасли содействовать в сохранении накопленного научно-технического потенциала во вновь образуемых интегральных структурах;
- оказывать содействие в реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.04 г, № 1585 о подготовке и переподготовке кадров для отрасли в соответствии с утвержденной программой на 2004 - 2008 гг;
- принять участие в Научно-техническом конгрессе в Москве «Безопасность - основа устойчивого развития регионов и мегаполисов», в ноябре 2005 года и выступить там с докладом «Развитие судостроения - важнейшее условие обеспечения национальной безопасности»;
- провести на базе Рос НТО судостроителей в июне 2006 года юбилейные мероприятия, посвященные 140-летию Русского технического общества.
2005 год также ознаменовался активным участием НТО в Международном военно-морском салоне и выставке «Нева-2005». На салоне мы провели презентации по итогам Всероссийской конференции «Информационные технологии в судостроении-2005».
В том же году делегация Центрального Правления посетила судостроительные предприятия Северного региона в г. Северодвинске. Был составлен протокол взаимодействия Центрального Правления НТО и предприятий Северодвинского судостроительного и судоремонтного Комплекса государственного Российского центра атомного судостроения (ГРЦАС). В протоколе были определены и действуют в настоящее время условия взаимодействия Центрального Правления НТО с руководством инженерно-технических служб, первичными организациями НТО предприятий Северодвинского судостроительного комплекса, правлением региональной Архангельской общественной организации НТО судостроителей.
В процессе реализации плана мероприятий по участию Президиума ЦП Рос НТО судостроителей в основных направлениях деятельности Международного и Российского Союза НИО на 2005 год мы участвовали в конкурсе на соискание Золотой медали имени В.Г. Шухова, а также во Всероссийском конкурсе «Инженер года». Инженерами 2005 года от судостроения стали по номинации «профессиональный инженер»:
Дульнев Андрей Иванович (ЦНИИ им. Академика Крылова);
Тукнянин Алексей Николаевич (СПб МБМ «Малахит»);
по номинации «Инженерное искусство «Молодых»:
Аверьянов Дмитрий Леонидович (СПб МБМ «Малахит»).
2006 год прошел под флагом международного форума, посвященного 140-летию Русского технического общества. НТО судостроителей было образовано в один год с Российским техническим обществом в Санкт-Петербурге в 1866 году в виде входящего в него отдела «Кораблестроения, морской техники, артиллерии и оружейного производства».
Поэтому предложение Президиума НТО судостроителей о проведении юбилея РТО в Санкт-Петербурге было поддержано Союзом НИО (г. Москва) и мы его провели в актовом зале Смольного в июне 2006 года.
В работе форума приняли участие представители всех научно-технических обществ России. В нашем докладе на форуме был показан вклад известных членов НТО - кораблестроителей Бубнова И.Г, Беклемишева М.Н., Афанасьева В.И., Боклевского К.П., Брикс Ф.А., Пио-Ульского Г.Н., Тимошенко С.П. и Крылова А.Н. в развитие судостроения в России, а в дальнейшем и в СССР. Показана роль академика А.Н. Крылова в сохранении и развитии научно-технического общества судостроителей в период реконструкции судостроительной промышленности в 30-40-е годы XX века. Подчеркнута роль НТО судостроителей, как главной общественной организации отрасли.
В 2006 году Президиум НТО рассмотрел на расширенном заседании результаты работы научно-технических секций. Было отмечено, что из 21 секции - 19 работают достаточно эффективно. Две секции: «Эксплуатационная безопасность судов» и «Защита металлов от коррозии» практически не работают. Было принято решение о слиянии этих секций с успешно работающими секциями соответственно: «Судоремонта и технической эксплуатации» и «Судостроительные материалы». Кроме того, учитывая интенсивное развитие информационных технологий и их применение в различных системах управления, было принято решение о создании еще одной научно-технической секции «Управление судостроительным производством» (руководитель, к.т.н. Богданов А.Е. (Адмиралтейские верфи).