Нас разделили политики границами, но не смогли и не смогут разделить нас духовно. Когда-то мы все - и русские, и украинцы, и белорусы, и многие другие национальности - крепили мощь подводного флота единой страны под названием СССР.
Мы тогда мало обращали внимания на национальности друг друга. Основным критерием было понятие, или оценка, если хотите, каждого независимо от национальности - «хороший или плохой человек?». Зачастую в разряд плохих людей попадали именно те, кто пытался кичиться своей национальностью. Но вот политики «не от мира сего» развалили Союз, начали противопоставлять одну нацию другой, провозгласили «самостийность», конечно, игнорируя пожелания народов, ведь 75% населения, принявшего тогда участие в референдуме, высказалось за сохранение Союза. Честно говоря, первые 15 лет народы Союза были ошарашены, одурачены, унижены обманом, были перерублены все связи. Но время идет, народы встают с колен перед своими «вождями» и начинают вспоминать свою прошлую дружбу. Естественно, в первых рядах таких людей стоят люди героических профессий, такие как военные офицеры, особенно моряки и летчики, шахтеры... те, для кого плечо друга, независимо от национальности, всегда было опорой, надежней всякого гранита. Те, кто служил или служит на подводных лодках, на всю жизнь запоминает своих сослуживцев. Вот и я, как-то услышав по телефону вопрос Бориса Тюрина: - Вам ничего не говорит фамилия Мацкевич? - сразу ответил: - Был такой механик на подводных лодках 613 проекта в бригаде на Северном флоте. Так я вступил в переписку с сослуживцем, о котором ничего не слышал 45 лет. Он, оказывается, живет в Украине, в славном городе Николаеве, известном своими корабелами, преподает в Национальном университете кораблестроения имени адмирала Макарова (бывший НКИ - Николаевский кораблестроительный институт). У подводников всегда есть, что вспомнить из прошлой службы. Поэтому я не очень удивился, когда мой сослуживец прислал мне небольшую книжицу своего авторства под названием «Флотские байки». Я и сам пописываю такие небольшие «опусы», читаю «байки» других моряков, но что меня удивило, в книжке Владислава Витольдовича Мацкевича нет ни одного повтора «баек» других авторов, что нередко случается. Его память строго индивидуальна. Наверное, это и есть сущность нашего бытия, что каждый видит одно и то же действие сугубо со своей точки зрения - в этом и есть интерес общения. Представьте, если бы мы все думали одинаково, смотрели на вещи и явления одинаково, писали одним стилем - жизнь, наверное, была бы пресной и неинтересной. Мне лично книга моего сослуживца понравилась по многим причинам. Первое - заставила вспомнить далекие лейтенантские годы, мы все вышли из лейтенантов, второе - пережить «радости подводницкого быта» и третье - улыбнуться «здоровому флотскому юмору». А еще, пожалуй, это главное - я узнал, что и в Украине не все так плохо с «подводным братством». Как мне сказал другой механик - подводник, однокурсник Мацкевича, Виталий Кизим, проживающий в Харькове: «Вадим, у нас нет подводных лодок, конечно, это печально. Но мы все подводники, плавали и тонули вместе, и гордимся этим! Верим в будущее. В Украине, в каждой области есть товарищества подводников, которые связаны с Россией...» Вот это радует и вселяет надежду на будущность наших народов, чему подтверждением является появление в Украине книжек, подобных «Флотским байкам», и непременно на русском языке. А если кого судьба занесет в славный город Николаев и он пожелает приобрести книгу, то пусть заглянет в Николаевский музей судостроения и флота, там он приобретет книжицу и познакомится с историей нашего флота, ведь у Николаевского музея российские корни, и украинцы это помнят!
|