на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Нам бы про душу не забыть... - Памяти актрисы Театра Балтфлота Евгении ЦЕРЕБИЛКО
Автор: Григорий ЛИСАК.   
...50-е годы. Служба в лесах Эзеля. Сосны, кустарники можжевельника, обросшие мхом валуны, небогатые эстонские хутора среди молчаливой суровой природы. В часы, свободные от занятий, мы, молодые артиллеристы, скучали по дому, писали письма родным и невестам, читали книги. Так бы и шла наша служба без всяких перемен, если бы не одно событие, всколыхнувшее матросскую жизнь.
Image 
Однажды в клуб летной части, с которой мы соседствовали и проводили совместные учения, приехали артисты Театра флота. Нас пригласили на премьеру спектакля «Три солдата» в постановке Александра Пергамента. Образ Любаши в исполнении Евгении Церебилко был одним из самых ярких. Молодые матросы и летчики сразу ощутили завораживающую энергию актрисы. По их убедительной просьбе пьесу о любви и дружбе показали и на второй вечер. Так началась наша дружба с театром и его ведущей актрисой Евгенией Георгиевной Церебилко. Мы хотели больше знать о любимой актрисе и не пропускали материалов о ней, которые были в прессе.
Евгения Георгиевна родилась 7 декабря 1913 года в далеком поселке Кибарты, Сувалкской губернии Волковыского уезда. Она провела свое детство на том «пятачке», где в старом административном делении проходили границы нескольких государств: Сувалки (Польша, СССР), Волковыск (Белоруссия, Гродненская область), Кибарты (Литва, ныне - Кибартай).
У неё не было ни артистической родословной, ни театрального детства. Девушке хотелось иметь такую профессию, чтобы помогать своим родителям. Она приезжает в Ленинград и, мечтая стать токарем, подает документы в школу-завод имени Васи Алексеева.
Со справкой об окончании токарного училища Евгения приходит в Центральное театральное училище (Ленинград). И её приняли! Педагогом Евгении стал Борис Михайлович Сушкевич, который тогда возглавлял Новый театр (ныне Театр имени Ленсовета). В этом театре Евгения Церебилко сразу получила выигрышные роли: в спектакле по пьесе Шекспира «Мера за меру» (Изабелла, 1937 год), в «Детях Ванюшина» Н. Найденова (Клавдия, 1937 год), в «Беспокойной старости» Л. Рахманова («Третья студентка», 1937 год), в «Марии Стюарт» Шиллера (Елизавета Английская, 1938 год).
Сцена стала её жизнью. В 1938 году актрису приглашают на сцену Театра Краснознаменного Балтийского флота. В репертуаре Евгении здесь были пьесы Льва Толстого, Максима Горького, Константина Симонова, Александра Корнейчука, Валентина Катаева, Александра Крона, Николая Вирты, братьев Тур, Юрия Германа, Всеволода Вишневского, Михаила Зощенко; зарубежных классиков - Шекспира, Шиллера, Мольера, Гюго, Мопассана...
В актерском багаже Евгении Церебилко были королевы, разведчицы, комиссары, официантки, колхозницы, жёны академиков. офицерские жёны, фотокорреспонденты, доктора наук...
Участница Великой Отечественной войны, она одной из первых в театре была награждена орденом Красной Звезды. В наградном листе, который сейчас хранится в Гатчинском архиве ВМФ, отмечаются её природная одаренность и упорная работа по овладению театральным мастерством, что обеспечило ей ведущее положение в театре.
С 1941 по 1942 год Евгения Церебилко выступала в частях Балтфлота восемьсот раз. Наравне с бойцами она сделала пеший переход в двести километров, стойко перенося фронтовые и блокадные трудности, проявляла мужество во время бомбежек и обстрелов. 1 мая 1942 года на площади Труда сама перевязывала раненых, пренебрегая личной опасностью.
В том, что артисты флота были защитниками Ораниенбаумского плацдарма, нет никакого сомнения. В лебяженском госпитале лечил полученные на фронте раны артист флотского театра Герман Тимофеевич Орлов.
23 августа 1942 года в зале Летнего театра Ленинградского дворца пионеров была показана драма К. Симонова «Русские люди» - первая пьеса о войне, в которой образ русской патриотки создала Евгения Церебилко. Зрители боготворили актрису. Она дарила радость в минуты затишья перед боем, напоминала бойцам матерей, сестер, невест.
В «Гибели эскадры» А. Корнейчука актриса создала незабываемый трагический образ Оксаны. Она сыграла Ульяну Громову в «Молодой гвардии» по роману А. Фадеева. Незабываема её Шурка в «Егоре Булычеве» - дерзкая, непокорная, вольнолюбивая... Жить на сцене так ярко, так смело лепить характеры могла только такая актриса, как Евгения Церебилко.
Актрису притягивали средневековье, мистическая атмосфера. В полузабытой шекспировской пьесе «Мера за меру» она сыграла сестру приговоренного к смертной казни. Вслед за этой ролью последовала работа в трагедии Шиллера «Мария Стюарт», где Евгения Церебилко сыграла Елизавету Английскую - величественную и магически властную. Актриса внесла в эту роль романтическую ноту - она была сурова и нежна, опасна и неотразима.
В 1944-1945 годах - снова Шекспир - «Комедия ошибок». Работа с материалами Шекспира и Шиллера позволила Евгении Церебилко блестяще справиться с ролью королевы Марии в пьесе В. Гюго «Королева Мария». Она с фантастической способностью заучивала роли в пьесах зарубежной классики, которые с трудом вмещались на девяноста - ста страницах книги.
У неё была необычно сильная энергетика. В 1950 году режиссеры А. Пергамент и А. Девяткин поставили в Театре флота пьесу «Закон Ликурга» по роману Т. Драйзера, в которой Евгения Церебилко сыграла юную красавицу Сандру Финчли - невозмутимо циничную, страшную тем, что делает людям зло легко и обаятельно, топчет чужие жизни, толкает более слабых к гибели.
Евгения Георгиевна Церебилко была полна творческих планов, когда пришло известие о расформировании флотского театра. Писатель и драматург А. Крон пытался спасти театр с героической биографией и немалыми заслугами, но его заметки об этом на парткоме московских писателей 20 декабря1957 года назвали «порочными». Театр не удалось спасти. Актеры искали себе работу в Ленконцерте, филармонии и других театрах страны. Два года - с 1956 по 1958 - Евгения Церебилко работала в Ленконцерте. Потом Александр Пергамент забрал её в Петрозаводский музыкальный драматический театр.
4 марта 1961 года Евгения Церебилко выступила в прощальном спектакле - в роли горничной в «Тартюфе» Мольера. Петрозаводская «Ленинская правда» назвала премьеру «радостным успехом театра». Было отмечено, что «Евгения Церебилко играет роль с подлинной комедийной легкостью». После спектаклей в Петрозаводске актрису на подмостках сцены больше никто не видел. С 8 августа 1963 по 1969 год она преподавала на кафедре театрального мастерства в Ленинградском государственном институте культуры имени Н.К. Крупской. Платили мало - 105 рублей в месяц. В этом же вузе доцент А. Пергамент заведовал кафедрой режиссуры.
В 1969 году Александр Викторович внезапно умирает. С ним у Евгении Церебилко была связана целая эпоха жизни. Актриса осталась одна. Без своего друга и наставника она прожила еще шестнадцать лет. Актрису старой школы быстро забыли. Артисты умирают от забвения. В 1985 году Евгении Георгиевны Церебилко не стало. С 60-х годов и по настоящее время в прессе не удалось найти о ней ни единого слова, не отмечено и её прошедшее 90-летие. Мы не знаем, кто в этот день поднял бокал за то, чтобы земля ей была пухом. Где дух её? Где прах? Кого спросить, чтобы можно было положить на её могилу букетик скромных фиалок?
В больнице, где умирала Евгения Георгиевна, наотрез отказались сообщить её домашний адрес, который записан в истории болезни. Адрес нужен автору этих строк, чтобы продолжить поиск материалов о её жизни и творчестве.
На память приходят горькие слова Василия Шукшина: «Нам бы про душу не забыть, нам бы с нашими скоростями не забыть, что мы люди».
Мы еще долго будем осознавать масштабы её личности, бессонными ночами пытаться дофантазировать её шекспировские монологи, которые не удалось услышать.
Дорогая Евгения Георгиевна!
Огромное Вам спасибо за ту несказанную радость, которую Вы давали нам, молодым матросам, в те далекие годы. Прошло уже более полувека после наших незабываемых встреч, но мы до сих помним Ваш звонкий голос, улыбку, мысленно видим поворот головы и прядь золотистых волос, чувствуем царственные шаги... Мы все были тогда влюблены в Вас.
Смерти нет. Есть любовь и память сердца. И от этой памяти нам уже никуда не деться...

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.