на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




«Эрна», или О роли ложки со свастикой
Автор: Борис ПОДОПРИГОРА.   
Сначала о поводе. 6-11 августа в Эстонии проведена международная военная игра «Поход Эрны-2007». В ней приняли участие 18 эстонских и 10 зарубежных команд, в том числе из США, Норвегии, Дании, Германии, Швеции, Финляндии, Чехии и Португалии. Такого рода мероприятия проводятся с 1993 года и представляют собой соревнования отрядов армейского спецназа и им подобных формирований по военно-прикладным видам спорта. Участники соревнований, в частности, совершили марш по маршруту, которым в июле 1941 года прошел немецко-эстонский отряд «Эрна» по тылам Красной Армии.
О ценности ложки к обеду
Теперь об аналогии. Лет 30 назад совсем в другом месте - в Богом и цивилизацией забытой молдавской деревне оказалась группа столичных туристов. Застигнутые врасплох тамошние селяне искренне не знали, как проявить свое радушие, помимо щедрости на изабеллу и изобилия кукурузной каши - мамалыги в глиняных горшках. Гастрономическую незатейливость компенсировали тосты-песни-пляски, но хозяев все равно не покидало желание угодить гостям чем-нибудь еще. Откликнувшись на просьбу кого-то из туристов - принести ложку - один из селян, покопавшись в сундуке, с воодушевлением ее и извлек. С полустершимися фашистским орлом и свастикой. На глазах повысив собственную самооценку, он пояснил, что ложка досталась ему от румынского офицера, квартировавшего в его избе во время войны. Никакого политико-символического значения молдаванин этому не придавал, зато к реликвии, оставшейся от более статусного, чем он, квартиранта, отнесся не без гордости. Да и при чем тут свастика: чем богаты, тем и рады. Для нечастых столичных гостей - ничего не жаль! Тем более что гости - из того же, что и «господин офицер», «продвинуто-социального» круга.
Этот незатейливый эпизод советского прошлого пришел на память из-за внешнего сходства с эстонскими соревнованиями. Видимо, лишь дефицит героического прошлого определил выбор «радушных» эстонцев в пользу упомянутой «Эрны». Для неё, давшей название международному мероприятию, хватит и одного абзаца. Хотя - ввиду знаковости события - об этом можно рассказать и подробнее.
В одном абзаце: «Эрна» символизирует собой одну из самых провальных операций фашистской военной разведки - абвера. Причем, проваленную на начальном - самом успешном для Германии этапе войны с Советским Союзом. Сформированный в Финляндии и 10 июля 1941 года высадившийся на эстонском побережье отряд «Эрна» (150-200 вооруженных диверсантов), скорее всего, получил задачу перерезать железную дорогу Таллин-Ленинград, чтобы воспрепятствовать вывозу войск и матсредств отступавших частей Красной Армии. Железную дорогу они нашли, но приняли её за вспомогательный путь для перевозки сланцев. Пошли искать дальше, но увязли в болоте и, как деликатно сказано в эстонских источниках - «рассеялись для продолжения боевых действий малыми группами». Поэтому документальных свидетельств их боевого пути - немного. Все остальное имеет отношение к символическим заслугам отряда, то есть мифам.

Пишем «Эрна», читаем «Отто Скорцени»

Подробное их воспроизведение начнем с того, что первый памятник «Эрне» воздвигла советская историография, красочно описавшая героическую операцию войск НКВД по уничтожению банды гитлеровских головорезов. Поскольку документов НКВД по этому поводу нашлось не больше, чем в Германии, миф о крупной победе наших войск в дальнейшем был растиражирован как пример «благородной ярости» красноармейцев и неведомо откуда взявшихся местных партизан-антифашистов. Тамошних хуторян, героически переживших морскую качку и заблудившихся на одном ямском перегоне родных эстляндских просторов, приравняли к «терминаторам» Отто Скорцени.
Уже другие мифотворцы объявили их «теином в чаю» свободолюбивого эстонского народа, уповая на трогательную непосредственность собственных соотечественников и сострадание к ней остального мира. Во-первых, оказывается, эстонские диверсанты не имели никакого отношения к фашизму и его союзникам, что и подтверждает их присяга Маннергейму и действия в составе абверовской команды. Во-вторых, целью их десантирования явилась исключительно защита мирного населения от НКВД, что, надо полагать, составляло основную задачу глубинной разведки третьего рейха. От обратного - в третьих: главная функция НКВД на фоне спешного отступления (если честно - бегства) красноармейских частей формулируется, по эстонской логике, так: проведение репрессий против местного населения для обеспечения морской эвакуации таллинского гарнизона и вывода кораблей Балтфлота. К слову сказать, именно морем, а не железной дорогой, как полагали немцы, эвакуировалась большая часть советских войск. Это свидетельствует не только о профессионализме немецкой разведки, но и эффективности местного нацистского подполья. Проще говоря, внутриэстонское «освободительное движение» не было овеяно легендами даже в катастрофический для нас период Великой Отечественной. Видно, таковой была его изначальная антикоммунистическая мотивированность…
Примечательнее все же другое: подготовкой отряда в Финляндии руководил немецкий обер-лейтенант (правда, не понятно, высадился ли он сам), хотя в его подчинении находился целый эстонский полковник (всё ясно?). Отсюда не менее понятны и расчеты на рейд. Их, в частности, подтверждает журнал боевых действий войск НКВД в период 20 июля - 10 августа 1941 года - то есть, когда «Эрна» себя и увековечила: 2 взорванных моста (один - автомобильный - скорее всего, замедлил на пару суток темпы последующего немецкого наступления), один завал на лесной дороге, убийство двух и ранение трех красноармейцев. Поскольку немцы забрасывали сюда и других диверсантов, это, вообще говоря, не обязательно связано с «народными заступниками». Зато точно с ними связано боестолкновение 31 июля, длившееся менее получаса - возле болот в районе Каула. После чего процитируем: «Несколько десятков человек во главе с полковником Кургом двинулись по лесам на соединение с германской армией». В переводе на русский язык это означает, что не утонувшие в болоте эстонцы разбрелись по хуторам, а находившиеся с ними немцы направились навстречу своим передовым частям.
Правда, была еще и «Эрна-2». Известно, что она высадилась после гибели первой и прекратила свое существование в октябре того же 1941 года. Возможно - по не менее «героической» причине. К сказанному - с обещанной подробностью - добавить нечего. Если же вести речь о гитлеровских формированиях и послевоенных «лесных братьях» (часть из них могла иметь «эрновское» происхождение), то статистика на этот счет куда более документальна. В созданных фашистами формированиях в разное время служили около 50 тысяч эстонцев, в 1944 году сведенные в 20-ю дивизию «ваффен-СС». Части, из которых она в конечном счете была сформирована, «освобождали Эстонию» сначала на Ленинградском фронте, в частности, в Красном Селе и под Гатчиной. Весьма вероятно, что, как минимум, будущие однополчане «освободителей» казнили пациентов не эвакуированной из Ленобласти психиатрической больницы. На нюрнбергском процессе это стало едва ли не единственным пунктом обвинения, вынесенного командующему группы армий «Север» - фельдмаршалу фон Леебу, ибо блокада Ленинграда оказалась юридически не «подсудной» (могли бы сдаться). «Освободительный» поход эстонских карателей продолжился через белорусские местечки Новогрудок и Овруч, а также шахтерские поселки Донбасса (около 15 тысяч расстрелянных евреев и цыган). Подобная специализация говорит сама за себя. Как и финал «похода «Эрны» - Прага 11 мая 1945 года, когда 10 тысяч «легионеров» сдались Красной Армии, а 3 тысячи - бежали на Запад. Последние в немалой степени заложили «послеоккупационную» элиту «свободной Эстонии». Может ли у неё быть что-то общее с потомками 30 тысяч эстонских солдат антигитлеровской коалиции, не говоря о бронзовом символе Победы над фашизмом?

Закончив тему, помойте руки

Таллин стесняется международно пиарить эсэсовцев из-за их принадлежности к преступной по нюрнбергскому вердикту организации. Другое дело - «неподсудно-армейская» «Эрна» или «воевавшие за нашу и нашу свободу» «лесные братья», которые эсэсовских молний никому не показывали. Как быть в другом? Руководство НАТО, спецназовские команды которой составляли основу соревновавшихся, с нажимом предупреждает Россию об особой деликатности исторических символов. Но со своей стороны не видит никакого символа в абверовских - пусть и горе-диверсантах: так, мол, потренировались на пересеченной местности, а вы углубились в историю... Может, и нам потренироваться где-нибудь по историческому норд-весту под «неполитизированным» флагом «Похода Маринеско-200?»? Постреляем торпедами, высадим «пловцов-олимпийцев» на чей-то пассажирский паром - а что: Олимпиада на носу?
Что ж до эстонцев, не пожалевших для высоких гостей даже «ложки со свастикой»… Увы, для них - не собственная, как у «тоталитаристов», история и не язык с территорией служат основой национального самосознания. А Россия, пакостливость в отношении которой придает смысл их суверенному бытию. Помыв руки, помашем на прощанье бесхитростным молдаванам…

Борис ПОДОПРИГОРА.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.