на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




75 лет на службе Отечеству
Автор: Контр-адмирал В.С.Козлов   
На Васильевском острове Санкт-Петербурга на берегу Невской губы можно увидеть настоящую подводную лодку. На ее борту цифровое наименование: Д-2 (до 1934 г. - «Народоволец»). И хотя на ней ныне поднят Андреевский флаг, она проектировалась и строилась в числе первой серии советского подводного кораблестроения из шести лодок типа «Декабрист».
В Ленинграде на Балтийском заводе были построены Д-1, Д-2, Д-3, еще три подобных создавались для Черного моря в Николаеве.
 Кстати, Балтийский судостроительный завод, отметивший недавно свое 150-летие, является основоположником создания первых боевых отечественных лодок «Дельфин» и типа «Касатка» в начале XX века.
Проект двухкорпусной семиотсечной лодки водоизмещением свыше 700 т был разработан в 1924 г. известным кораблестроителем и конструктором подводных лодок Б.М.Малининым (1889-1949), в последующем создатель лодок типа «Ленинец», «Щука», доктор технических наук, профессор, лауреат Госпремии. Под его руководством, в Техническом бюро при Балтийском заводе, проект дорабатывался с участием инженеров Э.Э.Крюгера, А.Н.Щеглова, С.А.Базилевского, П.П.Большедворского. Главным строителем и ответственным сдатчиком трех подлодок на Балтийском заводе типа «Декабрист» был назначен К.Ф.Терлецкий, а сдаточным механиком - Г.М.Трусов. Оба - подводники, участники боевых походов лодок в первой мировой войне. Заведовал постройкой лодок на заводе сам Б.М.Малинин. В своих воспоминаниях о той поре он отмечал: «Приходилось одновременно решать три задачи: вести разработку и постройку лодок, тип которых у нас до сей поры не был известен, создавать и немедленно практически использовать теорию подводных лодок, которой у нас в Союзе также не было, воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников…».  
Image Официальная закладка подводных первенцев советской поры состоялось 5 марта   1927 года. Первую заклепку в детали днищевого набора забил С.М.Киров - ленинградский партийный руководитель. На торжественной церемонии присутствовали начальник Военно - Морских Сил Р.А.Муклевич и начальник Морских сил Балтийского моря М.В.Викторов, другие руководящие товарищи.
 На закладной серебряной доске с силуэтом лодки, датой закладки и перечислением лиц, при ком она закладывалась, указаны основные ее проектные элементы: «Наибольшая длина 76 м, наибольшая ширина 6,4 м, углубление 3,64 м, водоизмещение 910 т, скорость 16 узл.» (предельная глубина погруж. - 90 м.).
Создание «Декабристов» - первых двухкорпусных подлодок клепанной конструкции - было подлинным качественным скачком в отечественном кораблестроении. По сравнению с предыдущими лодками типа «Барс» они имели преимущества в несколько раз по маневренным и техническим элементам, тем более в вооружении (8 торпед. аппаратов и 14 торпед, две арт. установки 100 и 45 мм). Впервые в мире оснащались комплексом аварийно-спасательных средств, включая связь с аварийной лодкой и ее подьем на поверхность.
Поводная лодка «Народоволец» была спущена на воду в мае 1929 г. На испытаниях она подтвердила, а по ряду показателей превзошла проектные тактико-технические данные. Лодка могла находиться в море до 40 суток, а ее подводная автономность по запасу электроэнергии достигала трех суток.
 По заключению Героя Советского Союза М.А.Колышкина: «Декабристы» были вполне совершенными для своего времени лодками. Они были способны выдержать любой шторм и отличались излишней добротностью и прочностью корпуса…». В строй боевых кораблей КБФ с подъемом Военно-морского флага «Народоволец» вошел 11 октября 1931 г.
С той поры минуло 75 лет. За эти годы лодка служила Отечеству: 25 лет как учебно - боевая, 30 лет до 1987 г. в качестве УТС (учебно-тренировочной станции по отработке экипажей лодок). И наконец в настоящее время после восстановительного ремонта и переоборудования она с 1994 г. является мемориальным комплексом в честь создателей первых советских лодок и подводников, их осваивавших.
Первым командиром этой лодки был В.С.Воробьев, вскоре его сменил М.К.Назаров, экипаж вначале состоял из 47 подводников, а затем дополнился до 53. Лодки этого типа создавались для закрытых морских театров. Однако балтийским трем «Декабристам» пришлось проходить суровую учебно-боевую проверку в арктических морях.
В 1933 году, совершив вместе с несколькими надводными кораблями переход по недавно открытому Беломорско-Балтийскому каналу, они прибыли в Заполярье, положив начало будущему Северному флоту.
Примечательно, что, отдавая должное высокой значимости Арктики для страны и Северного Морского театра для ее обороны, прозорливый И.В. Сталин создавал канал и Северную флотилию. Потому и не упустил случая вождь ознакомиться с этим каналом, заодно и с кораблями, переходящими на Север. В июле 1933 г. его встречали моряки в Беломорском порту Сорока. Хорошо мне знакомый по службе в ГШ ВМФ вице-адмирал В.П.Карпунин, бывший командир Д-1, рассказывал о посещении его головной лодки высокими руководителями. Сталин, Ворошилов, Киров прошли все семь отсеков лодки, внимательно знакомясь с ее устройством, беседовали с подводниками.
Image После непродолжительного обустройства на новом месте в Мурманске, где из трех лодок был создан дивизион (Д-2 командовал Л.М.Рейснер, Д-3   К.Н.Грибоедов, ставший вскоре комдивом), экипажи лодок начали осваивать незнакомый Северный театр. В 1934-1935 гг. экипаж Д-2 в составе дивизиона совершал выход из Белого моря в Баренцево, затем до Новой Земли, где посетили губу Белушью. За 1935 г. наплаванность лодки составляла 107 ходовых дней. На следующий год высокоширотные плавания лодки продолжились по маршрутам: мыс Нордкап, остров Медвежий, Шпицбергенская банка, Лофотенские острова. Впервые в истории подводного плавания лодка в 1936 г. прошла проливом Маточкин шар в Карское море. О посещении лодками Д-1 и
Д-2 Русской гавани Новой Земли свидетельствует медная мемориальная доска, установленная 21 августа
1936 г. на одной из скал. Наибольшая продолжительность того плавания - 52 суток - была у лодки Д-2, за это время она прошла 5803 мили над водой и 501 милю под водой.
В1939 г. экипаж Д-2 (командир А.А.Жуков) в Северном море обеспечивал радиосвязью трансатлантический беспосадочный перелет двухмоторного самолета «Москва» в США под управлением В.К.Коккинаки.
Осенью того же года лодка перешла вновь на Балтику для ремонта в Ленинграде, где ее и захватила война.
В блокадную зиму, в невероятно трудных условиях, подводники вместе с рабочими завершили ремонт механизмов лодки. Летом 1942 года, отработав положенные задачи боевой подготовки, экипаж был готов к выходу на выполнение боевой задачи.
Утром 15 сентября лодка, которой уже командовал капитан 3 ранга Р.В. Линденберг, перешла в Кронштадт, а через неделю в сопровождении пяти тральщиков и трех сторожевиков двинулась в открытое Балтийское море.
Финский залив к тому времени уже был напичкан минами разных образцов, в самом его узком месте фашисты создали сильный противолодочный рубеж, перекрытый металлическими сетями. В подводном положении, крадучись самым малым ходом, шла лодка, дабы не задеть мины. Весь экипаж находился в напряженном ожидании встречи с противником. Внезапно 24 сентября на глубине 30 метров лодка попала в противолодочную сеть. По корпусу пошел металлический скрежет, появился дифферент на нос. Попытка командира вырваться из западни переменой ходов не дала желаемого результата. Лодка с заклиненным вертикальным рулем ударилась о грунт. Переждав три часа, вновь предприняли попытку освободиться от сетей.
Ночью всплыли в надводное положение, противника поблизости не было. Облачная штормовая, осенняя погода мешала выявить полученные повреждения, зато препятствовала появлению вражеских кораблей и самолетов. На лодке обнаружили некоторые повреждения легкого корпуса, плохо работали горизонтальные рули, не действовал и привод вертикального руля. Требовались солидный ремонт с использованием водолазов или возвращение в базу.
Командир вызвал добровольцев работать в надстройке, в холодной штормовой воде, при самых неблагоприятных условиях и опасности внезапного вражеского появления.
В таких случаях лодке потребуется срочный уход на глубину - работающие люди на палубе и надстройке обречены на гибель. Подводников не испугал опасный риск, в аварийной работе были готовы участвовать все. Отобрали 12 человек под руководством старпома Богорада С.М (в последующем он стал командиром лодки и Героем Советского Союза). Легководолазными работами руководил офицер - штурман Н.Крылов, ему помогал военфельдшер М.Воробьев. Артрасчет занял свои места у орудия в готовности отразить нападение врага. Интенсивные работы по освобождению от сетей велись более двух часов, позднее ввели в строй вертикальный руль.      
Подзарядив аккумуляторную батарею, легли на грунт. На следующий день, «зализав раны», продолжили дальнейший непростой маршрут движения. В полночь 29 сентября вышли из коварного Финского залива. К назначенному району поиска противника у острова Борнхольм подошли через двое суток. Утром 3 октября обнаружили небольшой конвой из 2 транспортов в охранении 2 миноносцев. Первая торпедная атака и первый успех - потоплен транспорт.
7 октября был атакован еще один транспорт, но он маневром уклонился от торпеды. Боевое невезение продолжилось и в трех последующих атаках. Только к вечеру 11 октября после очередного сложного маневрирования удалось повредить торпедой идущее на противолодочном зигзаге судно.
Сложно осеннее плавание на Балтике, при почти постоянном штормовом волнении и плохой видимости. Во время очередного всплытия лодки в только что отдраенный рубочный люк захлебнуло в центральный пост тонны две забортной воды. Залило некоторые приборы и механизмы, пришлось ложиться на грунт, заниматься их ремонтом. К завершению всех походных напастей лопнул трос подъемника командирского перископа. Выручила матросская смекалка, нашелся у боцмана запасной подобный трос, но большего диаметра. Лодочный умелец токарь Андрей Соловьев изготовил новые тросовые ролики, но чтобы в них завести трос солидной длины потребовалось умение и ловкость другого подводника - старшины 2 статьи А.Дербичева. Его невысокого, малогабаритного по сложению, привязав за ноги веревкой, опустили вниз головой в узкую шахту перископа. В таком положении старшина трудился не меньше часа, надеть на ролики трос ему удалось, хотя извлекли его из шахты чуть живого.   
Очередной раз лодка легла на грунт, благо Балтийское море мелководное. Потребовалась перезарядка торпедных аппаратов. На загружаемых в аппараты торпедах моряки делали надписи: «Смерть фашистам», «За Родину», «За Ленинград».
Вечером 19 октября акустик А.Крюков доложил об обнаружении винтов группы кораблей. «Боевая тревога, Торпедная атака!». Подвсплыли на перископную глубину. Командир обнаружил два крупных железнодорожных парома в охранении шести эсминцев. Пошли на прорыв - атаковать паром. Приготовлены две торпеды, вскоре последовала команда «Пли!».Через минуту раздался взрыв.
Возвращение в базу происходило тоже при противодействии противника, лодка была атакована сторожевым кораблем, сбросившим около 50 глубинных бомб, а позже встретилась и с вражеской субмариной. К октябрьским праздникам Д-2 была дома, весь экипаж наградили орденами Красной Звезды и Красного Знамени. Нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов 10 ноября в Ленинграде, куда перешла для восстановительного ремонта лодка, поздравил подводников с успешным завершением боевого похода.  
После временного запрета подлодкам выходить на позиции, из-за сильного противолодочного противодействия в Финском заливе и минной опасности, Д-2 завершив ремонт, в октябре 1944 года вышла в очередной боевой поход. Позицию лодке нарезали у острова Эланд, вблизи Швеции, здесь проходили маршруты следования транспортов перевозивших из Норвегии в Германию железную руду.
 26 октября обнаружили и атаковали транспорт из состава конвоя. На следующий день начали возвращение в финскую базу Турку, где стали дислоцироваться наши подводные лодки после выхода Финляндии из войны.
Третий боевой поход проходил в зимние декабрьские дни, район действия у латвийского порта Вентспилс. Переход вражеских судов заметно сократился, удалось атаковать только один транспорт 29 декабря, после чего дважды подвергались бомбежкам кораблей охранения.
 Об этом походе вспоминал на встрече с ветеранами последний из ныне здравствующих в Питере подводников экипажа военной поры, бывший старший матрос отделения рулевых- сигнальщиков Кузьмин Константин Дмитриевич, начинавший службу на Д-2 в 1944 году. Он рассказывал, как встречали новый 1945 год на лодке «лежавшей» на грунте Балтики, настроение у всех сослуживцев становилось приподнятым, положенное по норме подводникам вино выпили за окончание войны и за нашу скорую победу. 20 января лодка благополучно возвратилась в Ханко.
Последний поход экипаж Д-2 выполнял с 20 апреля в районе Либавы. Вражеские суда здесь перевозили из Курляндии на территорию Германии отступающие воинские части, фашистских переселенцев и их пособников. Противник «огрызался» всеми оставшимися противолодочными силами. Лодку не раз бомбили, был поврежден прочный корпус, началось поступление воды в дизельный отсек. Подводники слаженно вели борьбу за живучесть, спасли лодку и себя в тот раз. И хотя с 7 мая поступил запрет на использование оружия, патрулирование продолжалось до 18 мая.
 С радостью приняли моряки весть о конце войны, хотелось быстрее возвратиться на Родину. Вскоре это и произошло! Экипаж лодки выдержал многие военные испытания, выстоял, преодолев большие трудности, внес свой вклад в победу над фашистами. 365 орденов и медалей были вручены матросам, старшинам и офицерам лодки. Впереди новая мирная служба и жизнь!
Менялись экипажи, всего лодкой прокомандовали 14 командиров ( первые послевоенные :Александров В.П., Коваленко Г.Д.) Мне посчастливилось увидеть Д-2 и побывать на ней зимой 1949г. в Кронштадте, командиром тогда был капитан 2 ранга С.Г.Егоров, мой будущий комбриг контр-адмирал.
 В конце 80-х гг., после «списания» лодки для разделки на металлолом, ленинградские ветераны-подводники подняли вопрос о целесообразности переоборудования подводного первенца в музейную реликвию. На реализацию такого замысла ушли годы. Потребовались усилия конструкторов ЦКБ «Рубин» и ремонтно-восстановительные работы специалистов Балтийского завода. Большая заслуга в превращении Д-2 в мемориальный лодочный музей бывшего командира ЛенВМБ адмирала В.А.Самойлова, председателя ОСВП контр-адмирала Ю.С.Руссина и ветерана-подводника, сотрудника «Рубина» контр-адмирала Е.В. Бутузова.
2 сентября 1994 года, в то время - заместитель мэра нашего города, ныне Президент России В.В.Путин, открыл музейный мемориал, в память о героических балтийских подводниках, советских конструкторах и кораблестроителей, создававших подводные лодки.
Ныне Д-2 продолжает служить Отечеству в новом -музейном качестве. Она является и штабом Объединенного Совета ветеранов-подводников, здесь ежемесячно собирается Президиум Совета, происходят встречи ветеранов с молодежью, часто бывают представители разных СМИ, снимаются эпизоды для фильмов и телепередач с участием наших ветеранов.
Архитектурное устройство мемориала включает, кроме «натуральной лодки» с сохраненным отсечным оборудованием, приборами и вооружением военной поры, солидное сооружение (пьедестал), на котором возвышается подводная лодка. В нем расположен небольшой конференц-зал, подсобные помещения.
Ежегодно 9 мая здесь торжественно отмечают ветераны и их гости День Победы. Да и в обычные дни в лодке - музее не бывает «простоев», особенно частые посетители здесь школьники и другая молодежь, интересующаяся флотом.
Тем более что рассказывают о первенце советского кораблестроения и ее боевых делах опытные экскурсоводы, настоящие подводники - ветераны: капитаны 1 ранга Б.А.Архипов, служивший на дизельных и атомных лодках,   Р.В. Рыжиков - бывший командир ракетоносца, А.Г. Ласков - бывший инженер-механик лодок.
Заведует филиалом ЦВМ музея Анатолий Кузьмич Савченко, заслуженный работник культуры РФ, тоже ветеран-подводник, капитан 2 ранга, начинавший флотскую службу матросом гидроакустиком североморской подводной лодки. Еще недавно в штате мемориала состояла небольшая группа матросов и два мичмана, был и офицер (как бы командир лодки с подчиненными, обслуживающими непростое лодочное оборудование).
 Это создавало для посетителей особую привлекательность при посещении подлодки, где « все по-настоящему». Ныне, из-за военных преобразований, такой штат ликвидировали, а жаль, не на пользу делу такое реформирование.
Стараниями небольшого коллектива сотрудников музея здесь часто организуются временные разнообразные выставки: детских рисунков о флоте, работ художников-маринистов, проводятся смотры-конкурсы детского прикладного искусства. В качестве постоянной экспозиции в конференцзале можно увидеть модели отечественных лодок подаренные ЦКБ «Рубин».Филиал музея установил тесные контакты с отделом культуры Васильевскоостровского района по патриотической работе с молодежью.
Рядом с «постаментом», на котором размещена Д-2, по инициативе ветеранов-подводников два года назад установлен закладной камень, свидетельствующий, что на этом месте должна быть боевая рубка первого отечественного ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 667А К-137.
Здесь же, в Невской губе, место стоянки парусного судна петровской поры «Штандарт», возрожденного в конце прошлого века руками питерских молодых энтузиастов, они же и вывели его на морские просторы. Завершается подготовка лодки 613 проекта (С-189), в качестве музейной, в честь первой послевоенной самой многочисленной серии дизель-электрических советских лодок, в память о ее создателях и подводниках, начинавших на них осваивать Мировой океан в годы «холодной войны».   
В нашем городе, именуемом морской столицей, по праву должен находиться целый мемориальный морской комплекс, отражающий преемственность поколений в кораблестроении и возрождении океанического мышления у русского народа.

Контр-адмирал
В.С.Козлов,
заместитель председателя
ОСВП ВМФ,
ветеран-подводник.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.