На вопросы специального корреспондента "Морской газеты" Валерия Никонова отвечает заместитель председателя правления Международного фонда моряков-подводников и ветеранов подводного флота контр-адмирал в отставке В. Ф. ИВАНОВ.
- Василий Федорович, что побуждает ветеранов, в том числе и подводного флота, учреждать благотворительные фонды?
- Причины могут быть самыми разнообразными. Но я убежден: в основе любого создаваемого ветеранами фонда лежат благородные цели.
- Какую цель, например. преследовали учредители Международного фонда моряков - подводников и ветеранов подводного флота?
- Прежде чем ответить на ваш вопрос, я сделаю небольшой экскурс в историю. Итак, вот уже четыре года являясь председателем общественного Совета Музея подводных сил России имени Маринеско, я занимаюсь благотворительной деятельностью. Мне нередко приходится обращаться к главам администрации районов, бизнесменам с просьбой оказать финансовую помощь как для расширения материальной базы музея, так и для поддержки семей ветеранов, проживающих в нужде. Однажды встретился с одним уважаемым бизнесменом и коротко сказал ему: - Помогите!
И он помог. Пошел навстречу и во второй раз. А потом вежливо сказал мне. что могут быть и другие решения.
- У вас есть конкретные предложения? - спросил я.
- Есть, - сказал бизнесмен. -- Создавайте благотворительный фонд и начинайте сами зарабатывать средства для вашей повседневной деятельности.
Этот разговор послужил своеобразным творческим импульсом для создания нашего Фонда. А для добрых дел нашлись и добрые люди. Вот в данном случае учредителями благотворительного общества стали такие известные в Военно-Морском Флоте военные моряки, как адмирал Владимир Николаевич Поникаровский, вице-адмирал Юрий Александрович Суханов, Герой Советского Союза капитан 1 ранга Иван Федорович Морозов и другие. В число учредителей также вошел ряд российских предприятий, банков, предпринимателей патриотической направленности. Председателем правления является Герой Советского Союза Томно К.Л., президентом - контр-адмирал Мироненко Г.М. Фонд включен в государственный реестр благотворительных обществ России.
Сегодня все наши усилия направлены на достижение уставных целей. А они самые разнообразные, в том числе - оказание материальной, социально-правовой поддержки инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам-подводникам России, зарубежных стран, выпуск военно-исторической литературы и т.д.
- Будет ли Фонд принимать благотворительную помощь?
- Отказываться от помощи не станем. Ведь берем мы ее не для себя, а для людей. Например, на днях я обратился с просьбой к кронштадтскому бизнесмену, бывшему командиру атомохода капитану 1 ранга Анатолию Георгиевичу Неволину, оказать материальную помощь семье покойного Героя Советского Союза вице-адмирала в отставке Валентина Георгиевича Старикова. Ныне его дочь изо всех сил тянет на себе весь семейный воз из трех поколений. Я ей уже прошлым летом помогал, но та сумма житейских проблем не решила. И вот теперь пришлось обратиться к Неволину. Убежден он поможет семье Героя. Однако следует подчеркнуть - свою главную ставку мы делаем на самостоятельное зарабатывание средств.
- Каким образом?
- Для решения экономических проблем у нас создаются различные коммерческие дирекции. В качестве примера остановлюсь на строительной, возглавляемой В. Шияновым. Пару месяцев назад он пришел к нам и говорит: моя команда умеет реставрировать, ремонтировать здания и даже составлять проектную документацию. Мы решили оплатить расходы по лицензиям и проверить его в деле. И через некоторое время увидели: Валерий Григорьевич - это тот человек, который нам нужен: за полтора месяца он со своей командой сумел заработать приличную сумму, часть ее мы уже направили 116 детям подводников, а также инвалидам, ветеранам войны и воинской службы. В перспективе, не сомневаюсь, мы сможем обеспечивать офицеров-запасников хорошо оплачиваемой работой, но для этого потребуется их инициатива, изобретательность, интенсивный труд.
- Какие главные задачи предстоит решать Международному фонду подводников и ветеранов подводного флота в первый год XXI века?
- Напомню, что учредители нашего Фонда стояли у истоков создания Музея подводных сил России имени Маринеско. В настоящее время для них делом чести является установка на вечную стоянку на Неве первенца советского атомного судостроения легендарного атомохода К-3 ("Ленинский комсомол"), - впервые в отечественной истории прошедшего многие сотни миль под льдами Арктики и дважды пересекшего точку Северного полюса. Они уверены: эта атомная подлодка, где планируется создание филиала Музея подводных сил России будет достойнейшим памятником покорителям морских глубин.
- Цель благородная. Однако эта акция потребует денежных средств. И, видимо, довольно-таки немалых?
- Вы правы. Любое начинание требует и материального, и информационного обеспечения. Разумеется в одиночку моряки-подводники эту задачу никогда не решат. Поэтому, когда 4 ноября 1999 года в нашем музее побывал губернатор Санкт-Петербурга Владимир Анатольевич Яковлев, я доложил ему об инициативе ветеранов-подводников. Он меня внимательно выслушал и, как бы раздумывая, произнес: Согласен. Но при этом хорошо бы поставить, на Неву атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения... А потом рассмеялся и добавил: - Надо бы. Да сил не хватит. Мы по ледоколу "Красин" не сняли ряд проблем. Но атомную подводную лодку К-3 на Неву надо ставить!
Такая поддержка губернатора много значит для моряков-подводников, судостроителей, ученых, конструкторов.
- Есть ли уже в мировой музейной практике прецеденты установления атомных подводных лодок на вечную стоянку?
- Да. Например, в США американцы, как свое национальное достояние, поставили на обозрение всему миру первую атомную субмарину "Наутилус". Не отстают и россияне. Не будем забывать: Санкт-Петербург - морская столица России. И если в Санкт-Петербурге, труженики которого вносят неоценимый вклад в развитие атомного подводного флота, не будет установлен наш первый атомоход К-3, то город и страна навсегда утратят важнейшее историческое свидетельство ушедшего XX века о научно-техническом достижении нашего народа и страны в атомном судостроении.
- Над чем еще, помимо установки на вечную стоянку атомной подводной лодки К-3, Фонд намерен работать в ближайшее время?
- Сейчас только в Санкт-Петербурге проживают 32 тысячи ветеранов ВМФ, из которых более 10 тысяч - бывшие подводники. По медицинским источникам 30 процентов людей, посвятивших свою жизнь подводному флоту, являются инвалидами. А если быть честными до конца, то надо признать: практически каждый подводник, ушедший в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в известной мере уже инвалид. Но для своего лечения нуждается в деньгах. Увы, но эта проблема наше государство пока не волнует. Более того, оно даже не торопится выполнять законы, направленные на повышение благосостояния россиян, которые уже были утверждены первым лицом государства.
- Вы можете привести конкретный пример?
Конечно. Еще 19 февраля 1993 года вышел в свет Закон "0 государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", который полностью распространяется и на военных прослуживших и уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Силах Российской Федерации. Там черным по белому записано, что лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной оплате независимо от места проживания и время обращения за пенсией.
Спасибо за беседу, Василий Федорович. От имени редакции "Морской газеты" желаю кораблю с именем на борту "Международный фонд моряков-подводников и ветеранов подводного флота" семь футов под килем!
Валерий НИКОНОВ Специальный корреспондент "Морской газеты".
|