Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло, а губернатор В.И. Матвиенко подписала дополнение к Закону Санкт-Петербурга «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге». В Статью вторую добавлен абзац следующего содержания: «День прорыва морской минной блокады Ленинграда - 5 июня». И вот с чем связана эта дата.
Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Ленинград был блокирован не только с суши, но и моря. Для осуществления морской блокады немцы установили в Финском заливе огромное количество мин в многоярусных рубежах и заграждениях, которые превратили акваторию в сплошное минное поле. После прорыва и ликвидации сухопутной блокады и выхода из состояния войны Финляндии, настало время решить исключительно сложную задачу по расчистке проходов в минных заграждениях. Это было вызвано, в первую очередь, тем, что железнодорожные пути в СССР имели колею, отличную от европейской, да к тому же обе они были сильно разрушены. Перевозка из поверженной Германии трофейных грузов и восстановление торговых связей с Европой по железным дорогам были затруднены. В решении задач разминирования принимали участие корабли и катера-тральщики Краснознамённого Балтийского флота, большая часть которых была построена ленинградскими судостроителями в тяжелейших условиях осаждённого города. С освобождением от врага южного побережья Финского залива и заключением соглашения о перемирии с Финляндией осенью 1944 г. масштабы операций боевого траления в заливе резко возросли, и к участию в тралении были привлечены тральщики финского ВМФ. Когда закончилась война, Финский залив всё ещё оставался районом, закрытым для плавания судов. Ограниченное и малоудобное сообщение с внешним миром поддерживалось только по предоставленному Финляндией шхерному фарватеру, проходящему по внутренним и территориальным водам этого государства. Уже летом 1945 г. важнейшее значение приобрело восстановление традиционного глубоководного морского сообщения по Финскому заливу между Ленинградом и Балтийским морем, тем более что морские порты советской Прибалтики были сильно разрушены. До войны основным путем для такого морского сообщения был Большой корабельный фарватер. В соответствии с постановлением Правительства именно его предстояло в первую очередь очистить от мин и открыть для безопасного плавания. Не один месяц мужественным балтийским морякам-минёрам пришлось «прорубать» новое «окно в Европу». Враг позаботился о том, чтобы сделать свои минные поля неприступными. Их специально окружали небольшими минами - так называемыми минными защитниками, в большом количестве ставили мины-ловушки и использовали другие ухищрения, затрудняющие траление. Многие тральщики во время операций подорвались и затонули, унеся с собой на дно жизни отважных моряков-минёров. Расчистка Большого корабельного фарватера, начавшаяся осенью 1944 г., завершилась к середине 1946 г. Перед его открытием по нему был совершён одновременный переход четырёх дивизионов тральщиков с поставленными тралами. Во время этого перехода оказались затраленными ещё несколько мин. Командовал заключительной операцией ставший впоследствии известным флотоводцем адмирал Н.Н. Амелько. 5 июня 1946 г. Гидрографический отдел КБФ выпустил Извещение мореплавателям № 286, в котором сообщалось об открытии плавания в светлое время суток по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллин - Хельсинки, который к тому времени уже был очищен от мин и имел выход в Балтийское море. С той поры снова заработал в полную силу Ленинградский морской порт, и в город во всё возрастающем объёме стали поступать грузы не только для залечивания собственных ран, но и для восстановления разрушенного войной народного хозяйства всей страны. В память об этом событии впервые в России 2 июня 2006 г. в Санкт-Петербургском военно-морском институте - Морском корпусе Петра Великого - состоялось торжественное собрание, посвящённое 60-летию прорыва морской минной блокады. На собрании присутствовали курсанты, офицеры, преподаватели института и ветераны боевого траления 1941 -1957 гг., а именно столько лет продолжалось боевое траление вод акватории Финского залива и Балтийского моря. Ветераны поделились с молодыми моряками воспоминаниями о своей боевой юности. Многие из них были моложе сегодняшних курсантов, придя в 1941 - 1942 годах подростками на боевые корабли и став юнгами и сынами дружной семьи балтийских моряков, а многие впоследствии - офицерами Военно-Морского Флота.
5 июня 2006 года ветераны вновь встретились. В Кронштадте их ждали на боевом тральщике для проведения торжественно-траурной церемонии спуска венка в воды Финского залива в память о погибших на минах друзьях-товарищах. Ветераны под звуки военно-морского оркестра поднялись на борт корабля. При следовании к месту отдания почестей - началу Большого корабельного фарватера были две встречи с судами иностранных государств, которые в знак уважения к боевому кораблю, в соответствии с морским церемониалом, приспустили государственные флаги. Выход в море завершился на борту океанографического исследовательского корабля «Адмирал Владимирский», где ветеранов угостили вкусным флотским обедом. В Финском заливе, меридиан маяка острова Мощный (бывший Лавенсаари), приказом командующего Балтийским флотом был объявлен памятным местом «славных побед и гибели кораблей Балтийского флота». При пересечении этого меридиана российские военные корабли в соответствии с Корабельным уставом отдают воинские почести «в память о тральщиках Балтийского флота и их экипажах, погибших при тралении минных заграждений в 1941 - 1957 гг.». В ноябре 2006 года под звуки Государственного Гимна России в присутствии ветеранов, курсантов и командно-преподавательского состава Морского корпуса Петра Великого председатель Совета ветеранов охраны водных районов и боевого траления дважды Краснознамённого Балтийского флота капитан 1 ранга в отставке Ю. Сухоруков и курсант 5 курса кафедры минно-торпедного вооружения Б. Мазур сняли покрывало с чёрной мраморной доски, на которой высечены позолоченные буквы, из которых сложилась надпись: «СЛАВА МИНЁРАМ ФЛОТА РОССИИ». Это первый в городе знак памяти и уважения морякам-тральщикам, которые ценою своей жизни обеспечили расчистку фарватера и безопасное плавание по Финскому заливу и Балтийскому морю. Знак установлен по инициативе начальника кафедры минно-торпедного вооружения С. Черкасова при финансовой поддержке выпускников кафедры, профсоюзной организации и Муниципального образования округа № 7. Знак памяти и уважения морякам-минерам, которые ценою собственной жизни обеспечили расчистку фарватера и безопасное плавание по Финскому заливу и Балтийскому морю, установлен в закрытом дворе Морского корпуса, хотя мог бы занять и более достойное место на одной из приморских площадей города-героя. Ветераны боевого траления традиционно встречаются 9 мая в ЦПКиО у стелы, установленной на месте базирования в годы блокады 8-го дивизиона катерных тральщиков Балтфлота и с катера опускают в воды Средней Невки венок памяти павшим. А 5 июня нынешнего года они вновь отметили свой, теперь уже законный, праздник. Владислав Григорьев, юный участник обороны Ленинграда. |