Выбор этой темы предопределили две даты - 4 и 13 декабря. В начале месяца Россия и США подписали меморандум о военном сотрудничестве на 2008 год - по существу дежурный документ, привлекший внимание лишь из-за предельно обострившихся разногласий по американской (национальной) системе противоракетной обороны (НПРО).
Отсюда и интерес - неужели все так беспросветно, что не согласуют даже график рутинных встреч (10-15 в год)? Вторая дата связана с решением Москвы приостановить выполнение Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). На Западе к этому отнеслись не то чтобы со вниманием, скорее с раздражением. Что же касается аббревиатур, то под ними понимают целую россыпь военно-ограничительных договоров, на протяжении четверти века регламентирующих вопросы войны и мира. Самая актуальная из них - НПРО - звучит как СОС в широком диапазоне глобальной безопасности. Что добавилось нового? Новое состоит в том, что американцы, по-видимому, не хотят доводить дело до полного прекращения военного диалога и ищут компромисс на своих условиях. Это связано, во-первых, с наличием воздушного моста из Европы в Афганистан через российскую территорию. Во-вторых, со стремлением сохранить хотя бы минимальный консенсус по антитерроризму, а также Ирану. В-третьих (с приближением президентских выборов в США это становится «во-первых»), с намерением показать предпочтительную способность республиканцев к компромиссу с Россией. Для однопартийцев Джорджа Буша это важный аргумент в предвыборном споре с демократами, настроенными «поставить Москву на место». В-четвертых, внутриамериканских критиков НПРО не устраивает технологическая «вторичность» - если не отсталость - самой системы. По их мнению, задачу прикрытия Европы от ракетных угроз способна решить мобильная система ПРО, основанная, прежде всего, на корабельных комплексах, за которыми будущее. Сегодня для нас это меньшее из зол - нечто подобное мы предлагали натовцам строить сообща, но нас не услышали. Что касается компромисса, то 21 ноября американцы неформально предложили интегрировать системы ПРО России и НАТО для расширения зоны охвата противоракетной обороны. Смысл интеграции состоит в согласии не активировать размещаемые в Польше ракеты-перехватчики, то есть, не доводить их до окончательно снаряженного вида (у военных есть такой термин - «окснарвид»), до тех пор, пока не будет внесена ясность, долетят ли иранские баллистические ракеты до Европы. Наших наблюдателей также пригласили на строящиеся объекты в Польше и Чехии. Но при официальном рассмотрении предложений выяснилось, что они с двойным дном. Во-первых, американцы оставляют за собой единоличное право судить о возможностях иранских ракет. Также будет осуществляться и активирование ракет. Россия же требует, чтобы решение об этом принималось совместно. Во-вторых, нам предложены по существу разовые инспекции европейских объектов НПРО, причем с согласия властей этих стран. Однако подобные проверки носят скорее экскурсионный характер. Повысить доверие может постоянное присутствие на объекте наших офицеров-наблюдателей, тем более что на процедуру активации требуется самое большее - сутки. В чем тогда смысл интеграции? Наша позиция состоит из трех пунктов. Первый: мы считаем, что строительство американских объектов ПРО в Восточной Европе должно начаться только после получения доказательств наличия иранской угрозы. В настоящее время дальность действия их ракет не превышает 2000 км, то есть они достают до Ирака, Черного моря или Юга России, но никак - до остальной Европы. К тому же Тегеран официально заявил о свертывании своей программы ядерных вооружений еще в 2003 году. Это признается и в опубликованном на днях докладе американских спецслужб. Не логичнее ли сосредоточиться на способах проверки иранского заявления, а не строить ракетный частокол, который мы считаем угрозой своей безопасности? Пункт второй: с учетом того, что американцы настаивают именно на иранской угрозе, объекты в Польше и Чехии могут и должны быть поставлены под международный контроль с деятельным участием российской стороны. Пункт третий: мы рассчитываем на пакетное решение накопившихся проблем, предлагаем увязать НПРО, как минимум, с Договором о ракетах средней (5000 км) и меньшей (500 км) дальности (ДРСМД), который разрушается при создании польских шахт. Мы считаем, что шахты пригодны не только для противоракет, но и обычных - нацеленных на наши наземные объекты. Но американцы заблокировали наше предложение о включении в повестку ОБСЕ вопроса об универсализации ДРСМД. По существу то же происходит и с ДОВСЕ. Кроме озабоченности и раздражения, нам ничего конкретного не адресовали. Более того, фактическое удвоение системы НПРО в ноябре предложили румыны под предлогом эксклюзивной южноевропейской обеспокоенности. Южный фланг НПРО, судя по предложению, будет включать систему из радаров морского базирования, размещаемых в Черном и Адриатическом морях, и ракеты-перехватчики, которые планируется установить в Греции. При этом румынские дипломаты указывают на всё ту же иранскую опасность, а их соотечественники-аналитики, работающие на гранты Госдепа США, прямо указывают на Россию. В этом случае о ДОВСЕ, определяющем фланговые лимиты на живую силу и обычное вооружение, тем более придется забыть: пусковую установку охраняет не дед с берданкой. Резюмируем по традиции с философским оптимизмом: не повернет назад дорога в никуда…
|