на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Концепция развития инновационной системы судостроительной промышленности
Автор: А.Н. Колошин, Ю.Л. Тимофеева   
ОТ РЕДАКЦИИ. Предложенные в настоящей статье методология и подходы выносились на профессиональное обсуждение в рамках семинара «Инновационное развитие судостроительной отрасли», проходившего в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года (итоговая резолюция семинара была опубликована в спецвыпуске «Оборонный заказ» №17). Представители региональной власти, руководители и специалисты судостроительных компаний и КБ, представители профессионального союза работников судостроения и экспертная общественность отнеслись к предлагаемым стратегиям с большим интересом и инициировали создание в регионе экспертной рабочей группы для проработки данных предложений. Первое собрание экспертной рабочей группы состоялось в марте 2008 года.
Институт региональных инновационных систем.
Данный документ обосновывает применение современных подходов к организации инновационной системы как механизма модернизации промышленной отраслевой системы. Предлагаются конкретные проекты по созданию сети (системы) судостроительных кластеров в РФ. Рассматриваются возможные механизмы взаимодействия ОСК с федеральными и региональными органами власти, малыми и средними инновационными компаниями судостроительной промышленности, консалтинговыми, образовательными и научными организациями.
1. Мировой опыт инновационной деятельности
Современная экономика развитых стран все больше основывается на знаниях. В такой ситуации экономический рост обеспечивается инвестированием исследований и разработок; повышением инновационной активности; повышением качества образования и квалификации кадров. Тем не менее, простыми вложениями в перечисленные компоненты невозможно обеспечить новое качество экономического роста.
Сейчас линейная модель инноваций, предполагающая однонаправленную причинную связь между научными знаниями и инновациями, представляет скорее исключение, чем правило. Идеи, лежащие в основе инноваций, часто исходят из многих источников и разных стадий исследований, разработок, передачи знаний, обучения или рыночного спроса. Инновация может иметь разные формы: технологическая, процессная, продуктовая, организационная или социальная. Инновационный процесс основан на сложной системе взаимосвязей. Различные элементы этой системы производят различные знания, управляют их потоками, распределяют и применяют знания. Эффективность инновационного процесса во многом определяется тем, каким образом основные участники этого процесса взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также от используемых технологий. Взаимодействие может выражаться в совместных исследованиях и разработках, консультировании, обучении персонала, покупке лицензий, оборудования и т.д.
2. Инновационная система
Понимание инноваций как многоотраслевого процесса, в который включено некоторое количество различных участников с различными компетенциями и возможностями, которые постоянно обмениваются знаниями и взаимодействуют для того, чтобы произвести новый продукт, технологический процесс или другую инновацию, приводит к понятию инновационной системы. Инновации носят системный, взаимозависимый характер. Факторы, которые формируют и влияют на инновации, включая организационные и институциональные факторы, являются взаимозависимыми и обеспечивают двустороннее взаимодействие.
Первичными элементами инновационной системы являются предприятия, научно-исследовательские организации, университеты и отдельные ученые и изобретатели. Основу составляют предприятия, которые стремятся развивать производство за счет инноваций. Они ищут каналы получения новых источников знаний. Если такие каналы, соединяющие предприятия с научно-исследовательскими организациями, университетами и учеными, налажены, то инновационная система работает и развивается.
Внутри инновационной системы взаимодействуют государственные и частные организации, компании со смешанной формой собственности. В данной ситуации государственные структуры играют важную роль. Через них осуществляется государственная политика, влияющая на инновационные процессы. Именно государственная политика определяет профиль инновационной системы, который во многом зависит от таких факторов, задаваемых органами государственной власти, как режим функционирования предпринимательской среды, ориентация научных исследований на рынок, система мотивации научно-исследовательской деятельности, организация высшего образования.
Вместе с растущей глобализацией экономики и появлением экономики, основанной на знаниях, очень сильно изменились условия ведения бизнеса. Сегодня компании должны сочетать способность производить необходимое количество качественных товаров по разумным ценам с возможностью быстро и постоянно вводить новшества. Экономический успех все больше зависит от способности компаний превзойти своих конкурентов, первыми выйдя на рынок с новыми товарами, которые имеют спрос. Для удержания первенства в производстве знаний и применении знаний компании необходимо фокусироваться на своих основных компетенциях, что с другой стороны делает ее более зависимой от дополнительных знаний, которые производятся другими организациями. Компании не могут осуществлять инновации, находясь в полной изоляции. Напротив, производство новых знаний и их применение в новой продукции происходит в инновационной системе.
3. Региональный аспект
Изменяющиеся условия в мире вызвали изменения в технологической и инновационной политике. Политика прямых инноваций меняется на политику способности к инновациям, фокусируясь на создании поддерживающих институциональных структур, а также кластерных и сетевых формаций.
В современной ситуации снижается возможность управления инновационными процессами на национальном уровне. Регион становится естественной экономической областью в условиях глобализации. Географическая близость взаимодействующих элементов инновационной системы часто рассматривается как большое преимущество, так как это упрощает обмен неявными знаниями между специализированными организациями.
Особую роль приобретает создание и поддержка региональных инновационных систем, региональных производственных кластеров и использование их возможностей в глобальной конкурентной среде.
Понимая характер инновационных процессов, их явную региональную составляющую, важно выстраивать корпоративную политику с учетом этих возможностей. Компания, которая претендует на отраслевое лидерство в национальном масштабе и планирует успешно конкурировать на глобальном рынке, должна всесторонне изучать эти особенности.
4. Анализ ситуации в Российской Федерации
Наибольшую устойчивость национальной экономики и ее наиболее сильные позиции на глобальном рынке обеспечивают производственные кластеры и сетевые регионы.
В настоящее время существует понимание того, что производственных кластеров в области судостроения, конкурентоспособных в мировых масштабах, в стране почти нет. Можно выделить лишь протокластеры и недооформившиеся сетевые регионы. Это явно тормозит инновационное развитие российской судостроительной промышленности и ослабляет ее конкурентоспособность. Необходимо начинать процесс формирования судостроительных кластеров в новых интегрированных центрах - Север, Запад, Дальний Восток, Юг.
Сейчас в регионах РФ программы, связанные с инновационным развитием, не носят целостного характера. За рамками программ остаются ключевые аспекты взаимодействия малого инновационного бизнеса, научных и образовательных организаций и крупных промышленных компаний.
Кроме того, зачастую отсутствует единая организационная основа, обеспечивающая целостное управление инновационной стратегией и развитием кластеров.
Однако, по мнению зарубежных экспертов, вопросы взаимодействия участников инновационных процессов и развития системы поддерживающих институтов являются важными факторами успеха в развитии инновационного потенциала региона.
Можно выделить наиболее общие проблемы (системные проблемы), с которыми сталкиваются разработчики региональных инновационных программ и программ формирования кластеров:
·    Отсутствуют мероприятия, направленные на создание долгосрочных инструментов планирования и текущего управления кластерами, и, как следствие, отсутствует обоснованное выделение средств бюджета по ключевым направлениям, поддерживаемым правительством региона.
·    Отсутствуют реальные индикаторы, оценивающие эффективность программы, из-за непроработанности государственной статистики в этих вопросах (отсутствие законодательной базы).
·    Неполнота правовой базы инновационной деятельности, в частности отсутствие законодательно закрепленных понятий (и критериев) инновационного продукта, инновационного проекта, высокотехнологичной отрасли (производства), и т.д.
·    Нет четкого разграничения федеральных и региональных функций в области инновационной деятельности.
·    Отсутствие четкой информации о создаваемой национальной инновационной системе, о формируемых направлениях государственной промышленной политики.
·    У большинства регионов отсутствует стратегия инновационного развития, поэтому разрабатываемые программы развития, как правило, не приводят к ожидаемому результату.
·    У большинства регионов отсутствуют механизмы интеграции кластеров в российскую судостроительную промышленность и включения кластера в международные сети.
С другой стороны, в регионах создаются такие важные объекты, как бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного доступа к современным технологиям, но отсутствует какой-либо объединяющий (информационно-аналитический) центр стратегического развития, который проводил бы анализ сильных и слабых сторон судостроительного кластера в регионе, способствовал согласованию стратегий участников инновационной деятельности. Создание центра стратегического развития (центра экспертиз) будет способствовать развитию конкретного кластера, поможет в организации управления инновационными процессами. Деятельность такого экспертного центра позволила бы сформировать профиль бизнес-инкубатора, технопарка или центра коллективного доступа.
Важно создать сеть таких экспертных центров в новых интегрированных центрах - Север, Запад, Дальний Восток, Юг, это позволит объединить разрозненные проекты в целостно функционирующую инновационную систему судостроительной промышленности.
5.    Стратегическая инициатива
В сложившейся ситуации очень важен целостный подход дальнейшей поддержки инновационных процессов в судостроительной промышленности. Первостепенными задачами на этом этапе являются:
1.    Разработка согласованной концепции поддержки инновационной деятельности;
2.    Создание единой организационной структуры для разработки стратегии развития и управления последующим проектом реализации.
Кроме того, крайне важно заложить ключевые инструменты, обеспечивающие оценку эффективности функционирования инновационной системы и мониторинг внешней среды (сравнительные исследования, оценка технологий, технологический прогноз).
Таким образом, крайне значимым является вопрос о системе управления интеллектуальным потенциалом судостроительной промышленности.
Наряду с инфраструктурой управления интеллектуальным потенциалом судостроительной промышленности, также необходимо рассмотреть вопрос о технологиях управления со стороны всех ключевых заинтересованных участников. Данные технологии должны обеспечивать понятность и прозрачность процесса принятия решения для всех участников процесса, обеспечивать реализационное сопровождение и мониторинг, фиксировать результат проектов с точки зрения соответствия исходным критериям отбора, так и с точки зрения эффективности, обеспечивать изменение процедур и нормативов принятия и реализации решения, если будет выявлена их неэффективность.
Наконец, очень важно выявить и рассмотреть практические примеры проектов использования и капитализации научно-промышленного потенциала, существующие уже сейчас. Необходимо соотнести те подходы, которыми руководствуются инициаторы данных проектов, с видением перспектив интеллектуального потенциала кластера, существующим у основных участников.
Из всего описанного становится очевидно, что для создания эффективной инфраструктуры управления интеллектуальным потенциалом судостроительной промышленности, необходимо создание сети региональных кластеров с единым центром координации. При создании эффективной системы управления интеллектуальным потенциалом становится возможным увеличивать капитализацию судостроительной промышленности, что повышает ее конкурентоспособность на мировых рынках, появится возможность привлечь новых резидентов и необходимые ресурсы для дальнейшего развития высокотехнологического бизнеса.
Предлагается положить в основу модели инновационной системы судостроительной промышленности России развитие региональных кластеров, координируемое на уровне ОСК.
Это можно сделать путем реализации набора программ. По сути, эти программы поддерживают ключевые механизмы (инструменты), закладывающие основу системы долгосрочного планирования и развития судостроительных кластеров:
1.    Определение структуры и состава кластера, построение инновационного профиля кластера (выявление центров ключевых компетенций среди региональных промышленных, образовательных, исследовательских организаций на региональном, национальном и международном уровнях).
2.    Выявление и анализ факторов, затрудняющих инновационное развитие компаний в регионе.
3.    Выявление наиболее вероятных тенденций будущего развития судостроения (проведение форсайта, построение роудмепа (технологической дорожной карты)).
4.    Создание региональных центров экспертиз судостроительной промышленности (информационно-аналитических) (мониторинг состояния отрасли, создание базы экспертов в области отраслевой экспертизы, установление партнерских связей среди участников инновационных процессов).
5.    Развитие сектора интеллектуальных бизнес-услуг (консалтинговые, инжиниринговые фирмы) в области судостроения.
Инновационную систему судостроительной промышленности можно рассматривать как многоуровневую формацию, где каждый уровень представляет собой проект определенной сложности. Формирование такой системы может осуществляться на следующих уровнях:
1. Формирование организационной структуры по созданию судостроительных кластеров. Выявление заинтересованных институтов и организаций, формирование управляющего комитета. Отсутствие решения на этом уровне очень затрудняет реализацию проектов на следующих уровнях.
2. Второй уровень - это формирование стратегии судостроительной промышленности, формирование кластеров. Предполагает всесторонний анализ научно-технического, образовательного, организационного потенциала региона, для выделения перспективных кластеров. На этом уровне правительственные структуры играют незаменимую роль. Через них осуществляется государственная политика, влияющая на инновационные процессы и развитие отрасли. Поэтому власти должны очень внимательно относиться ко всем инициативам по формированию подобных проектов. На начальном этапе бизнес и инвесторы не готовы вкладывать деньги в проекты, перспективы которых не определены.
Конкретными проектами здесь становятся региональные центры стратегического развития судостроительной отрасли - Центры экспертизы.
Такие региональные центры могут стать базовым элементом инновационного развития. Центр стратегического развития собирает информационно-аналитические данные о технологиях и рынках, оценивает эффективность и востребованность разработок, организует обмен мнениями всех заинтересованных участников и обеспечивает синергетический успех каждого инновационного проекта. Центр дает экспертную оценку инновационным проектам и определяет направления развития и взаимодействия.
Подобные проекты могут финансироваться на паритетных началах федеральным и региональным правительством, заинтересованными бизнес-структурами.
3. Третий уровень предполагает реализацию инвестиционных программ, инициированных на предыдущем уровне, по созданию новых и модернизации существующих элементов кластера. Способствовать выходу из кризисной технологической ситуации может создание центров коллективного доступа к новым технологиям. Такие коллективные инжиниринговые центры смогут предоставлять новые технологии сразу нескольким предприятиям. Такой механизм модернизации является наиболее рациональным и экономически оправданным. Финансироваться подобные проекты могут заинтересованными финансовыми группами и бизнес-структурами в форме частно-государственного партнерства. Подобный коллективный инжиниринговый центр позволит предприятиям повысить конкурентоспособность своей продукции посредством сокращения сроков и ошибок проектирования, сокращения трудозатрат и расходов при совместном проектировании. На данный момент подобных центров в России не много, но они есть и свою эффективность они доказали. Все они сейчас финансируются крупным бизнесом. В их числе инжиниринговые центры таких предприятий, как «Криогенмаш» и «Энергомашкорпорация». Успех подобного рода проектов определятся руководителем и командой, которая создает эти центры.
На каждом из этих уровней формируются проекты. Каждый проект заполняет те системные проблемы, которые присутствуют в судостроительной отрасли региона. Проектирование инновационной системы отрасли представляет собой выявление функций, которые сейчас не выполняются или плохо выполняются, и делегирование этих функций существующим организациям, при отсутствии таких организаий необходимо создавать новые. Эти преобразования должны иметь системный характер и, самое главное, формализованные сценарии их дальнейшего развития, которые обсуждались бы со всеми заинтересованными участниками. Здесь важно, чтобы каждый найденный сценарий реализовывался как бизнес-проект, в соответствии с принятыми мировыми стандартами. Ведущую роль играет команда, способная его реализовать.
В соответствии с вышеописанными уровнями, в каждом конкретном регионе создание судостроительного кластера может осуществляться следующим образом:
1.    Формирование организационной структуры по созданию судостроительного кластера, выявление заинтересованных институтов и организаций, формирование управляющего комитета.
Анализ научно-технического, образовательного, организационного потенциала региона, проведение необходимых исследований.
2.    Детальный анализ выявленных научно-технических направлений и формирование программы развития кластера.
- Результатом является создание центров стратегического развития судостроительной отрасли (центры экспертизы).
3.    Реализация инвестиционных программ по созданию новых и модернизации существующих элементов кластера.
- Результатом является реализация модернизационных проектов, создание в регионе новых и модернизация существующих производств.

 
« Пред.


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.